dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

О прессовании

Алексей Битов (poziloy)

Хотел раньше, но руки не доходили.
Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.
Пятница. Другой город. Гостиница. Поздний вечер. Слава Богу, есть кондиционер, но скуку он не разгоняет. От нечего делать смотрю программу – чем там ящик порадует? Ага, попал. "Культура", однако. В смысле, "Россия-К". Передача "Пресс-клуб XXI". Тема: "Способны ли деньги уничтожить современное искусство?". Заявленные вопросы: "Не стало ли современное искусство аттракционом по продаже фикций?", "Где заканчивается PR и начинается творчество?" "Есть ли кризис современного искусства?"
О, Господи! Включаю.
Обсуждают, по-моему, совсем другие вопросы. Впрочем, иного ожидать трудно, уж больно некорректны формулировки в программе. "Исскуство" не может стать "аттракционом по продаже", потому что искусство не занимается продажами. Продавать предметы искусства, разумеется, можно (как там насчёт "рукопись продать"?), но это совсем другой вид деятельности (если кто не знает, он называется "бизнесом" или конкретно "торговлей").
Второй вопрос тоже хорош. Получается, сначала PR, а потом творчество? Может, логичнее было бы наоборот сформулировать: где заканчивается творчество и начинается PR? Сначала всё-таки сделать что-то надо, а уже потом распиаривать, разве нет? Более того, искусство и PR никак не граничат друг с другом, это невозможно – разные плоскости бытия. Да, конечно, некоторая специфическая часть бизнеса иногда прикидывается искусством, но это уже другой разговор.
Ну, а третий вопрос... Он слишком риторический, и при таком числе участников до него всё равно очередь не дойдёт. Скажем так.
А с экрана говорят о другом. Главный вопрос: стоят ли изделия от Damien Hirst тех денег, которые за них платят? Странный спор. Платят – значит, стоит. Деньги ведь – не объективное мерило всего на свете, а условная единица, и каждая вещь в денежном эквиваленте стоит ровно столько, сколько за неё готовы платить. Пипифакс, например, которым пользовалась какая-нибудь суперстар, может стоить дороже инкунабулы, ничего странного, всё естественно. Ну, как цена квартиры зависит не только от объективных показателей (строительный материал, метраж, наличие дополнительных удобств), но и от такой эфемерной категории, как "престижность района".
Вроде бы, все хоть сколько-нибудь адекватные люди давно знают, что денежная стоимость не определяет ничего, кроме денежной стоимости; сколько бы ни стоила куча дерьма, если считать в казначейских билетах, объективно она стоит не больше любого другого компоста (кстати, то же самое и к дохлой акуле относится). Хотите – платите, ваше право, только не несите ахинею, будто стоимость – главный критерий. Стоимость может служить разве что критерием интереса богатеньких буратинок, при чём же тут искусство? "А все остальные критерии себя скомпрометировали", – объясняют нам галеристы. Ребяты, хорош свистеть: если деньги для вас не пахнут, это совсем не означает, что они себя не скомпроментировали. А уж в качестве объективной меры ценности они себя скомпрометировали задолго до того, как на свет выползли первые галеристы, кураторы и прочие продюсеры. О чём же тут дискутировать?
Где-то краем бока проскочил ещё один вопрос: а для чего работает художник – для славы или для денег? Слава Богу, от него отмахнулись. Блажь такая на кого-то находит, вот он и работает. Это уж потом некоторых посещают мысли о деньгах да славе. А те, кто "с именем этим ложится и с именем этим встаёт", – несчастные люди. Вот для чего, например, вы сексом занимаетесь – для денег или для славы? А спите для чего? Надеюсь, не для того, чтобы потом какой-нибудь ушлый менеджер вашими сновидениями торговал, а вы с этого свой процент получали?
Самая продвинутая часть менеджмента – торговцы пустотой. Спрос можно создать на что угодно, не вопрос. Создавать спрос на то, что действительно нужно, смысла нет – этот спрос существует изначально. Можно, конечно, создавать ажиотажный спрос, но это – слишком кратковременное явление, скоро придётся что-то другое выдумывать, а зачем? То ли дело – спрос на пустоту: создал спрос на пустоту, например, в баночках, и знай себе штампуй эти баночки на конвейере, только спрос поддерживать не забывай. А крики о том, что это и есть искусство – всего лишь необходимая часть рекламной кампании. Успешные галеристы цену своему "искусству" знают отлично, олигофрены среди этой категории бизнесменов попадаются не так часто. Знают они эту цену, отлично знают, но зачем же рубить сук, на котором сидишь?
Похоже, там, где начинается PR, вся остальная жизнь заканчивается.
Давайте один пример напоследок. Некий картограф рисовал карты ближайшего побережья и с помощью активной рекламы втюхивал их в портах всего мира. Капитаны, которые пытались по этим картам провести свои суда к нарисованному берегу, благополучно сажали корабли на рифы, ибо на картах на месте рифов был обозначен глубокий пролив. Знаете, почему? Деловой партнёр нашего картографа возглавлял в тех краях платную службу спасения на водах.
Как-то вот так, если воспользоваться модным ныне выражением. Аналогия настолько несложная, что даже средней руки куратор способен её понять. А все остальные – тем более.
Только не забудьте выключить телевизор.
Да, кстати, главный вопрос. Способны ли деньги уничтожить "современное искусство"? "Современное" – запросто. Они его породили, они его и убьют. Если захочут.
Вот только искусству это по барабану.
Subscribe

  • Вынужденное

    Алексей Битов (poziloy) Очень не хотелось снова писать про всю эту ковидно-вакцинную вакханалию, но деваться, повторю, некуда. Хотя прекрасно…

  • Мастер, Маргарита и немного футбола

    Алексей Битов (poziloy) « Смотреть матч по телевидению все равно, что изучать животное по скелету. Все вроде бы ясно, а теплого и трепетного…

  • 2021: 1 – 15 ноября

    dik_dikij и poziloy Юрий Клепиков, Геннадий Чихачёв, Виктор Коклюшкин и другие. 1 ноября 2021 года умер кинодраматург Юрий Клепиков – сценарист…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments