dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Category:

Корогодский

dik_dikij и poziloy

В некотором роде, преамбула к ближайшим «Кругам». Отдельной строкой, так сказать.

22 мая. 10 лет назад умер Зиновий Корогодский.
В его жизни – множество загадок. Непонятно, каким образом он, минуя отбор, оказался в Ленинградском театральном институте имени Островского, у Б.Зона. Кто-то «похлопотал»? Кто?
Непонятно, почему после смерти А.Брянцева, основателя Ленинградского ТЮЗа, новым худруком стал не естественный, казалось бы, преемник Л.Макарьев, а 35-летний Корогодский, за 3 года до этого вернувшийся в северную столицу после работы в Калуге и в Калининграде и поставивший лишь пару не самых прогремевших спектаклей у Товстоногова в БДТ («Неравный бой» и «Не склонившие головы», сколько известно). Вполне возможно, Макарьев был для тогдашних местных партбонз непроходной фигурой или просто по возрасту не подходил (70 лет, как-никак), но почему всё-таки Корогодский? Опять непонятки, и рассказ самого Корогодского (1998 год) не проясняет никаких деталей: «Меня распределили очередным в Калугу, а потом в Калининград — в двадцать восемь лет я стал главным режиссером. В 1959 году Товстоногов пригласил меня в БДТ на постановку пьесы В.С.Розова «Неравный бой». Не считаю этот спектакль своей удачей по многим причинам. Тем не менее Товстоногов продолжал относиться ко мне с доверием и поручил мне занятия в труппе по методу действенного анализа. Мои педагогические пристрастия определились очень давно — я даже окончил заочно педагогический институт, пока работал в Калининграде. В ТЮЗе мой второй диплом пришелся весьма кстати. Но я был туда назначен только благодаря Георгию Александровичу. 23 февраля 1962 года, в день рождения театра, меня представили труппе, и я сразу попал в переделку… Театр меня не хотел: «какой-то Зяма»... Долгие годы я преодолевал подпольные и открытые баррикады против себя, хотя общее признание пришло быстро. Мой приход совпал с переездом театра с Моховой на Пионерскую площадь, в новое здание» (http://theatreforum.3dn.ru/doc/m/korogodskii/ZINOVII_KOROGODSKII.pdf ).
Но Корогодский сделал свой театр, тот самый ТЮЗ, уже на новом месте – не на там, где работал Брянцев, а на Загородном, в створе Гороховой улицы (несколько минут езды от центра по прямой) и совсем рядом с БДТ (несколько минут пешком).
В ТЮЗЕ Корогодской проработал почти четверть века, вплоть до очередной «непонятки» – скандального дела 1986 года, стоившего Корогодскому не только поста. И это, заметьте, в момент, когда, как считалось, подул «ветерок свободы»... Понятно, в Ленинграде в этот момент обострилась клановая борьба, но почему жертвой назначили Корогодского? Ещё одна загадка.

З.Корогодский, из того же интервью 1998 года.
«Зон, Кнебель и Товстоногов – три составных моего профессионального и человеческого способа жить в театре».

«Театр – модель мира. В нем есть все, что свойственно человечеству. Он держится на раздавленных самолюбиях, укрощенных амбициях. Нужны огромные силы, чтобы подчинить себя кому-то, чтобы «мое» соединить с «нашим». Но счастлив тот, кому это удается. А для меня театр – способ жизни. Я ни о чем другом не думаю, ничем не увлекаюсь, не имею хобби, засыпаю и просыпаюсь с мыслями о театре, это проявляется и в репетициях, и в том, что пишу, и в общении. Полагаю, впрочем, что такая односторонность меня не обедняет – в свои семьдесят два существую совершенно наполнено. Наверное, живу в сравнительно замкнутом пространстве, многого не умею и, возможно, многого не знаю, но ведь театр – окно в мир. Через театр можно познать даже квантовую механику, а уж жизнь человеческого духа... Я много читаю – боюсь отстать. Всегда преследовал страх не успеть, потому жил нервно и торопливо – так до сих пор. Если пропущу какие-то книги, журналы, спектакли, могу отстать от студентов, от процесса. Может быть, это и генерирует меня, мое беспокойство и любопытство. Эта боязнь отстать – не комплекс неполноценности, не самоуничижение, а стремление быть адекватным всему, чем наполнено время».
«На глазах меняется даже стиль рецензирования спектаклей. Когда-то это было неторопливое описание, анализ... Я наблюдаю, как усложняется критический анализ, много подтекстов, игры слов, лексических находок, но в итоге ощущаю, что солирует критик, а не спектакль».
«Сегодня, освободившись от слежки, контроля и бесконечных вызовов «на ковер» к начальству, где указывали, каким должен быть театр, мы пришли к другой несвободе, которую вернее назвать вольницей: никто никому не указ, большинство ценностей разрушено или деформировано до «все на продажу»
».
О.Волкова, много работавшая с Корогодским, вспоминает и такое его высказывание: «В искусстве нельзя чирикать. Либо пой, либо заткнись» (см. http://ptj.spb.ru/archive/17/the-petersburg-prospect-17/zinovij-korogodskij-teatr-moe-zabluzhdenie-moya-vera-moya-zhizn/).

О Корогодском вспоминает А.Белинский, его соученик той, послевоенной поры – http://video.yandex.ru/users/natavassia/view/463/.

Пожалуй, добавлять ничего не надо.
Subscribe

  • Вынужденное

    Алексей Битов (poziloy) Очень не хотелось снова писать про всю эту ковидно-вакцинную вакханалию, но деваться, повторю, некуда. Хотя прекрасно…

  • Мастер, Маргарита и немного футбола

    Алексей Битов (poziloy) « Смотреть матч по телевидению все равно, что изучать животное по скелету. Все вроде бы ясно, а теплого и трепетного…

  • 2021: 1 – 15 ноября

    dik_dikij и poziloy Юрий Клепиков, Геннадий Чихачёв, Виктор Коклюшкин и другие. 1 ноября 2021 года умер кинодраматург Юрий Клепиков – сценарист…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments