dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Помню день субботний...

Алексей Битов (poziloy)

Как известно, в минувшую субботу в Москве прошёл целый ряд всякого рода мероприятий. Некоторые из них освещались в СМИ, верно или неверно, но достаточно широко, однако были и мероприятия-сироты. На одной из таких недоосвещённых сходок мне довелось побывать – правда, к сожалению, лишь на финальной части.
Итак, Москва, Театр на Таганке, Малая сцена, первый день двухдневного мероприятия «Фестиваль документального театра «Единица хранения»». В программе – 3 читки: «Живой» (автор и режиссёр – Ю.Квятковский), «К открытию театрального сезона» (автор и режиссёр – Ал.Родионов) и «Заседание» (автор – Н.Беленицкая, режиссёр – Т.Баталов). Повторяю, я попал только на финальную часть, так что о первых двух судить не рискну: сомнений может быть, сколь угодно, много, но не готов утверждать, не глядя, что это была такая же халтура как читка № 3. А «Заседание», как ни прискорбно, – самая натуральная халтура, причём халтурили практически все. Сама читка весьма напоминала вечернее выступление перед зрителями (слушателями) 31 декабря, когда исполнители (по понятным причинам) торопятся побыстрее освободиться и «прогоняют» пятиминутный монолог за 1,5-2 минуты. Не сбивалась на скороговорку, пожалуй, только М.Кольцова, а остальным периодически удавалось достигнуть полной неразборчивости. За всех не скажу, но некоторых видел (слышал) и до этого, дикция у них вполне приемлемая, только не вечером 31 декабря.
Конечно, эти скороговорки и невнятицы ничего не говорят об авторе, но чуть позже, на обсуждении, Н.Беленицкая сама всё сказала: дескать, в процессе изучения документов ей показалась интересной идея запараллелить давние времена с нашими днями. На самом деле, никакой параллели, разумеется, нет. «Те» времена представлены фразами чиновников средней руки, твёрдо знающих, что «перебдение» им простят, а за «недобдение» могут вломить так, что мало не покажется, и поэтому во главу угла поставивших принцип «Как бы чего не вышло». А от нашего времени выступает исключительно Первое лицо, и тут уже начинается совсем другой коленкор, ничего общего. Чтобы осознать, что нельзя положить ложку параллельно тарелке, наверное, той же Беленицкой хватило бы 30 секунд, но только не вечером 31 декабря.
А режиссёр? Виноват, забыл уточнить: современность представлена кусками из трёх документов, цитирую по программке: «стенограмма заседания президиума Совета по культуре и искусству с участием Владимира Путина от 04.02.2014, стенограмма Российского литературного собрания при участии В.Путина от 21.11.2003, стенограмма встречи Путина с творческой интеллигенцией от 21.08.2010». Тут на самом деле тоже есть некоторые, так сказать, неточности, но это, видимо, объясняется всё той же торопливостью: 31 декабря, как-никак. Но вернёмся к режиссёру Т.Баталову. Его слова: «Мне была важна тема, поднятая Шаргуновым. Тема забалтывается: тут Алиса Бруновна дала мне колокольчик». Если бы Баталов прочёл текст без спешки, он догадался бы, что даже всеведущий Путин вряд ли мог 29.05.2010 года (колокольчик от Алисы Бруновны) приступить к забалтыванию темы, поднятой С.Шаргуновым через 3,5 года, в 2013-м (мало того, «первая встреча» произошла почти за 2 года до «болотных» событий). Но и режиссёр куда-то очень торопился – возможно, это у нас, отсталых, всё ещё март на дворе, а «передовой отряд» уже подступил вплотную к новогодней ёлке.
Короче, халтура, халтура и ещё раз халтура, в сопровождении незатейливых мантр («Это встреча с эпохой», «Артисты, даже молодые, взаимодействуют со своей исторической памятью» и т.д.)
Казалось бы, никакой пипл такую лабуду схавать не должен. Ан нет, хавает за обе щеки: на обсуждении зрители-слушатели почти в унисон говорили, что всё было очень вкусно (один, правда, уточнил: «то, что было слышно в зале, мне понравилось»). Казалось бы, как такое может быть? Наверняка среди поклонников откровенной лабудени были ребята, вполне неглупые. Но, увы, есть такой известный феномен: самые неглупые в мирной жизни люди, попав в стадо, стремительно дуреют, а потом, на воле, всё восстанавливается – если процесс, конечно, не дошёл до «точки невозврата».
Кстати, вот пара примеров реакции зала на отдельные фразы, прозвучавшие более-менее разборчиво. Зачитывается письмо участников симпозиума по физике твёрдого тела (восторженный гогот в зале) при низких температурах (ещё один приступ массового гогота). Не верю, что никто из собравшихся никогда не слышал ни о твёрдых телах, ни о низких температурах – что же их так рассмешило, позвольте поинтересоваться? Или в конце, когда на экране показывают Любимова в плохо освещённом зале, и он говорит: «если у кого есть плёнка, которая может работать... в Японии есть такая», – зрители-слушатели снова гогочут, радостно и дружно. Может, это у меня с чувством юмора что-то не так? Пришлось проводить эксперименты на людях – и ни один не увидел ничего смешного; возможно, народ попался не настолько передовой, чтобы ржать без причины.
Да, чуть не забыл ключевую реплику одной из зрительниц: «и про писателя, и про гаражи, и про Таганку – это всё для нас прошлое». Действительно, а какая, на фиг, разница – в конце 1960-х или месяц назад? Для однодневок разницы нет, так уж устроена их историческая память, удивляться нечему: что естественно, то, как говорится, не безобразно.
И ещё об исторической памяти... Дело было на Таганке, вот и вспомнилась мне старая пародия Л.Филатова на Е.Евтушенко. Не слышали? «Пытал меня главарь одной из хунт. / Он бил меня под дых и улыбался: / Ну что, таганский выкормыш, попался? / А ну, положь блокнот и стань во фрунт!.. / Таганка, ты подумай, каково / Мне в сорок лет играть со смертью в прятки! / Но я смолчал. Я сдюжил. Все в порядке. / Они о вас не знают ничего!»
Вот и капковским уполномоченным никто, похоже, никакой информации не выдал...

Надо сказать, мой таганский вояж на этом не закончился. После читки я ещё посмотрел часть первого акта «юбилейного» спектакля «Гроза двенадцатого года». Естественно, за весь спектакль говорить не возьмусь, но увиденное настолько впечатлило, что на второй акт я не остался. Стыд мне и позор, конечно, но были смягчающие обстоятельства. Увы, на сей раз я увидел не детский авангард, а костюмированную постановку эпохи «социалистического реализма». Обвинять актёров тут не в чем: а что им было играть? Повезло разве что тем, кто играл известных исторических персонажей и мог хоть на что-то таким образом опереться. Режиссура? Не надо о грустном, такие, типа, спектакли ставили в своё время родственники третьих секретарей обкома, решившие попробовать себя в режиссуре. Сцены в большинстве своём выстроены так: вдоль задника проложен помост, на который выходят участники очередной сцены, чтобы по небольшой лесенке спуститься на рабочее место. А текст (автор – С.Глущенко, он же и режиссёр)... ну, для начала позволю себе напомнить, что текст монологов и реплик в театре произносится вслух, и драматургу неплохо бы обратить внимание на то, как произнесённое воспринимаются ушами. К примеру, «Не иди на Россию» звучит как «Ни Единой России», а какие ассоциации может вызвать у злобного зрителя словосочетание «все эти свободы сравенствами и братствами»... нет, не скажу, в ЖЖ иногда дамы заглядывают... Ладно, это, в конце концов, можно списать на авторскую неопытность. А это? по ходу действа один из персонажей с нажимом цитирует ещё не родившегося Горького («А был ли мальчик?») Честно говоря, тут я понадеялся было, что сейчас прозвучит «Песня о Буревестнике», но что-то, видимо, не срослось, Песня так и не прозвучала. А вот, какая реплика добила меня окончательно: «Могилы Суворова и Ушакова травой, чай, ещё не поросли». Говорится это, заметьте, в канун наполеоновского нашествия («гроза» какого года?), а Ушаков умер в 1817-м; к тому времени наши вместе с союзниками уже побывали в Париже, а Наполеон после Ватерлоо отправился на остров Святой Елены. Двоечники, будьте поаккуратнее с датами, а то ведь нехорошо получается...

И, наконец, сладкое: выставка № 2, производство К.Перетрухина Inc., «Из архивов семьи Боуден». Прежде всего, художница опять не нашла общего языка с пространством: дырок поменьше, чем на выставке № 1, но они, тем не менее, есть, хотя пространство на сей раз достаточно компактно. Но это не всё, есть и во-вторых: основу, так сказать, экспозиции, составляют программки таганских спектаклей с пометками названной семьи (почему именно семья Боуденов – не в курсе: может быть, по ассоциации «Боуден – Сноуден», а может, кому-то из организаторов очень понравилась надпись на одной программке: «Актёры ползали по сцене, как перекормленные свиньи»; не могу исключить и какие-то иные мотивы, но стоит ли тыкать пальцем в небо?). Как бы-то ни было, текст в начале выставки гласит: «В маленьких пометках – восторг, ирония, разочарование, чувство сопричастности. «Я, 27/XII–68», – пишет на обложке программки «Антимиры» Борис Боуден, отождествляя себя с историей Таганки, сообщая, что он и есть эта история, письменно оформляя свои права на неё». Круто, только арифметика опять подвела: 50-летний юбилей «таганской истории» Боудена можно отмечать не раньше конца декабря 2018 года. До того – не положено, плохая примета (говорят).
Так что мы нынче отмечаем-то, г.Капков? И почему этот досрочный юбилей спонсируется из городского бюджета? Г.Собянин, будьте добры, вычтите эту сумму из зарплаты г.Капкова. Так будет разумнее, не находите? А то пойдут ещё всякие нехорошие слухи, мало ли... кривотолки там разные...
Вас, г.Собянин, это устраивает?
Ну-ну...
Subscribe

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Год назад: 2020, 1 – 7 сентября

    dik_dikij и poziloy Воспоминания вслед. В первый день прошлой осени ушли Крапивин, Клюев и Печерникова. А закончилась та первая неделя смертью…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments