dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Читальный зал-23

Продолжаем спонтанно получившийся цикл публикаций. На сей раз материал свежий, ещё, как говорится, типографская краска не высохла.
Скорее всего, многие эту статью читали. Но на всякий случай продублируем. И совсем уж на всякий случай официально заявляем, что мы здесь готовы дружно подписаться почти под каждым словом. Почти – поскольку термин «патриотизм» (в отличие от шовинизма) имеет всё же не французский, а греческий корень.
И ещё: автор весьма убедительно прошлась по депутату Е.Фёдорову, но до обидного вскользь упомянула другую героиню наших дней, Е.Ямпольскую. Попробуем дополнить, чтобы устранить столь досадную несправедливость.
Но сначала – сама статья. Т.Москвина, «Патриотизм – не русское слово», «Аргументы недели» от 07.05.2014, см. http://argumenti.ru/culture/n436/336939.

В последнее время на высоких трибунах и экранах телевизоров появляются особенные люди, как бы держащие в могучих руках дубину «патриотизма». Гвоздить этой дубиной они собираются врагов России – но, поскольку основные враги далеко, дубина запросто может пойти гулять по головам недостаточно патриотичных деятелей культуры. Пронеси, Господи!
La Patrie – так французы именуют своё отечество; стало быть, патриотизм – это любовь французов к Франции. А русским для своей любви к Родине неплохо было бы иметь и своё точное русское слово. «Любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам» (Пушкин; указываю автора специально для депутатов Государственной думы) – «патриотизмом» быть не может, любовь свободна, а от этого термина веет чугунной тоской казёнщины. Наряду с «патриотизмом» в ходу ещё один уродец – выражение «национально ориентированный». Видимо, в идеале национальная ориентация должна совпадать с сексуальной ориентацией и быть сугубо традиционной. Спросить: неужели вы думаете, что национальную или сексуальную ориентацию можно выбрать по своему желанию? – не у кого. Не поймут.
Депутат Государственной думы Евгений Фёдоров выступил на днях с острой критикой министра культуры Владимира Мединского, который-де не сумел развернуть своё министерство в сторону «национальной ориентации». Если поменять дикую «национальную ориентацию» на понятное и полезное выражение «защита национальных интересов» – то да, вообще-то пока не сумел. Один наезд на галерею «Дом Нащокина» Натальи Рюриковой или, скажем, история планомерного уничтожения Российского института истории искусств (СПб) тому подтверждение. Но Фёдоров критиковал Мединского не за это – а за ряд спектаклей, включённых в нынешнюю программу «Золотой маски». Спектаклей, которые, судя по его речам, Фёдоров лично вряд ли видел, но бодро пересказал что-то с чьих-то слов.
Тут я оказываюсь в положении человека, который, допустим, на балу решился объяснить господину рядом, что недурно было бы надеть приличный костюм, переменить носки и вынуть из кармана серебряные хозяйские ложечки. И вдруг на этом балу появляется разъярённый тип и хуком в челюсть укладывает господина намертво! Последовательно критикуя «Золотую маску» за явные перекосы призовой политики, отдававшие сильным привкусом групповщины и сговора (эх, «Маска»! скажу, как Конёк-Горбунок, – «оттого беда твоя, что не слушался меня!»), я никак не ждала взмаха патриотической дубины из Госдумы.
А ей не до эстетики и не до театра. Вы в театре когда-нибудь встречали депутатов? Я там вообще, кроме В.И. Матвиенко, никого из верхов не видела. Но вот патриотической дубине рассказали, что в одном спектакле на сцене происходит половой акт Онегина и Татьяны – бум! хряк! А в другом как будто гастарбайтеры на сцене что-то гнусавят на своих языках, и это награждается «маской» – бум! хряк! А «Маску» дали К. Богомолову за антикремлёвский спектакль, а артист Девотченко на закрытии вообще выступал против власти – хряк! бум!
Современные трактовки «Евгения Онегина» (а их куча) – это, конечно, наказание, посланное нам за грехи. В застой, когда писалась тьма пьес о вожде пролетариата, была шутка: «надо разрешить частную торговлю, чтоб евреи наконец отстали от Ленина». Что нужно сейчас разрешить, чтоб рэжиссёры оставили в покое «Евгения Онегина», я не знаю, да только – не было в том спектакле, о котором толковал Фёдоров, полового акта Онегина и Татьяны.
Рассерженный Владимир Мединский даже обратился в комиссию по этике, потому что ни одного факта без ошибок Евгению Фёдорову привести не удалось. И это естественно. Попробуйте с чужих слов пересказать, к примеру, историю неизвестной вам страны – всё невольно переврёте, все даты и фамилии. Чтоб рассуждать о культуре, нужна компетенция! Компетенция, а не дубина-хворостина, которой гонят гусей в национально ориентированную сторону. Некоторые пассажи речи Фёдорова напомнили мне А.А. Жданова времён постановления о журналах «Звезда» и «Ленинград». Тот же грубый, самоуверенный тон полковника, для которого культура – это провинившиеся пешки в строю.
Нет, господа, вы это бросьте. Не ваше дело – поучать профессионалов, как и что им надо ставить, играть и писать. Мы как-нибудь сами разберёмся. Вы лучше сходите, ей-богу, в театр, в филармонию, да хоть куда-нибудь. Книжки почитайте. И эдак годиков пять. А потом очень вежливо начните высказывать свои мнения – в частном порядке. А когда начнёте выступать с трибун, избегайте фамилий, потому что любое упоминание государственными людьми фамилий может вызвать печальные последствия для судеб упомянутых людей. И вообще – как-то иначе надо действовать в культуре, как-то не так топорно, ведь культура – сад, а не плацдарм.
И не надо нас учить любить Родину. Если бы в России перестали врать и воровать, через год максимум и уже без всякого «патриотического воспитания», мы бы всем миром влюбились бы в такую приятную страну, где так интересно жить. И кто имеет право присуждать нас к подобной любви, объясните? Христос ничего не говорил о любви к Родине, он говорил о любви к истине.
Я верю в Бога и люблю Родину. Но если какая-нибудь Елена Ямпольская (главный редактор угрюмо-воинственной газеты «Культура») будет приказывать мне верить в Бога и заставлять любить Родину, – я пошлю её куда-нибудь не очень далеко, но так, чтобы она оттуда уже не вернулась ко мне со своим «богом» и своей «родиной». Это не мои «бог» и «родина», мой Бог – добрый и весёлый вроде драматурга А.Н. Островского. А у этих «учителей патриотизма» самые прекрасные вещи на свете оборачиваются мучительством, жестокостью и тоской без конца.
Дайте же вы нам хоть в культуре-то жить по-человечески, спокойно и свободно, не лезьте в душу, не плодите господдержкой «повышенного патриотизма» в искусстве – лицемеров и халтурщиков, коих мы насмотрелись при советской власти. (Это они своим тупым враньём на пару с ворюгами из сферы обслуживания заколотили в гроб милый косыгинский социализм!)
Вы же не станете поучать детей, как, когда, сколько и в каких формах им любить маму?
Ну а Родина – это, по-вашему, кто? Кормушка ваша? Ответ неправильный.


И дополнение от Алексей Битов (poziloy).

Кстати, о г-же Ямпольской. Совсем недавно на сайте Театра «Современник» красовался её восторженный отклик на спектакль «Голая пионерка»; теперь его потёрли (см. http://www.sovremennik.ru/play/print.asp?id=33&id1=33_11), но есть перепечатки (к примеру, http://www.biletexpress.ru/articles/371.html). 9 лет назад та же самая Ямпольская о войне рассуждала так: «И сын-то полка, подозреваю, был не просто сыном, а уж девочка...»; «Этой маленькой коммунистической зомби немного надо: в "Широка страна моя родная" она верует, как в "Отче наш". Сознательность из ушей прет. И не только из ушей, как выясняется»; «Долг перед родиной не выбирают, его исполняют. Есть такая служба – ноги раздвигать»; «У войны не женское лицо, но женские гениталии. Этот день мы приближали, как могли. Как могли, так и приближали. После спектакля Серебренникова хочется плакать горько и безутешно. Хочется встать, заорать, погрозить неизвестно кому кулаком: отольются тебе, ужо, Мухины слезы!.. Но ори, не ори, война-то давно закончилась. 60 лет уже, как... победили». А об отечественной истории – так: «Иногда мне кажется, что россиянам лучше не знать свою историю. Запретить бы этот предмет в школах, отменить в институтах. Наша история давит на нас тысячью атмосферных столбов, отравляет всякую радость, как труп – колодезную воду, отбивает волю у тех, кто мог бы хоть что-нибудь изменить». Ну, и о патриотизме – по мелочи: «театр на Чистых прудах называется не "Патриот". Он пока еще называется "Современник"»; «Лучше, чем патриотизм, может быть только правда. В сущности правда и является высшей формой патриотизма».
Понимаю, мне возразят, что за 9 лет человек мог пересмотреть свои взгляды. Мог, конечно, но, во-первых, смущает, что данный конкретный «пересмотр» случайно совпал с бурным карьерным ростом (раскаявшуюся грешницу уже чуть ли не в министры культуры сватают), а во-вторых... чтобы настолько поменять взгляды, человек должен и сам измениться до неузнаваемости. Тут этого не наблюдается: знак поменялся на обратный, а радикальная стилистика осталась прежней. Короче, не верю. Хотя помню, что умение вовремя переметнуться иногда получает высокую оценку: был, например, в нашей истории прокурор, который сначала подмахивал бумагу на арест Ленина, а потом на процессах гневно клеймил «врагов народа» и требовал сурово их наказать. А от цитаты из фильма «Гараж», извините, воздержусь.
Кстати, в той статье Ямпольской был пассаж, который сделал бы честь даже такому выдающемуся стилисту как П.Руднев. Вот этот пассаж, пожалуйста, порадуйтесь: «Серебренников натянул резинку через весь помост. Мужская несознательная масса норовит ее сдернуть, и кончик со страшной скоростью ушмыгивает в дверь». Представляете кончик, с которого сдёрнули резинку, и он со страшной скоростью ушмыгнул в дверь? Немного найдётся в мировой литературе эротических образов подобной силы (и скорости), что уж греха таить...

А г.Мединский, персонаж по-своему не менее эротичный... не всё сразу, пусть подождёт до следующей недели, придёт и его черёд...
Subscribe

  • Вынужденное

    Алексей Битов (poziloy) Очень не хотелось снова писать про всю эту ковидно-вакцинную вакханалию, но деваться, повторю, некуда. Хотя прекрасно…

  • Мастер, Маргарита и немного футбола

    Алексей Битов (poziloy) « Смотреть матч по телевидению все равно, что изучать животное по скелету. Все вроде бы ясно, а теплого и трепетного…

  • 2021: 1 – 15 ноября

    dik_dikij и poziloy Юрий Клепиков, Геннадий Чихачёв, Виктор Коклюшкин и другие. 1 ноября 2021 года умер кинодраматург Юрий Клепиков – сценарист…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments