dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Обещанное (только вступление)

Алексей Битов (poziloy)

Эта неделя у нас будет скучной: все будние дни, кроме вторника, планируем отвести недавнему «Конкурсу конкурсов», прошедшему, так сказать, под знаком «Золотой маски». Как уверяли организаторы, отобраны самые-самые «сливки»: «В этом году вашему вниманию предлагаются лучшие тексты сезона 2013-2014, попавшие в шорт-листы ключевых ежегодных премий русскоязычной драматургии – от «Евразии» до «Любимовки»» (http://www.goldenmask.ru/spect.php?id=1114).
Что ж, вот список финалистов с указанием конкурсов, на которых они были отмечены:
1. М.Агамян, «Дядя Саша мясник» – «Тиждень актульної п'єси» (Украина).
2. Р.Белецкий, «Три попытки пройти» – Володинский фестиваль.
3. И.Васьковская, «Март» – «Евразия», «Любимовка», «Дебют».
4. О.Жанайдаров, «Джут» – «Действующие лица», «Свободный театр»-2014.
5. М.Зелинская, «Я не Соня» – «Любимовка».
6. А.Зензинов, «Детей держите за руки или на руках» – «Текстура» + «Любимовка» (внеконкурсная читка).
7. К.Костенко, «Сатори» – «Действующие лица».
8. М.Крапивина, «Сигналы примирения» – Володинский фестиваль, «Свободный театр»-2014.
9. Т.Сапурина, «Кот стыда» – «Любимовка».
10. А.Родионов и Е.Троепольская, «Проект «Сван» – «Текстура» + «Любимовка» (внеконкурсная читка).
Как видите, 7 соискателей из 10 связаны с конкурсами вполне определённого направления (включая, к сожалению, Володинский фестиваль – достаточно напомнить, что в 2009 году одним из победителей стала пьеса В.Печейкина «Моя Москва», цитируем: «СВЕТЛАНА (передает кота). Вот этот, новый.
ПЕТР (вынимает член из брюк). Сейчас пробовать.
Засовывает коту член в зад. Кот кричит, царапается и вырывается»)
.
Кстати, ещё одна любопытная цитата с http://www.goldenmask.ru/spect.php?id=1114: «Драматургический «Конкурс конкурсов» является важной частью программы «Новая пьеса»». Сайт «Новой пьесы» тоже размещён под той же самой «Маской» – http://www.goldenmask.ru/proj.php?id=147. Открываем, читаем: «Кураторы программы «Новая пьеса» 2014
Александр Вислов
Елена Ковальская
Кристина Матвиенко
Павел Руднев
».
Трое последних фигурируют и в списке «отборщиков» на «Любимовке» (см. http://lubimovka.ru/istoriya/9-2013). Ну, бывают в жизни совпадения, ничего не попишешь...
Ладно, с отбором финалистов всё было понятно заранее, а что можно сказать про самих соискателей? Имена всё больше знакомые; в прошлом году в списке оказалось сразу три неизвестных мне автора, а на сей раз – только Агамян. Но, как ни странно, реальных пьес нынче больше, чем год назад – в жанровые рамки не вписываются, на мой взгляд, всего 4 текста; ещё 3 – безусловно, пьесы (о качестве сейчас не говорю), а 3... тут сложнее. Особых технических задач перед гипотетическим постановщиком они не ставят, но придётся либо поломать голову над вопросом «как сделать так, чтобы зритель не запутался», либо всё же внести вынужденные коррективы в авторский вариант. Голословно указывать, кто есть ху, не стану, но отзывы будут сгруппированы именно по этим 3 «номинациям».
По поводу «чернухи». Скажем так, «чернушные», по крайней мере, следы можно найти в явном большинстве текстов (под чернухой понимается, ещё раз повторю, не показ «негатива», а смещение «фокуса» с самих персонажей на «ужастики», которые с ними, типа, происходят). Видимо, это – родовая черта вчерашне-сегодняшней т.н. «новой драмы»; есть такое мнение, что черта эта связана с отсутствием персонажей, которых, кроме всего прочего, надо выносить, а на конвейере оно как-то не очень получается, времени нет. А с картонными персонажами только и остаётся, что поджигать их, бросать с высоты, класть под асфальтовый каток и т.д., они – субъекты действия, а не его объекты. Как в комиксах, каковыми и являются создания подавляющего большинства «новодрамцев» – причём вне зависимости от того, насколько драматургичны получившиеся тексты.
Справедливости ради, нельзя не сказать, что в большинстве случаев комиксы получаются невольно – автор, конечно, хотел бы поднять настоящую штангу, но силёнок хватает только на картонную (кстати, «организаторы кружка» это понимают, они заранее заменили железо муляжами и устраивают турниры по поднятию муляжей на должную высоту). Таких «спортсменов» (наивных), честно говоря, жалко, они – не обманщики, они сами обмануты, но поневоле играют свои роли в чужом спектакле (отнюдь не театральном). Конечно, есть и такие авторы, которые включились в игру из тщеславия – хочется получить статус рекордсмена, а с настоящими тяжестями, увы, не получается по той или иной причине. В сущности, тут тоже нельзя говорить о «сознательном» мошенничестве, тщеславные люди любят и умеют самообманываться, они тоже в какой-то мере жертвы. Но есть и третья категория – халтурщики и конъюнктурщики; эти вполне ведают, что творят.
А конкретно... в среду и начнём.
Subscribe

  • Год назад: 2020, 20 – 25 сентября

    dik_dikij и poziloy В прошлом году по техническим причинам пришлось разбить наш последний сентябрьский мемориал на две недлинные части. Может быть,…

  • 2021: 1 – 15 сентября

    dik_dikij и poziloy Осень... 1 сентября 2021 года умер Александр Храбунов, « Бессменный гитарист группы «Зоопарк» и соратник Майка Науменко в…

  • Памяти Бельмондо

    dik_dikij и poziloy 6 сентября 2021 года умер Жан-Поль Шарль Бельмондо. Тот редкий случай, когда можно без малейшего преувеличения сказать:…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment