dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Хижина дяди Васи, или Волчок позорный

Алексей Битов (poziloy).
Я не видел фильм «Волчок» и не собираюсь его смотреть. Нет, отнюдь не из принципа, но потому, что сценарий я читал – тот самый сценарий, который некоторые странные люди упорно называют пьесой. Снять по такому сценарию можно только чёрную мелодраму не лучшего вкуса, это очевидно. Выжать из меня слезу такой лобовой атакой не получится, эстетика в духе чёрного Болливуда меня и вовсе смешит. Ну, так на хрена я пойду это смотреть?
Тем не менее, коли попросили, свою точку зрения попробую мотивировать. Для этого мне пришлось воспользоваться старой рецензией, вытащенной из собственного архива. К ней я добавил концовку, связанную с последними событиями.
В.Сигарев, «Волчок». Один вопрос, слава Богу, отпал сразу. Автор сам обозначает жанр: киносценарий. Спорить нелепо. Похоже на «Пластилин», но профессиональнее. Уровень в целом удерживается (может быть, чуть снижается во второй половине, но выравнивается благодаря эпизоду с пирожками на вокзале, едва ли не лучшему в сценарии). Фильм снять, конечно, можно; рыдающий зритель не сразу поймёт, что всё это он уже видел (правда, на сей раз одной Асановой дело не ограничивается). Над будущими рыдальцами я смеяться не собираюсь, их реакция мне понятна. Мелодрама – она, конечно, и в Африке мелодрама, но у Сигарева даже достоверные детали иногда попадаются. Впрочем, детали могут быть сколь угодно достоверны, а сам сценарий – откровенная соплевыжимательная туфта, и никакие мелкие детали тут ничего не меняют. Надо полагать, фильм будет благосклонно воспринят на западе, где чернуха а-ля рюс последнее время пользуется большим спросом. Только не надо искать в этом происки русофобов, скорее наоборот – нас, бедных русских, нынче модно жалеть, как раньше было принято жалеть североамериканских негров, жертв проклятого расизма. «Волчок» будет воспринят как русская версия «Хижины дяди Тома»; ни на что большее он претендовать не может. Тем более, сценарий завершается не вполне понятно: Девочка, вроде бы, погибает, сбитая машиной, и передаёт свой талисман-волчок Матери, но тогда что за женщина сидит за столом в начале фильма и вращает всё тот же волчок (непохоже, что это Мать)? Нет, господа хорошие, не верю я Сигареву как автору, а ещё меньше верю всем этим досужим уверениям, будто Сигарев пишет, как чувствует, без оглядки на законы жанра. Наш лауреат очень чётко рассчитывает, на что должен клюнуть «его» зритель, и выстраивает сценарии не по любви, а по расчету. Судя по Цюриху, на сей раз он угадал. Вряд ли «Волчку» уготована завидная судьба в отечественном кинопрокате; в России, опутанной, как Лаокоон, нефтегазовыми змеями, чернуха не в чести, подавайте нам гламурные блокбастеры, а Сигареву оставьте Цюрихи. Ну, а на мой непросвещённый взгляд, нет такой аудитории, которой следовало бы угождать или под которую допустимо прогибаться. Дама в очках с ружьём в автомобиле просила не напоминать ей о Цюрихе, а с француженками в подобных вопросах спорить себе дороже.
Subscribe

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Год назад: 2020, 1 – 7 сентября

    dik_dikij и poziloy Воспоминания вслед. В первый день прошлой осени ушли Крапивин, Клюев и Печерникова. А закончилась та первая неделя смертью…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments