dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Category:

Переменные величины

Алексей Битов (poziloy)

Ну, прямо бомба взорвалась. Вакуумная. Из экспертного совета Минкульта по поддержке современной драматургии ушли почти весь состав, включая известный квартет Е.Гремина – Р.Должанский – Е.Ковальская – П.Руднев. Тусовка рыдает, как Ярославна; несознательные элементы бросают в воздух чепчики, фуражки с околышами и шляпы-пирожки.
Ни того, ни другого делать не буду; нет у меня ни шёлкового рукава, чтобы омочить его в Каяле, ни подобающего случаю головного убора.
Почему удержусь от рыданий – наверное, можно было бы не объяснять, но как не заметить зегзицу, летящую по Фонтанке, в одночасье превратившейся в полноводный Дунай? Что там рано кычет Фонтанка.ру? «Министерство культуры уволило авторитетных экспертов по современной драматургии» .
Как написали на своих страницах в ФБ входившие в состав экспертного совета Минкульта по современной драматургии театроведы, театральные критики и сотрудники ведущих российских театров Роман Должанский (Театр Наций) и Павел Руднев (МХТ им. А.П.Чехова), 7 апреля они узнали о своем увольнении из состава экспертного совета по современной драматургии, в котором проработали последние три года. Также из экспертного совета выведены Елена Ковальская, арт-директор Центра им. Мейерхольда, самой востребованной и активно и разнообразно функционирующей открытой площадки Москвы и Елена Гремина, драматург, один из создателей Театра.doc.
В профессионализме этих людей сомневаться не приходится и достойную замену им не найти. Театральные деятели – в отличие от, скажем, писателей – все на виду. И именно они в последние десять лет не только подробно отслеживали, но и создавали современный российский театр, ежегодно читая сотни пьес и имея необходимый опыт, чтобы их оценить
» (http://calendar.fontanka.ru/articles/1467/).
Что ж, о профессионализме. Допускаю, Е.Гремина и Р.Должанский что-то в драматургии понимают, вот только на боевом посту эти познания им не нужны, главное – проводить линию партии, сиречь тусовки. Но два других участника квартета.... Та же Е.Ковальская несколько лет назад торжественно объявила: пьеса – любой текст, обозначенный автором как «пьеса»; как после этого усомниться в её фантастическом профессионализме? по Фонтанке.ру скептики не плавают. Или П.Руднев – величайший специалист всех времён и народов, читайте и наслаждайтесь: «Вот сейчас члены жюри "Маски" стонут от количества спектаклей, которые надо видеть. А театральный критик себя специально тренирует, чтобы мочь смотреть 4 спектакля в день, читать 2-3 пьесы всякий день» (https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=10201596111777318&id=1613861036&stream_ref=10). Интересно, а кто, по мнению Руднева, входит сейчас в жюри «Золотой маски»? Критиков и театроведов он там явно не углядел – жюристы не так тренированы, чтобы мочь смотреть 4 спектакля в день, не справляются ребята, стонут. То ли дело подвижник Руднев: «Я все равно, как читал, так и будут читать современные пьесы, не взирая на то, вхожу я куда-то или нет. Таково призвание, послушание». Ну, в том, что Руднев послушно следует линии тусовки, никто не сомневается, второго такого послушного ещё поискать надо. А вот читать по 2-3 пьесы каждый день, увы, физически невозможно; сколько бы Руднев ни делал вид, что он их читает, речь идёт в лучшем случае о просматривании по диагонали (даром, что ли, наш «профессионал» неоднократно путался в сюжетах текстов, о которых писал). Но это ещё не всё, дальше – такое откровение: «Они хотят поменять драматургов». По существу, «профи» признал, что их «драматурги» держатся на плаву лишь при поддержке «руководящей и направляющей», а у других партий – свои партсписки. Дальше – смелый образ: «я твердо знаю, что для того, чтобы драматург или театровед созрел, нужно 10-12 лет работы множества людей». Тут – очевидный парафраз незабываемого откровения («"Дерьмо художника" является произведением искусства, а не дерьмом художника, поскольку в него вложены значительные интеллектуальные силы самого автора и тех сотен искусствоведов и философов, которые об этом писали и пишут»). Кроме того, возникает естественный вопрос: а после того, как драматург или театровед «созревают», что с ними происходит? Они сами с дуба падают или ждут, пока сборщик уложит их в специальную тару?
И вот ещё что беспокоит Руднева: «В новом совете будет Поляков. Создала "Лит.газета" под его руководством хотя бы одного драматурга, кроме него самого, превратившего свой листок в самопиар?» Надо же, а драматургов-то, оказывается, СМИ создают! Хорошие СМИ были, наверное, у древних греков, целую россыпь создали. А потом английская пресса извела несколько тонн типографской краски, чтобы создать Шекспира. Ну, вспомним ещё, как советская печать во главе с «Правдой» в поте лица создавала драматурга Вампилова... нет, чтобы на Корнейчука или Софронова внимание обратить...
И последняя цитата из нашего классика: «Нельзя искусственным образом создать волну пьес». Уж Рудневу ли этого не знать? Он столько лет старался, из кожи вон лез, а теперь (по случаю) признал тщетность своих усилий. Что ж, никто человека за язык не тянул, он сам себе диагноз поставил. Вот такой профессионал...
Короче, о чём дева плачет, о чём слёзы льёт, мне непонятно, а уж составлять ей компанию тем более незачем. Всё, перехожу к чепчикам.
Первое. Этот Экспертный совет надо было поменять ещё в 2009 году – после распределения большей части денег в узком кругу: 5 из 14 грантов получил тогда Театр.DOC, ещё 3 – его ближайший на тот момент союзник, «Центр драматургии и режиссуры»; 1 выделили Школе современной пьесы на постановку пряжковского «Поля», а один достался Театру «СинематографЪ» – видимо, основные получатели сочли удобным прикрыться инвалидами. О той истории мы писали достаточно подробно, ссылка для любопытствующих – http://dik-dikij.livejournal.com/41342.html. Кстати, весь вышеперечисленный квартет присутствовал в Совете уже тогда.
Что было в 2010 году, увы, не ведаю: конкурс объявили, но информации об итогах нигде найти не удалось. А следующие три года... справедливости ради, по сравнению с 2009-м годом всё стало гораздо скромнее. Тем не менее – несколько цифр.
За 3 года 43 гранта поделили между собой 20 городов; 16 получили по одному, Абакан – 3 (в два театра), Екатеринбург – 4 (все забрал «Коляда-Театр»), Санкт-Петербург – 7, Москва – 13. В Питере 4 гранта из 7 отхватил Молодежный центр театрального искусства «МИГ» (тамошний питомник «новой драмы»), ещё 2 получил ТЮЗ имени Брянцева (первый из двух, не смейтесь, на постановку «Злой девушки» плодовитого Пряжко). А вот и расклад по Первопрестольной: 2 – Театр.DOC (ещё 1 достался АНО «Центр Новой драматургии «Документальная сцена», совпадающему с DOC'ом как по адресу, так и по персоналиям – драматург М.Курочкин, режиссёр М.Угаров); 4 – Центр драматургии и режиссуры (2 пьесы, по странному совпадению, принадлежат перу всё того же Угарова), а ещё 6 театров отметились по разу.
Но это – если брать лауреатов вообще; если ограничиться только теми, кто получил гранты первой категории, картинка получается ещё веселее. Всего счастливчиков 14; по 1 гранту первой категории уехало в Абакан, Вологду и Ижевск, 2 достались «Коляда-Театру», 3 отправились в Питер (2 – в МИГ, а 1 – в ТЮЗ имени Брянцева на постановку, сами понимаете, «Злой девушки»); ещё 6 остались в столице, их поделили ШСП (на постановку М.Дурненкова), Театр.DOC, недалёкое от него АНО, а также ЦДР, забравший 3 первостепенных гранта (2 – для постановок автора на букву У.)
И всё это до поры – до времени никого не колыхало; скоропалительный разгон произошёл явно по другому поводу и, похоже, не слишком коснулся министерских крышевателей. Лучше поздно, чем никогда? Лучше немного, чем никак? Не факт; больше похоже на то, что нашлись более удачливые претенденты на тот же самый кусок пирога; впрочем, поживём – увидим.
Но есть и ещё одна причина не швыряться чепчиками: экспертов наказали не за их основную деятельность, а, судя по всему, за побочную. Между прочим, один китаец не зря сказал: «Всё равно, какого цвета кошка, лишь бы она ловила мышей». В данном случае претензии коснулись, увы, исключительно окраса; о ловле мышей никто не вспомнил. Кстати, а кто их теперь ловить будет, этих мышей? Неужто Е.Ямпольская? Позвольте не поверить, разница тут только в окрасе, который иногда удаётся вовремя поменять.
Чтобы не повторяться, решил я поместить сюда какую-нибудь самоцитату, ведь писать о Ямпольской уже приходилось. И нашёл: «Что интересно, обе дамы [М.Давыдова и Ямпольская] склонны путать два понятия: «Отечество» и «Ваше превосходительство». Но кому арбуз, а кому свиной хрящик... или наоборот; короче, у одной нелюбовь к «Вашему превосходительству» плавно переходит на Отечество как таковое, а у другой... ну, понятно. И мне совсем не хочется, чтобы одна крайность сменила другую – абсолютная величина от этого не меняется» (пост от 17.02, http://dik-dikij.livejournal.com/935606.html).
В общем, не будем разбрасываться чепчиками, явно не тот случай. Будьте уверены.

Специально для скептиков, можете проверить. Вот результаты раздачи слонов за три последних «сезона».
2011 – http://mkrf.ru/deyatelnost/competitions/detail.php?ID=202347&t=sb.
2012 – http://mkrf.ru/deyatelnost/competitions/detail.php?ID=244795.
2013 – http://mkrf.ru/deyatelnost/competitions/detail.php?ID=332792.
Subscribe

  • 2021: 23 – 31 августа

    dik_dikij и poziloy Прощаемся с летом. 23 августа 2021 года умер Гоча Ломия. « Ломия... знаком советскому зрителю по своему экранному дебюту – в…

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments