dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Как посмотреть...

Алексей Битов (poziloy)

Внимание! Это – не наезд. Вернее, не совсем наезд. Не только.
Впрочем, начну издалека, аж с XIX века. Будем считать, это – моё личное оценочное суждение, не более того. Хотя фамилий называть не стану, кто догадается – тот и прав.
Итак, жили-были два видных русских поэта; в сознании школяров они чаще всего связаны между собой неразрывно, как сиамские близнецы (на самом деле, конечно, между ними нет ничего общего, но это так, к слову). Первый поэт, на мой взгляд, выдающимся талантом не обладал, но преодолел все ограничения и стал по-настоящему великим поэтом; отголоски косноязычия нет-нет, да и напоминали о себе, но порой получались стихи потрясающие – и ничуть не ослабевающие от начала к концу.
Второй был сказочно одарён, схватывал звук на лету, но быстро переходил на токование и не слышал уже ничего, кроме собственного сладкого голоса; понятно, что начинал он во здравие, а заканчивал за упокой: первые строки стихотворения оставались лучшими, а дальше шло провисание.
Возвращаемся в наши дни и переходим к суровой прозе, и не просто к прозе, а к драматургии. Н.Коляда явно относится ко второму типу авторов, его способности неоспоримы, но издержки вкуса и проблемы с чувством меры, ИМХО, не дают ему, так сказать, оторваться от земли. Жаль, конечно, но что поделать?
При всех издержках Коляда остаётся человеком несомненно театральным (интуитивно) и достаточно искренним (несмотря на всё показное лукавство). Вот и в интервью «Известиям» (http://izvestia.ru/news/564356#ixzz2r9InOMzL) он путается-путается, а потом неожиданно заявляет, что самым любимым его спектаклем остаются «Мещане» Товстоногова. Кто видел хотя бы по одному спектаклю Товстоногова и Коляды, не может не согласиться, что эти режиссёры – антиподы: Товстоногов на дух не переносил ничего лишнего, а у Коляды всегда – два вагона излишеств; Товстоногов выводил тексты на какой-то космический уровень, а Коляда, наоборот, склонен всё занижать.
Простой пример: посмотрел 10-минутный ролик из поставленного Колядой «Ревизора» (http://rutube.ru/video/ab4ad404dca9d281fb635e19c58b411e/) – и что, если отбросить характерные «излишества»? Очевидная подмена: вместо Городничего – председатель колхоза; пьеса, про которую Николай I якобы сказал «Всем досталось, а больше всех мне!» (вряд ли царь это говорил, но если бы сказал, было бы в точку), превращается, извините, в комедию из колхозной жизни. Такой задачи перед собой Коляда, разумеется, не ставил, но... короче, это Коляда. И всё же безошибочная интуиция ему подсказывает фамилию: Товстоногов. Короче, на интуицию Коляды положиться можно, хотя иногда без фирменного лукавства дело не обходится.
Возвращаюсь к вчерашнему интервью в «Известиях». Рассказав о своих взаимоотношениях с «Аэрофлотом» после известного инцидента, Коляда вдруг перестал лукавить и, что называется, попёр буром; возможно, напряжение последних дней дало о себе знать: «Хотите я вам расскажу историю про одного товарища, который работает у Фокина? Не назову его фамилию. Когда я спросил, не стыдно ли ему выпускать спектакль за 18 репетиций, он ответил – «неважно, что будет на выходе, важно с кем ты дружишь». Я был просто в шоке – это же настоящий подлец! И они все такие, эти молодые – у них нет вкуса, таланта, они откуда-то вылезли, как упыри, и считают, что нужно просто знакомиться с нужными людьми, получая за это важные посты».
Следующий вопрос: «А «новая драма» вам нравится? Читаете пьесы «Любимовки»?»
Ответ Коляды: «Конечно. Меня только настораживает, что они все сбились в стаю и поливают друг друга патокой. Они сидят, выпивают вместе и нахваливают. Самое сложное испытание – это медные трубы, его не проходит почти никто. У всех срывает крышу от собственной гениальности. Вот недавно кто-то поставил в «Театре.doc» спектакль «Солдат», который идет пять минут. Все пишут, что он гениален. Послушайте, но ведь это дурдом!»
Тут даже нечто большее, чем просто интуиция. Коляда – не халтурщик, и обласканные тусовкой халтурщики не могут его не раздражать. Он – при всех издержках – честен перед театром. Хотя, конечно, очень по-своему.
И ещё одна цитата. Вопрос: «Вам не нравится современный театр?»
Ответ Коляды: «Я сегодня проснулся и подумал – надо делать революцию в театре. Не в России, а именно в театре. Иногда задумываюсь – а почему наши старые великие пердуны не воспитали талантливую молодежь? Талантливых режиссеров нет, актеров нет, есть только «звезды», которые в сериалах снимаются. У меня чувство, что кругом выжженная пустыня». Конечно, не соглашусь насчёт пустыни, но желающих выжечь всё на фиг и погреться на угольках, как мы видим, хватает. Вопрос, почему «старые великие пердуны» не воспитали себе смену – тема отдельная, и ответ очевиден только частично. А вот насчёт «революции»... нет, не надо революций, особенно спросонок. Уж где-где, а в культуре сегодня «революционные» тенденции куда опаснее самых консервативных, так что оставим революцию р-р-рэволюционерам. А прогнать самозванцев пинками – никакая не революция, лишь возвращение к более-менее естественному ходу вещей.
Дай-то Бог.
Subscribe

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Год назад: 2020, 1 – 7 сентября

    dik_dikij и poziloy Воспоминания вслед. В первый день прошлой осени ушли Крапивин, Клюев и Печерникова. А закончилась та первая неделя смертью…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment