dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Круги-79, отдельной строкой: Владимир Агеев

Алексей Битов (poziloy)

2 мая 2014 года умер Владимир Агеев. Сегодня – девятый день.
Не видел ни одного его спектакля и никогда не пересекался с ним самим. Но из всех режиссёров «потерянного поколения» он, пожалуй, единственный, в чей адрес ни один из общих знакомых никогда не сказал ни одного плохого слова – ни профессионально (хотя что-то, конечно, критиковали и с чем-то спорили), ни по-человечески. Более того, неоднократно слышал, что именно Агеев, по логике вещей, должен был стать лидером всего поколения и что именно Агееву надо было давать театр в первую очередь. Нет, это я не в чей-то конкретный огород, поверьте; сейчас – о другом, о том, насколько наша жизнь неправильно устроена, и все мы к этому так или иначе, что называется, приложили руку.

Когда осенью прошлого года стало известно о страшной болезни Агеева, Н.Берман написал: «В последнее время он оказался немного в тени других режиссеров, но причина этого главным образом в его принципиальной непохожести на весь остальной театр, существовании вне устоявшихся театральных тусовок, неуступчивом характере и неготовности идти на компромиссы» (http://www.gazeta.ru/culture/2013/10/18/a_5713909.shtml). Агеев разместил ссылку у себя на Фэйсбуке, снабдив её горько-ироничным комментарием: «столько узнал о себе хорошего... причём со многим согласен... Ну,по поводу особого пути,точно... Без гордыни бы обойтись...» (https://www.facebook.com/vladimir.ageev1/activity/591464080916853?stream_ref=10&og_perm_src=OPEN_GRAPH_SINGLE_STORY). Но времени уже не было – ни на «гордыню», ни, к сожалению, на что-то важное: оставалось лишь полгода, хотя все надеялись на лучшее...

Владимир Агеев, из беседы с П.Богдановой, 28.02.2003 года, http://old.russ.ru/culture/podmostki/20030228_bogda.html.
«Это как в природе – если в каком-то году бывает урожай яблок, то на следующий наступает неурожай. Периодически возникают пустоты, потом идет интеллектуальное накопление и происходит выбрасывание. В этом смысле я пантеист. Природа сама знает, как ей распределиться».
«Васильев, конечно, готовит не ремесленников, это точно. Он воспитывает то, без чего в этой профессии нельзя существовать. И я благодарен ему за это. Я бы назвал его деятельность миссионерством, но не буду употреблять это слово. Давайте говорить просто о своем понимании профессии. Вопрос в том, что он воспитывает художника, но не рассказывает, как надо жить в этом мире. И дальше уже все зависит от тебя. Насколько ты будешь гибким, пластичным в ситуации коммерции и того театра, который сейчас есть и который существует на других основах. Вообще, это словно другая лужайка. И как прийти со своими законами на эту лужайку и делать так, чтобы у тебя совесть была спокойна. Ты же все равно на этой чужой лужайке создаешь свои сообщества, которые дышат твоим воздухом, твоими идеями. Конечно, не у всех это получается. В Москве из васильевских учеников только несколько человек работают в режиме так называемого "нормального" театра. А остальные режиссеры в Москве, мне кажется, – своего рода маргиналы. Они точно обозначили свою территорию и жестко разделяют себя и весь остальной театр. Я стою на другой позиции по одной простой причине. Я считаю, что у театра свой путь – и театр должен его пройти. Не нужно изолировать школу Васильева и посылать всех, говоря, что мы, мол, будем заниматься настоящим театром. Это неправильный путь. Надо широко раскрытыми глазами смотреть на театр, впитывать и исследовать все, что происходит. Потому что театр, как любой организм, имеет свой процесс. И если смотреть открыто, то можно найти способ параллельного существования, способ диалога с этим процессом».
«В принципе, чтобы сыграть трагедию, надо знать законы игрового театра. И как движется текст. Это все универсальные законы. Если взять более простой текст, скажем, братьев Пресняковых, то понятно, что это не Томас Манн и не Ибсен. Но ведь театральные законы одинаковые. Они заключаются в том, чтобы раскрыть текст. И если текст мне интересен, я его раскрою».
«Театр берет проблему и делает смещение».
«социальным театром занимались талантливые люди, но, на мой взгляд, этот этап драматургии и театра закончился. Он уже давно закончился в Европе. Мы просто все время отстаем... Мы еще по инерции будем ставить социальную пьесу. Но это не мое. Я не хочу об этом ставить. Я не хочу делать про безысходность. В чем еще проблема. Европейские страны – это сытые буржуазные государства, и эти пьесы воспринимаются на контрасте. Им интересно узнать про жизнь социально незащищенных слоев. Россия никогда не будет сытым буржуазным государством, и нормальная публика не будет получать от этого удовольствие. Нашему народу в театре нужен праздник. Ведь кругом и так плохо, ему нужно пойти в театр и выйти оттуда положительно заряженным. В этом и заключалось всегда предназначение российского театра. Судьбоносные спектакли в трудные времена были праздничными, светлыми и нереалистическими – как "Балаганчик" в 1906 году, "Турандот" в 20-е годы. Посреди полной разрухи – светлый, игровой, праздничный театр. Это наше».
«Это театральная стихия. Она не связана с реальностью. Стихия театра, искусства вообще не лежит рядом с реальностью. Зрителю нужен уход от реальности. Поэтому популярны сказки, фэнтези. Я себя считаю режиссером фэнтези, потому что я на этом уровне делаю разбор текста. С точки зрения театра это благодарное дело. Я вижу, с каким лицом выходит зритель из театра. Этот поворот сейчас нужен. И театр в этом направлении делает свои шаги
».
«мы создаем энергию, и энергия никуда не исчезает. Театр – дело сакральное. То, что ты создаешь, то и окружает тебя. Либо ты создаешь черную энергию, либо светлую. Театр – это излучение энергий. Наверное, мы есть то, что мы создаем. Это, конечно, граничит уже с религиозным отношением к творчеству. Это – от Васильева».
«В "Антигоне" есть мертвое общество, которое неминуемо должно погибнуть, если не произойдет чудо. Спасение происходит через жертву. Поэтому тут романтический ход. Антигона должна совершить поступок, который замкнет какую-то клемму – и планета будет спасена. Она родилась именно для этого. Она – некое другое существо, возможно, посланное свыше».
«Стеб в интеллигентских культурных сообществах был интеллектуальным юмором. И когда он был в меру среди избранных, это был тот соус, который был необходим. Без него все было пресно и не вкусно. Но когда кругом один стеб, это не то».
«Я и пытаюсь заниматься тем театром, который мне кажется современным. В одном предложении это сложно сказать. Но современный театр – это, прежде всего, вневременной театр. Театр не должен заниматься сиюминутным.
Далее. Современный театр – это не тот, в котором просто рассказывается история. Театр не заключен в истории, сюжете. Сюжета может вообще не быть. Или он может быть очень простым. Но мы можем рассказать этот простой сюжет – и при этом насытить его другими ассоциациями. Мы введем в него что-то еще. И вот это "что-то еще" будет строиться по другим законам.
Вообще, театр, который мне кажется современным, должен иметь внутри себя минимум три плоскости. В одной плоскости располагаются человеческие взаимоотношения, сюжет. Это горизонтальная плоскость. Во второй плоскости располагаются отношения с роком, с высшими силами. Это вертикальная плоскость. И третья плоскость связана с формой спектакля, его пространством, то есть с эстетической концепцией. Вот эти три плоскости я как конструктор могу моделировать и соотносить друг с другом. Они в спектакле обязательно будут пересекаться, взаимодействовать, и это взаимодействие будет рождать богатство и объем содержания. Каждую плоскость нужно создавать как отдельный спектакль. В каждом следующем спектакле эти соотношения плоскостей будут меняться. Они будут меняться и на протяжении одного спектакля.
А внутри может быть много нюансов. Что-то можно добавить в качестве перца. Тот же стеб, иронию. Но для меня важно, чтоб это давало радость, а не издевку
».
«Когда я вижу трудный материал, мне становится интересно».

Тема одинокого путника как бы предлагает вспомнить старинные японские стихи (Сайгё): «Приходи посмотреть: / Невдалеке от дома / Давно цветёт чудесное дерево, / И к нему иногда приходят странники, / Чуждые друг другу».

Вместо послесловия. Это тоже Агеев, он старался никого не осуждать.
«я вообще никого не осуждаю... и человек, довольно всеядный, и всем интересующийся... но, давайте будем честными» (16.11.2013, https://www.facebook.com/vladimir.ageev1/activity/608029849260276?stream_ref=10&og_perm_src=OPEN_GRAPH_SINGLE_STORY).
«товарищ, помни, что твой пост, или комментарий может оскорбить чувства верующих в другие идеи... и он не сука и тварь и т.д., он просто так думает, он такой-же как ты... возможно он заблуждается... но он не нарочно... он просто так думает...» (05.03.2014, https://www.facebook.com/vladimir.ageev1/posts/662268940503033?stream_ref=10).
Subscribe

  • Вынужденное

    Алексей Битов (poziloy) Очень не хотелось снова писать про всю эту ковидно-вакцинную вакханалию, но деваться, повторю, некуда. Хотя прекрасно…

  • Мастер, Маргарита и немного футбола

    Алексей Битов (poziloy) « Смотреть матч по телевидению все равно, что изучать животное по скелету. Все вроде бы ясно, а теплого и трепетного…

  • 2021: 1 – 15 ноября

    dik_dikij и poziloy Юрий Клепиков, Геннадий Чихачёв, Виктор Коклюшкин и другие. 1 ноября 2021 года умер кинодраматург Юрий Клепиков – сценарист…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment