dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Драматичное

Алексей Битов (poziloy)

Блин, как время летит! Накануне сочинской Олимпиады разливался я тут соловьём: «в свободное, так сказать, время приналягу на современную драматургию и, в частности, на финалистов конкурса «Действующие лица» (обещал, помнится); наверное, по мере готовности постов будем выкладывать». И Олимпиада закончилась, и вообще уже месяц прошёл, а я даже прочитал не всех.
Так что последними финалистами, на которых довелось наехать, остаются авторы с «Конкурса конкурсов» – 2013. А между тем, обнародован шорт-лист «Конкурса конкурсов» – 2014; и снова – знакомые всё лица... ну, почти все (одного автора не знаю, а ещё двое, хоть и на слуху в тусовке, всё же для неё не совсем свои.
Ладно, почитаем, но сначала всё-таки «Действующие лица». А о «Конкурсе конкурсов» вспомнил сегодня из-за вступительного текста на сайте http://www.goldenmask.ru/spect.php?id=1114, где и выложена десятка «лучших пьес года».
Пишет А.Вислов. Перечисляю регалии: «Театральный критик, старший научный сотрудник института искусствознания Академии наук РФ, преподаватель РАТИ-ГИТИС. Ведущий редактор отдела искусства "Литературной газеты"» (http://kultproject.ru/index.php?id=81). Вроде бы, и для «новой драмы» человек не чужой, и в «Литературке» у Ю.Полякова трудится; ну, да и Бог с ним, существеннее то, что он написал на сей раз. Цитирую концовку: «Что же до фактора субъективности? Субъективен, по определению, любой конкурс – не только драматургический. Главное в другом: чем больше их будет – хороших и разных – тем больше людей будет писать пьесы». Насчёт субъективности спорить не стану, хотя стоит ли доводить субъективность до абсурда, превращая конкурс в однопартийный междусобойчик? Вопрос меры и степени, как говорят в таких случаях; можно попробовать как-то эту субъективность минимизировать, а можно – наоборот, как это нередко у нас и случается. Больше пьес, «хороших и разных»? О качестве пока не сужу, а вот разнообразия нет и в помине, это даже по аннотациям видно. Но самая соль сконцентрирована, конечно, в последней фразе: оказывается, главная задача – увеличить количество тех, кто «будет писать пьесы». Позвольте полюбопытствовать – а зачем? Если человек сам не додумался до писания пьес, зачем его стимулировать? совсем не та рождаемость, которую повышать нужно; умножение сущностей сверх необходимости. Повторю в сотый или трёхсотый раз: чем больше текстов («пьес»), тем больше шансов, что до «жемчужного зерна» никто не докопается. Понятно, кому это выгодно – разумеется, кураторам; они и будут решать, «Кому быть живым и хвалимым, Кто должен быть мертв и хулим...», а остальные в этом море разливанном ни до чего путного, скорее всего, не дотянутся – накроет с головой. Ах, да, ещё и тем, кто без «кураторской поддержки» никогда не стал бы «драматургом», а с помощью противоестественного отбора – пожалуйста, занимайте места согласно купленным билетам (купленным, как правило, не за бабки, я о другом).
И ещё один немаловажный момент: может быть, некоторые авторы и хотели бы написать пьесу (пусть не шедевр, но пьесу), но эти бедолаги не знают, с какой стороны у коровы вымя. В театре они бывали не слишком часто (если и бывали – то, в основном, на всякого рода представлениях по мотивам), а тексты, которые отмечаются на конкурсах, чаще всего никак не могут служить образцом для подражания – пьесами там и не пахнет. Вот и получается, что за образец драматургической формы берутся, извините, сценарии сериалов (а то и синопсисы). Я, конечно, понимаю, что в нашем зомбоящике не хватает прежде всего сериалов... и вообще, телемыло сегодня являются важнейшим из «искусств»... но это – песня не о них, а о реальной драматургии.
Увы, с этим плохо.
Кстати, завтра намерен выложить отзывы на шорт-листников «Действующих лиц»; там речь пойдёт не только о жанре, но и эту тему забывать не намерен.
Был бы повод...
Как только, так сразу. С места в карьер.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Вынужденное

    Алексей Битов (poziloy) Очень не хотелось снова писать про всю эту ковидно-вакцинную вакханалию, но деваться, повторю, некуда. Хотя прекрасно…

  • Мастер, Маргарита и немного футбола

    Алексей Битов (poziloy) « Смотреть матч по телевидению все равно, что изучать животное по скелету. Все вроде бы ясно, а теплого и трепетного…

  • 2021: 1 – 15 ноября

    dik_dikij и poziloy Юрий Клепиков, Геннадий Чихачёв, Виктор Коклюшкин и другие. 1 ноября 2021 года умер кинодраматург Юрий Клепиков – сценарист…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments