dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

В ожидании Годо-культуры

Алексей Битов (poziloy)

«Плюс – простые русские слова, которые произнес по всем этим поводам простой русский народ». Что ж, осталось выяснить, кем и по какому поводу произнесены конкретно эти простые русские слова.
Не буду интриговать: цитата – из газеты «Культура»; есть такая рубрика – «колонка главного редактора». Кстати, часто эти рубрики чем-то неуловимо похожи, идёт ли речь о газете «Культура» или о журнале «Театр»; возможно, причина в том, что главных редакторш связывает общее прошлое (в известной газете)... а может, тут какая-то более глубинная связь (родовая?)... нет, не знаю, судить не возьмусь. Во всяком случае, знаки, вроде бы, обратные, а по модулю...
Что интересно, обе дамы склонны путать два понятия: «Отечество» и «Ваше превосходительство». Но кому арбуз, а кому свиной хрящик... или наоборот; короче, у одной нелюбовь к «Вашему превосходительству» плавно переходит на Отечество как таковое, а у другой... ну, понятно. И мне совсем не хочется, чтобы одна крайность сменила другую – абсолютная величина от этого не меняется.
Ещё несколько цитат из статьи Е.Ямпольской («Здравия желаем», http://portal-kultura.ru/articles/kolonka-glavnogo-redaktora/26799-za-zdravie/). Начну с длинной. Ямпольская пишет: «Лично у меня в Год культуры есть одно упование. Связано оно с перечнем президентских поручений по итогам заседания Совета по культуре. Точнее, с пунктом первым этого перечня: «Администрации Президента Российской Федерации совместно с Советом при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству обеспечить разработку проекта Основ государственной культурной политики. Срок – 1 апреля 2014 года. Ответственный: Иванов  С. Б.»
Тут сразу три знаковых слова. Политика – то есть сознательная, продуманная, выстроенная программа действий. Государственная – значит, культура возвращается в оборот стратегически важных факторов, может быть, даже факторов национальной безопасности. Ну и, конечно, Иванов – слишком значимая фигура, чтобы забивать ему голову расписанием выставок-концертов. И даже зарплатами библиотекарей либо протекающими крышами музыкальных школ.
Три обнадеживающих маркера сигнализируют: культура перестает быть синонимом искусства
». Почему-то вспомнился «Хранитель древностей» Ю.Домбровского: «когда француз, прямо-таки захлебываясь от восторга, говорит в 1937 году о Ницше, – это, конечно, что-то прямо относящееся к войне». Во всяком случае, «три обнадеживающих маркера сигнализируют»:
а) о чрезмерном пиетете к объектам «упования» – Его Превосходительству и прочим Сиятельствам;
б) о возвращении культуры на службу государству, а государство у нас, как известно, олицетворяют чиновники;
в) о почти не завуалированном предложении приравнять «идеологические диверсии» к подрыву национальной (точнее, государственной) безопасности со всеми, знаете ли вытекающими.
Далее: «пригодных для смыслообразования и целеполагания документов у современной России мало». Замечательная фраза во всех отношениях...
«Не причини зла, не навреди, не вгоняй в стресс. Мы не конкуренты в борьбе за выживание, мы – члены единой команды под названием «Россия». Не садись пьяным за руль, не торгуй поддельными лекарствами, не бросай человека без помощи, не загрязняй землю, воздух и воду. Торгуешь, бросаешь, свинячишь? Пеняй на себя. Ты на целую страну наплевал. Ты коллективному будущему враг. И нет у тебя отныне в этой самой стране никаких перспектив». Россия, господа хорошие (и дамы тоже), – не команда и даже не корпорация; межсезоний, отпусков и выходных наши контракты как-то не предусматривают; впрочем, у нас и контрактов нет, а контрактники госкорпорации – вообще песня отдельная. Но петь её сегодня не собираюсь; дальше – посмотрим. Лучше вспомню другую песенку, старинную: «Сегодня парень водку пьёт, А завтра планы продаёт Родного, бля, советского завода». Хорошая интерпретация у Ямпольской получилась, современная такая... почти как «Братья Карамазовы» у К.Богомолова, не правда ли?
«В такую сетку координат культура вписывается самым естественным образом». Что бы нам ни всучила «управляющая компания» – систему, сетку или авоську координат – всё равно, как ни крути, собрать из этих деталей можно лишь прокрустово ложе. А естественные ограничения, как известно, прописаны ещё в те времена, когда разбойник Прокруст относился, можно сказать, к новейшей истории (разницу между историей и мифологией здесь, как и во многих других случаях, предпочтительнее опустить).
«С одной стороны – тотальная обыдляюще-отупляющая жвачка, с другой – культура нишевая, тусовочная, незначительная по востребованности и охвату, однако весьма громогласная». Две стороны одной медали – это точно; кто эти медали чеканит и на чью шею их вешают, тоже известно. А вот слово «обыдляюще» выдаёт общность лексикона некоторых главных редакторов. Ну, да, по модулю.
«Цель культуры должна находиться за пределами культуры. Пусть государство четко объявит эту цель. И тогда многие ныне зудящие вопросы снимутся сами собой». Простите, кто на ком стоял? Скорее культура должна объяснять (напоминать) государству, с какой целью оно создано. Одна беда – неплохо бы для начала отделить зёрна от плевел, а подлинную культуру – от мнимой, но государство (сиречь, чиновники, у которых своя корпорация-команда) тут точно не поможет; самим справляться придётся, а не ОМОН вызывать (по примеру г-на Сенина).
И, наконец, самое главное. «У государства нет никаких специальных обязательств перед культурной сферой. У него есть ответственность за благополучие граждан, воспроизводство населения и сохранение России на геополитической карте мира... Если ты социализирован, значит, встроен в систему общих ценностей. Встроены в нее и деятели культуры – прежде всего, претендующие на бюджетное финансирование. Надо выполнить заказ на героя, образец для подражания – вперед. Примени талант, мастерство, владение новаторскими технологиями. Как ученые (в большинстве своем опять-таки тонкие, ранимые индивидуалисты) берутся за оборонзаказ. Есть такие профессии – Родине помогать». Прежде всего, обратите внимание на лёгкую подмену понятий: наука отнюдь не ограничивается «оборонзаказом». Культура – тем более (хотя и такое не исключено, но скорее как исключение, нежели как правило). И о заказе на «образец для подражания» (типа, «делать жизнь с кого») – проходили, знаем; правда, «Мёртвые души» или «Братья Карамазовы» в эту «сетку» не вписываются, но тем хуже для них (с точки зрения Ямпольской, надо полагать). А в остальном, прекрасная маркиза...
Цитату про обязательства, которых якобы нет, я вычитал на Фэйсбуке у К.Крока (https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=240812669424690&id=100004878762403&stream_ref=10); повторю и свой комментарий: «Простите, не понял. Что значит – "У государства нет никаких специальных обязательств перед культурной сферой"? А ещё перед кем у чиновников нет никаких обязательств? На фиг они тогда нужны, эти чиновники - бюджет разворовывать? Это первое. Но есть и второе: "Если ты социализирован, значит, встроен в систему общих ценностей. Встроены в нее и деятели культуры – прежде всего, претендующие на бюджетное финансирование". Ну-ну. Имена особо претендующих (и получающих) надо перечислять или и так все знают?:)»
И ещё из комментариев, там же. «Anna Mell Да, это так. Социализм кончился. В настоящей политической формации у государства уже нет специальных обязательств перед культурной сферой. Но иждивенческие, социалистические настроения по-прежнему очень сильны, все убеждены, что государство обязано "заботиться" o населении. В то в время как забота теперь должна быть в руках каждого индивидуума, гражданина, понимающего свою личную гражданскую ответственность». Ответ: «Алексей Битов Ох, уж эти причитания "социализм кончился..." и непременное упоминание про "иждивенчество"... Иждивенцы – это чиновники, ни хрена не делающие, но именующие себя "государством". А государство обязано выполнять конкретные задачи – армия, милиция/полиция, суд, социалка, поддержка образования, науки, культуры. И если конкретные чиновники нагло отказываются от выполнения своих прямых обязанностей – гнать их пинками, и все дела. Как врача, который полагает, что вправе лечить или не лечить. Или как сантехника, который не желает прочищать засоры».
И никак иначе. Не культура для государства, а государство для культуры. Не только для культуры, конечно, но и для неё – не в последнюю очередь. Чтобы не хвост вертел собакой, а с точностью до наоборот.
Равенство по модулю тут исключено, извините.
Subscribe

  • 2021: 23 – 31 августа

    dik_dikij и poziloy Прощаемся с летом. 23 августа 2021 года умер Гоча Ломия. « Ломия... знаком советскому зрителю по своему экранному дебюту – в…

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments