dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Туда и обратно

Алексей Битов (poziloy)

«Единственно ради вас, сыновья учености и познанья, создавался этот труд».
У.Эко, «Маятник Фуко».

Нет, сегодня – не о Е.Ямпольской, хорошенького понемножку, а ей и так пришлось уделить слишком много внимания. Зачем? Во-первых, просто хочется отмежеваться от подобных «выступлений», а во-вторых, не буду лукавить, из прагматизма. Это сейчас отвергнутые «эксперты» пребывают в лёгкой панике и несут чёрт знает, что: один предположил, что Ямпольская копает под Мединского и сама метит на его место, другая заподозрила всех, кому не по нраву отставники, в стремлении занять их место, а сочувствующая журналистка объявила во всеуслышание: Ю.Поляков нарекомендует Минкульту сам себя. Всё, конечно, может быть (за исключением, понятно, второго пункта), но это вилами по воде писано, тогда как о деятельности предыдущих «экспертов» никаких предположений строить не надо, факты налицо.
Так вот, скоро они, полагаю, немного успокоятся, и обвинения Ямпольской затрещат по всем швам всеми своими белыми нитками, а отставники гордо напялят на себя столь же белые фраки (сшитые теми же нитками, но кто присматриваться будет?) Хотя чья бы уж корова мычала...
Пока, правда, паника продолжается; вот, к примеру, А.Солнцева попыталась вступиться за своих и случайно проговорилась: «В конце концов в нашей стране культура так и не стала субъектом каких-то реальных общественных или экономических отношений, здесь все – групповщина» (http://www.gazeta.ru/comments/2014/04/10_x_5988245.shtml). Спорить тут не приходится, и сколько бы одна группировка ни пыталась стать монополистом на веки вечные, рано или поздно её сожрёт другая, оголодавшая. По уму, их бы всех надо в топку, но пока мы имеем то, что имеем, никакого Апокалипсиса в замене одного РАППа на другой, право же, нет и в помине.
Солнцева, разумеется, рассуждает по-другому: «получилось, что одна часть театрального мира, безусловно меньшая, но наиболее активная, готовая к инновациям, к развитию, – устремилась вперед. Причем, не обремененная отношениями с большой публикой, она развила скорость почти космическую.
Другая же – более консервативная, опасливая и обремененная привычками – стала стремительно отставать. Середина у нас пуста. Той самой среды, где новое осваивается, обминается, популяризируется и превращается в готовую для потребления средним классом форму, в России не создано
».
Куда устремилась «не обременённая» публика, большой вопрос: «почти космическая» скорость набирается либо за счёт мощного двигателя, либо при движении под уклон; бывает и так, что героиня стремится в одну сторону, а паровоз – в противоположную. Если называть вещи своими именами, некоторая часть «активной» публики устремилась туда, где можно потакать своим подростковым комплексам и наслаждаться абсолютной «свободой»; понятно, для отмазки используется эвфемизм «вперёд», иначе доверчивую паству труднее сбить с панталыку. Но Солнцева понимает всё по-своему – так, как внушают ушлые пройдохи (типа, «Они выдaли себя зa ткaчей и скaзaли, что могут соткaть тaкую чудесную ткaнь, лучше которой ничего и предстaвить себе нельзя: кроме необыкновенно крaсивого рисункa и рaсцветки, онa отличaется еще удивительным свойством – стaновиться невидимой для всякого человекa, который сидит не нa своем месте или непроходимо глуп»; некоторые в итоге увидели). Поразительно, насколько человек умудряется увидеть то, чего нет, и при этом в упор не видит куда более обнажённую реальность. Да вот, к примеру: «Гоголь-центр – очевидно успешный проект, теперь и здание изменилось, и публика ходит, и спектакли есть разные, на все вкусы, и магазин книжный, и буфет, и лекции». Об успешности разговор отдельный, а пока ограничусь вопросом: проект чего? Даже Департамент капкультуры и отдыха фактически признал, что театра на улице Казакова больше нет («Татьяна Азова расскажет о трансформации традиционного театра в современный многофункциональный культурный центр, который не устает привлекать внимание общественности к своему современному наполнению – острым дискуссиям, мировым премьерам, спектаклям и концертам. О лекторе: Татьяна Азова, заместитель директора по работе со зрителями «Гоголь-центра»» (http://kultura.mos.ru/presscenter/news/detail/994351.html), а Солнцева всё равно пытается выдать за театр закуток между лекторием и буфетом. Что ж... Блажен кто верует, тепло ему на свете!
Солнцева права в другом, хотя её формулировки не слишком точны: «в России накопилось очень много раздражения – от собственной тревожности, от неуверенности, отсталости в конце концов – что выливается в яркие формы почти истерического протеста». На самом деле, конечно, поклонники «нового искусства» истерят не меньше, а главное – самое время вспомнить классика: «Чем кумушек считать трудиться, / Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?» Те, кто не желал умерить свои аппетиты, слишком далеко отвели маятник в угодную им сторону – видимо, опьянели от ощущения вседозволенности и забыли про законы физики, о которых им много раз пытались напомнить.
К примеру, совсем недавно: «Вот у нас почему-то маятник всегда шатается от крайней до крайней точки. Либо, так сказать, полная раскрепощенность, граничащая с такими странными вещами, либо запретная политики. И то и другое не выход, не правильно. Истина, как всегда, где-то в районе золотой середины. В этом и есть роль государства, чтобы как-то балансировать, держать в гармонии, не запрещать, разумеется, творческий поиск, но и не поощрять некие тенденции, разрушающие классическое фундаментальное ядро культуры» (Вл.Толстой, http://svpressa.ru/online/article/75951/?rtc=1).
Не услышали. И до сих пор не слышат, продолжают гнуть своё.
Зря, конечно, но это были бы их личные проблемы, если бы не одно «но»: на смену Ковальским завтра и впрямь могут прийти Ямпольские (так сказать, в команде РАПП произошла замена). Причём, что характерно, некоторые «игроки» успешно переметнутся, а под раздачу попадут те, кто всё ещё пытается шевелиться, – маятник качнётся в другую сторону. До предела.
Или, скорее, до очередного беспредела. Ещё не сейчас, пожалуй, но в не слишком отдалённой перспективе.
Самое смешное – новые беспредельщики не поблагодарят за проделанную работу тех, кто изо всех сил готовил обратное движение маятника. А те, кто подготовил, будут искать виноватых, где угодно. Только не в зеркале.
Subscribe

  • 2021: 23 – 31 августа

    dik_dikij и poziloy Прощаемся с летом. 23 августа 2021 года умер Гоча Ломия. « Ломия... знаком советскому зрителю по своему экранному дебюту – в…

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments