dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Хорошо ли это, детки?

Алексей Битов (poziloy)

Из вчерашнего поста: «Дети – существа доверчивые, их можно убедить, в чём угодно: в том, что клей из пакета развивает лёгкие и кругозор; в том, что пластмассовые фикусы в кадках выделяют запредельное количество кислорода; в том, что из всех молочных продуктов самым изысканным является моча молодого поросёнка...» (http://dik-dikij.livejournal.com/997744.html).
Скажете, о вкусах не спорят, кому что нравится? Так, да не так: кефир или ряженка, свинина или баранина – действительно, дело вкуса, но при чём тут моча молодого поросёнка? или шашлык из папье-маше?
Осмелюсь утверждать: нет таких гурманов, есть только две категории «ценителей» подобных блюд. И здесь придётся признаться в нехорошем поступке – водится за мной такое, что поделаешь. В общем, 21 мая с.г., Театр на Таганке, выхожу я из зала под впечатлением от увиденного действа и громко так философствую: хвалить такое могут только две категории – лжецы и зомби. А впереди меня идёт критик А.Карась – и как-то немного нервно оглядывается. Маловероятно, что она знает меня в лицо, но я-то её узнал и не по-джентльменски воспользовался своим преимуществом: «Да-да, госпожа Карась, к Вам это тоже относится». Дети, не берите с меня пример, не надо так себя вести, нехорошо это, каюсь. Нехорошо, но по сути – всё, увы, верно. И порука тому – статья г-жи Карась в «Российской газете», «На Таганке ходят танки. В знаменитом театре сыграли спектакль "1968. Новый мир"» (http://rg.ru/2014/05/29/taganka.html).
Здесь, кстати, позволю себе лирическое отступление. Функционеров «нового театра» власть, по их словам, всегда травила и гнобила, а сейчас и вовсе наступил «правый поворот». Но при этом статьи в поддержку «новаторов» из той же Группы юбилейного года появляются то в нынешних «Известиях», где ни одна оппозиционная муха не пролетит, а то, как в данном случае, в официальном печатном органе Правительства Российской Федерации. Интересная такая оппозиция, за казённый счёт и под властным прикрытием. Казалось бы, всё ясно, ан нет. Впрочем, дети – на то и дети, чтобы верить в сказки. Даже в такие, которые курям на смех.
Кстати, о смехе. Трудно не заметить: волкостреловское «действо» относится к тому же жанру, что и легендарное представление Короля и Герцога для арканзасской глубинки, хотя Волкострелов, конечно, менее радикален, он, типа, «минималист» (по утверждению А.Карась; отчасти она права, поскольку минимум театра – это его полное отсутствие, каковую дырку от бублика и демонстрирует просвещённой публике г.Волкострелов). Понятно, «минимализм» постановщика передаётся и рецензенту (по закону сообщения и опустошения сосудов, как сказал бы П.Руднев); если в отзыве Г.Финна (М.Твена) мы находим явную экспрессию («Тут и корова не удержалась бы от смеха, глядя, какие штуки откалывает наш старый дурак»), то А.Карась минималистична: «трудно подавить смех, так точны в психологическом жесте молодые актеры Елизавета Высоцкая, Марфа Кольцова, Александр Марголин, Роман Сорокин и Анна Хлесткина». Комплимент («трудно подавить смех») выглядит сомнительным – тем более, если вспомнить, как актёры недостоверны в обращении с пишущей машинкой, шахматной доской, тушью для ресниц образца 1968 года (сухой и нуждающейся в специфическом «разведении») и ингредиентов для салата (тоже явно не из того времени)... Ладно, посмеялись и забыли, вернёмся к главному: почему из статьи г-жи Карась в «РГ» следует, что «спектакль» понравился ей ровно постольку, поскольку она заранее была убеждена в величии очередного Лжедмитрия?
Всё просто, проще не бывает: рецензент хочет похвалить то, что ему как бы понравилось (т.е. легло на уже подготовленную матрицу), но не знает, откуда зайти и элементарно путается в своих ощущениях. Судите сами: «для минималистов Дмитрия Волкострелова и Ксении Перетрухиной отсутствие порой важнее присутствия: их "шум времени" обладает странной акустикой – в нем слова разделены с жестами и интонациями, а фрагменты прозы, диалоги из полузабытых фильмов ничего не объясняют. Прошлое молчит, опасно сливаясь с настоящим в своем инфантильном лепете... Обеззвученный год, обеззвученная история, апатично жмущаяся по кухням, пока за стеной бодро скандируют совхозный очерк о "победах хлеборобов" или производственную гимнастику, в которой предлагается снова "прогнуться" и непременно "на свежем воздухе"... Меланхолический, чуть ленивый тон сопутствует всему представлению... В нежной тишине спектакля слова и жесты плывут как тени и, проецируясь в нашем сознании, могут осветить прошлое или уйти в беспамятство». Простите, что-нибудь одно, либо молчание, либо лепет. И уж никак не «нежная тишина» под «бодрое скандирование» ленивым тоном. Подобная мешанина свидетельствует только об одном: никакого своего, конкретного впечатления о «спектакле» у рецензента не сложилось; г-жа Карась твёрдо знает, что «спектакль» ей понравился, но несколько путается, чем именно он ей понравился. Согласитесь, так бывает именно тогда, когда работает заранее заданная установка (где ты теперь, Мак Сим?)
В общем-то, о том же свидетельствует и странность многих формулировок, начиная с первых же фраз: «Заброшенная в многострадальный и легендарный Театр на Таганке почти как диверсанты, окутанная страхами, слухами и скандалами, "Группа юбилейного года" оказалась именно тем, на что претендовала». Если перевести на язык родных осин, получается, Карась написала: «Группа», заброшенная почти как диверсанты, оказалась именно почти диверсантами. Спорить не буду, согласен даже с «почти» – всё же диверсанты должны владеть хотя бы азами маскировки на местности, а наши перформансисты даже этому не обучены, всё очевидно.
А это как понимать прикажете? «В формате "малых дел" молодые режиссеры, художники и театроведы осуществляли работу ассенизаторов истории, чистильщиков ее авгиевых конюшен, не сделанную их предшественниками. Дмитрий Волкострелов не пытался прорвать герметичную оболочку прошлого, он только читал его окаменевшие в слоях времени знаки. Так возник спектакль "1968. Новый мир"». Странные всё-таки у г-жи Карась представления о работе ассенизатора: приходит он, значит, в «авгиевы конюшни», а там всё уже расфасовано в герметичные упаковки и готово к считыванию информации, оставленной для потомков тогдашними Мандзони. Круто, конечно, но не вполне сопрягается с суровым буднями ассенизаторов.
«Опустив деревянный (вместо железного) занавес, они вынесли все действие на узкую полоску авансцены, погрузив ее в долгое молчание». То есть Волкострелов и Ко погрузили авансцену в молчание? Это как, интересно? Не говоря уже о «шуме времени» (со «странной акустикой»), инфантильном лепете и бодром скандировании ленивым тоном...
«Никакого всплеска революционных чувств из зрителей не высекается». Вяло секли, наверное (возможно, учли, что 1968 год был объявлен ООН Международным годом прав человека).
«И как странный феномен, оттесненный на узкую полоску памяти, звучат в спектакле "последние" слова Ларисы Богораз, Константина Бабицкого, Вадима Делоне, Владимира Дремлюги и Павла Литвинова, тех, кто на задворках 68-го вышел на Красную площадь». Задворки года – это 25 августа, да?
И апофеоз: «Дружно голосующий зал демонстрирует философскую бессмысленность этого жеста – голосуй-не голосуй, а финал будет». Да уж, голосуй, не голосуй, всё равно получишь хвалебные рецензии, никак не связанные с неуклюжим перформансом. Вопрос, кому это надо, оставляю открытым: есть зомби, есть лжецы-продавцы, а есть те, кто обеспечивает этим продавцам режим наибольшего благоприятствования в торговле. В конце концов, не важно, кто и как голосует; важно, кто и как считает барыши (не обязательно финансовые). А детишки услышат вкрадчивый голос сверху: закройте глаза, и не сомневайтесь, что вам покажут замечательный спектакль. Не забудьте его похвалить. Неважно, если невпопад.
Как в случае с шашлыком из папье-маше: главное – не подавиться...
Subscribe

  • Памяти Бельмондо

    dik_dikij и poziloy 6 сентября 2021 года умер Жан-Поль Шарль Бельмондо. Тот редкий случай, когда можно без малейшего преувеличения сказать:…

  • 2021: 23 – 31 августа

    dik_dikij и poziloy Прощаемся с летом. 23 августа 2021 года умер Гоча Ломия. « Ломия... знаком советскому зрителю по своему экранному дебюту – в…

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment