dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Category:

Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён

Алексей Битов (poziloy)

В комментариях к посту "Хромая логика" (http://dik-dikij.livejournal.com/96452.html) анонимный корреспондент разместил такое сообщение:"http://kilgor-trautt.livejournal.com/472524.html Интересует ваше мнение о сегрегации в театре".
По ссылке:
Открытие театрального сезона 2010/11
"New York'1979"
9 июля
19.00
ЛИЦАМ, МОЛОЖЕ 18 И СТАРШЕ 35 ЛЕТ, ВХОД НА СПЕКТАКЛЬ ВОСПРЕЩЕН!

Действительно, странновато. Хотя не уверен, что тут стоило бы говорить о сегрегации. Я так и ответил на комментарий: "по-моему, это просто смешно. Такими темпами меня однажды с внуками на "Буратино" не пустят – режиссёра ведь не моя реакция интересует, а детская. Не иначе, какой-нибудь вумный маркетолог подсказал".
И всё-таки... Конечно, для пиара все средства хороши. Напишешь, что лица старше 35 лет не допускаются – и сразу получишь множество желающих попасть на спектакль, в основном в возрасте от 35 и выше, а не было бы этой надписи – никаким арканом их бы в театр не затащить, так уж человек устроен. Главное – заинтересовать детей своим предметом, как сказала учительница географии, натягивая презерватив на глобус.
Тут ещё другой анекдот вспоминается, про объявление в магазине: “Евреям сметану не продавать". В итоге возмущённый еврей врывается в кабинет завмага с криком "Что это такое?", а тот хладнокровно спрашивает в ответ: "А ви её п'ёбывали, эту сметану?"”. Это я к тому, что сам Халезин также не вправе смотреть данный спектакль, возрастной ценз не позволяет. Как он сам говорил: "Начну с биографии. Родился 30 марта 1964 года в Минске" (http://www.moyby.com/news/1260/). Если я правильно понимаю, с тех пор прошло несколько больше 35 лет.
Нет, пиар пиаром, конечно, а логика – логикой. Искусство не может быть приватизировано ни в целом, ни по частям, так что если вы считаете свою деятельность искусством – забудьте про дресс-код или фэйс-контроль. А как же "дети до 16" (где-то, может быть, и до 18)? Так ведь это ограничение законодательное, вы его не устанавливаете, а, напротив, подчиняетесь ему как законопослушный гражданин. А если вы испытываете острое желание что-то приватизировать – как минимум, не называйте это искусством.
И вот ещё что, пожалуй. Отчего-то так повелось, в нашей части Ойкумены – особенно: устанавливающий ограничения наивно думает, что на него самого они не распространяются. Ошибочка. Это вы сразу же установили и запрет, и исключение из императива, два в одном. За одним исключением неизбежно последуют другие, так на фига же было огород городить? Впрочем, последнее замечание к нашей теме не относится, запреты тут просто смехотворны.
Хотя, конечно, ради пиара...
Ладно, речь, в конце концов, не о Халезине, он просто под руку попался. А уж коли попался, отчего бы не воспользоваться случаем? В июне в библиотеке "У Паровоза" появились две новые пьесы руководителя "Свободного театра" (смешно называть театр "Свободным", но устанавливать ограничения на вход, правда?). Так вот, о пьесах. Халезин – профессиональный драматург, тут вопросов нет (редкое по нашим временам качество, к сожалению). Этот автор, безусловно, умеет писать; более того, он-то как раз хорошо понимает, что такое сцена и где её границы. По форме придраться не к чему, разве что к мелочам. А вот по содержанию...
"Лига Лунного Света" вообще производит странное впечатление: вероятно, сроки договора поджимали, темы не было, а тут на глаза попалась видеокассета с "Приключениями принца Флоризеля". Получилась не слишком запоминающаяся вариация на тему Клуба самоубийц, лишённая стивенсоновского блеска и юмора, зато, ну, очень, политкорректная. А больше и сказать нечего.
"Полуночная жертва", конечно, поинтереснее. Хотя начинается она с откровенного ляпа. В перечне действующих лиц читаем: "Шут – 33 года. Потомственный паяц, с недавнего времени ставший клоуном. У него рыжий парик, огромные ботинки, нарисованная улыбка, накладной нос". И сразу же начинается Акт I, вот вводная ремарка: "На сцене в луче света на полу сидит клоун – у него рыжий парик, красный накладной нос, несоразмерные ботинки, нарисованная улыбка". Слушайте, зачем два раза повторять одно и то же? В самом тексте тоже не всё ровно. Очень много Горина (особенно вначале), к середине вроде бы что-то проклёвывается, а концовка смазана, да ещё и тривиальна донельзя.
Именно в середине, если уж мы говорим о содержании, я нашёл несколько любопытных реплик. Вот, например:
"2-й свидетель. Что вы ерунду говорите? Он – художник, вы – власть, власть судит художника. Все здесь понятно – если власть судит художника, то художник нормальный, а власть – дерьмо. Так всегда бывает". Всё верно, нормальные люди уверены, что в споре художника в споре с властью всегда прав по определению. Этим научилась пользоваться всякая шушера: как только власть (в виде исключения) вспоминает о существовании определённых законов и норм поведения, нарушители Уголовного Кодекса порой начинают прикидываться "художниками" – мы, дескать, люди искусства, и обычные законы к нам не применимы. Знакомая песня, многие до сих пор на неё покупаются. Жаль. Конечно, власть в споре с художником неправа по определению, но для такого спора нужна не только дерьмовая (опять-таки по определению) власть, но и художник, а не любитель "самовыражения", прикидывающийся этим самым художником.
Ещё одна реплика: "Вы, художники, всегда относитесь к обычным людям, как к неразумным ущербным существам. Вашего внимания достойны лишь те, кто понимает, ценит и хвалит плоды вашего творчества". Это точно, постоянно получаю подтверждения подобного отношения. И опять-таки это распространяется не только на художников, но и на многочисленных имитаторов.
И, наконец, уже не об искусстве, но сугубо о власти. "Роман. Ничего нового. Просто ты думаешь, что решаешь судьбы подданных, а подданные думают, что у них есть власть, которая может решить их проблемы. Все заблуждаются самым глубочайшим образом, но всех это заблуждение устраивает...
Алекс. Если всех это устраивает, значит, такова реальность
".
Реальность именно такова. А ещё подданные государственных псевдодеятелей иногда думают, что у них есть искусство, и нередко это тоже – не более, чем заблуждение. Которое, впрочем, устраивает... нет, не всех, но очень и очень многих. Особенно псевдохудожников.
Теперь можно вернуться к Халезину. Ладно, Николай Николаевич, уговорили. Если я когда-нибудь окажусь в Минске (что пока маловероятно), не пускайте меня к себе на спектакль. Я ведь не только рылом не вышел, но и по возрасту не подхожу.
Subscribe

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Год назад: 2020, 1 – 7 сентября

    dik_dikij и poziloy Воспоминания вслед. В первый день прошлой осени ушли Крапивин, Клюев и Печерникова. А закончилась та первая неделя смертью…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 41 comments

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Год назад: 2020, 1 – 7 сентября

    dik_dikij и poziloy Воспоминания вслед. В первый день прошлой осени ушли Крапивин, Клюев и Печерникова. А закончилась та первая неделя смертью…