dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Categories:

Евразия и Азиопа, часть 2

Алексей Битов (poziloy)

Вчера я остановился на Е.Киселёвой, получившей вторую премию в номинации «Пьеса для большой сцены». А третья премия досталась Т.Вдовиной. Как бы это сказать помягче? Какой список не возьми – шорт в малой номинации, лонг в главной или реестр отсеянных на самом первом этапе – везде встречаются тексты, которые лишь украсили бы пятёрку главных соискателей. Но даже в этой пятёрке текст Вдовиной стоит особняком.
Т.Вдовина, «Доченька». Скажу честно, такого я не ожидал. Уже в перечне действующих лиц резала чуть не каждая фраза («имеет квартиру этажом выше, а так же человеческую внешность», «имеет квартиру в соседнем подъезде, а так же опыт общественной работы», «так случилось, что она живёт на одной площадке с семьёй, в квартире напротив. Имеет глаза навыкате»). Многие сейчас так пишут? Так, да не так. Бывает, и коряво всё, и даже безграмотно, а всё равно понятно, что язык родной, а тут… Забегу вперёд: правильно я сразу стойку сделал, нюх не подвёл. За списком действующих лиц, естественно, следует вводная ремарка: «Посёлок городского типа. Уже давно заброшено производство, ради которого сконцентрировались здесь эти небольшие, трёх и пятиэтажные дома. Обычный посёлок городского типа, такой же, как и остальные, что бусинками нанизаны на нескончаемые дороги большого государства. Много изменилось там, но многое осталось по-старому. Не стало работы, почти не стало молодых. Не стало той кукольно-игрушечной уютности и ухоженности, какая была характерна только для маленьких провинциальных городов. Но кто-то остался, всё же, жить там. Кто-то приспособился, нашёл занятие… Да, можно, наверное, сказать, что там остались люди…» Знаете, на что это похоже? Сначала был русскоязычный текст, потом компьютер изложил его на иностранном языке, а потом добрый дядя Н.Коляда перевёл компьютерный подстрочник обратно на русский язык. «За окном сгустилась синь… У стола стоит отец. Обычный мужчина, внешне особенно ничем не выдающийся. Одна деталь, которая обращает на себя внимание, это глаза. Не могу описать их, но могу сказать одно абсолютно уверенно – они чёрные от горя. На краю кресла сидит мать. Единственный человек, глядя на которого, его глаза светлели». Опять он о ремарках, – возмутится кто-то. Подождите, я ещё только начал. Читаем дальше: «Скамейка у подъезда. Густые осенние сумерки. Контрастно зябкие, по сравнению с приятными, ещё тёплыми днями. Скамейка испытывает аншлаг. Четыре женщины в возбуждённом состоянии осматривают двор, время от времени поднимая голову на красное окно третьего этажа». «Скамейка испытывает аншлаг [а это хоть приятно? подскажите, кто пробовал?]. Четыре женщины в возбуждённом состоянии осматривают двор, время от времени поднимая голову [голова одна на всех – видимо, от возбуждения при аншлаге] на красное окно третьего этажа». Или: «Милиционеры машут дубинками перед лицами тёток. На тех это производит тяжёлое впечатление». Впрочем, не менее тяжёлое впечатление производит прямая речь персонажей. Судите сами: «Отец. Да. Она у нас сильная. Как ты! Мать. Нет, как ты. Отец. А эти!… Они перепугали её! Как она дрожала, долго, долго… Дорогой мой человек, как я устал, как я устал. Мать. Ты не понимаешь! Они спровоцировали её на общение! Просто чудеса! И ведь милиция приехала. Какая у нас хорошая милиция! Отец. Ты видела, она разрисовала почти весь альбом… Начальник милиции дал особое распоряжение. Держать под контролем нашу ситуацию. Немедленно реагировать на любой поступающий сигнал. Мать. Надо же, нашу ситуацию под контролем? (пауза)». Кажется, пора предоставить слово самой милиции. Её представляют два капитана, добрый и злой. «Добрый милиционер. Я, пользуясь случаем, хочу сказать, что мы, представители, то есть, силовых структур, не смотря ни на что, делаем своё дело без оглядки на. Говорят, что мы плохо защищаем граждан, имеется такое мнение, то есть. Вот пример, что мы, то есть представители силовых структур, выполняем свою службу честно и бескорыстно. Нас обвиняют, что мы берём деньги в виде взяток. А куда мы их деваем никто не спрашивал? Вот так». Когда-то монополия на подобные речи ментов принадлежала программе «Аншлаг», потом этот аншлаг испытала скамейка, и теперь за подобное дают премии на драматургических конкурсах. Что касается сюжета – некоторые эпизоды взяты напрокат у братьев Пресняковых («Терроризм», «Изображая жертву»), но прежде всего мне вспомнилась сцена совращения Фелтона из отечественной версии «Трёх мушкетёров». У Дюма совращение занимает несколько глав, а в фильме коварной миледи хватает нескольких минут, и всё это воспринимается как откровенный стёб. Точно так же «Доченька» местами напоминает известную пьесу «Сотворившая чудо», сокращённую до размеров стёба. Если «Третий глаз» Е.Киселёвой заслуживает зачёта как студенческая работа, то текст Вдовиной – очевидный незачёт. И по языку, и по сюжету, и по сценографии. «Красный свет лампы уютным пятном устроился на ковре. На этой полянке тёплого света сидит невероятно худая, почти прозрачная молодая женщина… Рядом с ней тоже на ковре сидят её мама и папа. Чуть поодаль, уже не попадая в кружок света, стоят чашки, заварник и блюдо с домашним тортом. Как и любая рукотворная выпечка, он уже одним своим видом вызывает аппетит. Бока у него с трёх сторон разрушены ложками, которые лежат тут же, но это нисколько не портит его привлекательности». Торт, вызывающий аппетит своим видом в темноте – это круто. Но если вас зовут Николай Коляда, это нисколько не портит данного опуса. А ведь и в самом деле не портит. Было бы, что портить.
И только один финалист остался и без премии, и без спецприза. Тут явно какие-то тайны колядского двора – из екатеринбургской четвёрки без наград остался единственный текст, в шорт-лист попавший по делу. Нет, я не увидел шедевра, и аншлага тоже не испытал, но был приятно удивлён.
Л.Порохня, «Внучка» . Как ни странно, в этом тексте больше от Чехова, чем от Коляды. А трагикомедия требует почти водевильной лёгкости. А здесь именно лёгкости и не хватает, особенно поначалу, всё очень жестковато. А потом автор потихоньку осваивается, и мы вместе с ним можем посмеяться над собою. Да, тут про нас, мне особенно запомнилась вот это, про пьянку: «Оно и объединяет. Воспоминания под дешёвую закусь, как всё было хорошо… Будто нам в рот насрали, а мы это дело усиленно запиваем!» – говорит в середине пьесы один из персонажей, Мельников. Одно меня у Порохни всё-таки смущает: потребовалось полдороги тащить лошадь под уздцы, и только потом она сама пошла. Не самый рациональный способ передвижения, честно говоря. Но ведь другие авторы и этим похвастаться не могут…
Две вещи меня пугают. Во-первых, не думайте, что герои Порохни мне социально ближе, чем персонажи других рассматриваемых текстов. Нет, они мне ближе тем, что они более живые, и автор к ним относится с должным теплом (можно сказать, почти любит). А ещё я боюсь обвинений в сексизме: надо же, всем дамам досталось (кому больше, кому меньше, другой вопрос), а мужика, видишь ли, похвалил. Честное слово, это получилось случайно, я не хотел и постараюсь исправиться, когда речь пойдёт о малой номинации. Верьте мне, люди!
Subscribe

  • 2021: 23 – 31 августа

    dik_dikij и poziloy Прощаемся с летом. 23 августа 2021 года умер Гоча Ломия. « Ломия... знаком советскому зрителю по своему экранному дебюту – в…

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments