dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Category:

И джинсы в колхозах бесплатно дают!..

Алексей Битов (poziloy)

Что-то я застрял на букве «Д». Добро бы, речь шла только о девушках, так ведь нет: выходили из избы здоровенные жлобы, Порубили все дубы на гробы...
Стоп-стоп-стоп, это и вовсе не о том. Дубы сегодня ни при чём, а жлобы – тем более; к тому же они – на другую букву. Впрочем, такая буква тоже есть в нашем слове, хотя и не на первом месте.
Итак, джинса. Очередная. И автор её – не какой-нибудь мобилизованный кинокритик, типа В.Рутковского, а сам Р.Должанский, прошу любить и (по возможности) жаловать.
В родном, можно сказать, издании «Коммерсант» один из главных идеологов небезызвестной движухи «Театру NET» решил подвести театральные итоги завершившегося года. Лучше бы он этого не делал, слишком всё получилось очевидно. Может, торопился куда?
Ну, как бы-то ни было – «Сцены кусаются. Художественно-постановочные итоги года», http://www.kommersant.ru/doc/2358955. Что же предлагает нам художественный постановщик товарищ Укушенный? 9 абзацев; первый, как нетрудно догадаться, вводный, а остальные поделены по-честному (помните, как Попандопуло «трофеи» делил?) Во втором и третьем абзаце главный герой – К.Серебренников; кроме него,один раз появляется Н.Гоголь и четырежды – Г.Центр; последний появится и в следующем абзаце.
Абзацы №№ 4 и 5. Тут упомянуты целых 4 персоны: пятикратно – К.Богомолов, по два раза каждый – О.Табаков и О.Уайльд, однажды – Ф.Достоевский.
Абзацы №№ 6 и 7. Рекордное количество фигурантов, целых 11, и все – по одному разу: А.Пушкин, Б.Брехт, Ю.Бутусов, Е.Писарев, С.Капков, Е.Вахтангов, Р.Туминас, М.Карбаускис, В.Маяковский, М.Ермолова, О.Меньшиков.
И, наконец, заключительные абзацы №№ 8 и 9; тут речь идёт в основном о «Школе театрального лидера» и «Группе юбилейного года», персонально упоминаются К.Перетрухина и Д.Волкострелов, а компанию им составили В.Мейерхольд, Ю.Любимов (дважды!), а также (в самой последней фразе) – К.Станиславский, Клим и Б.Юхананов.
Попробуем перейти от количества к качеству. Понятно, Гоголь, Пушкин, Вахтангов, Маяковский, Ермолова, Мейерхольд и Станиславский – не сами по себе, а в качестве тех, чьи имена носят театры (и центр); тут Должанскому то ли повезло, то ли нет, но в основном в его перечень попали «именные» театры (включая бывшие); остальные два – безымянные МХТ и ЦДР. Скажем, Малый театр или РАМТ не заслуживают не только упоминания, но даже и права рядом постоять. А вы как думали?
Ещё три фигуранта – вроде бы, авторы; нет, Брехт и в самом деле автор, а вот Уайльд с Достоевским тут решительно ни при чём, этого «Мужа» и этих «Братьев» написал какой-то другой Хлестаков-Милославский; тем не менее, ещё трое фигурантов освобождаются у нас до начала процесса.
Далее. Любимов у Должанского присутствует в прошлом («к 50-летнему юбилею театра, вернее, прихода в этот театр режиссера Юрия Любимова»), но отсутствует в настоящем: «Сам Любимов на Таганке, как известно, уже не работает»; ещё трое обитают в будущем: Меньшиков («можно дипломатично сказать: успехи обновления у него пока впереди») и Клим с Юханановым («должны взойти семена, посеянные в 2013 году»).
Осталось 10 человек, которым Должанский любезно разрешил войти в свой реестр-2013. Правда, метраж им достался не одинаковый. Судите сами: «интересный, противоречивый, достойный серьезного обсуждения спектакль режиссера Юрия Бутусова театральным сообществом был по ошибке принят едва ли не за бесспорный шедевр и осыпан целым градом премий. Скорее всего, интерес к постановке сложился с законным желанием поддержать деятельность Евгения Писарева на посту худрука театра – он хоть и был назначен не нынешними, а предыдущими культурными властями, но в общую картину обновления, предпринятого Сергеем Капковым, успешно вписался». Или: «"Евгений Онегин" Римаса Туминаса собрал едва ли меньший урожай похвал, чем его предыдущие работы – "Дядя Ваня" и "Пристань"». Или: «Еще один пример осторожных реформ показывает Миндаугас Карбаускис: скорость, с которой он пробует повернуть Театр имени Маяковского к современности, многим кажется слишком небольшой, но минимализм как реформистский жанр вполне достоин внимания». Заслуга Писарева – «успешно вписался» в систему Капкова; Карбаускис, возможно, идёт к тому же, но как-то не слишком быстро; Туминас... ну, что с него взять, в систему Капкова ему вписываться не надо, у него театр – в федеральном подчинении, можно (едва ли не с кислой миной) уделить ему одну фразу. А Бутусов – не надо преувеличивать, спектакль спорный (здесь от себя: до появления Сереберенникова с Богомоловым последний бесспорный шедевр на моей памяти назывался коротко и ясно – «Целина»).
Единственный упомянутый в предыдущем абзаце фигурант, чья фамилия вызывает у Должанского нескрываемый восторг – Капков; даже те, кто попадает в отражённый свет столичного «всё», вызывают у отдельных граждан «законное желание» их поддержать, столь ослепителен источник непреходящего света.
Но есть, есть и другие герои, почти равные Капкову; их сияние падает на Должанского напрямую, не отражаясь ни от каких поверхностей (за одним, правда, исключением). Вот они, герои года (бурные и продолжительные аплодисменты)!
«Работа "Гоголь-центра", пожалуй, главное событие этого года. Прежде всего потому, что Серебренникову со товарищи удалось создать не просто еще один театр, а своего рода культурный центр вокруг театрального репертуара [последнее звукосочетание без переводчицы понять трудно, но восхищённая интонация несомненна]... К достижениям новой площадки можно отнести и грамотный пиар. Естественно, в "Гоголь-центр" на зависть другим театрам потянулась молодежь, чуждая пафосу [не без пафоса восклицает критик, явно пользующийся средством Макропулоса]».
Кто может сравниться с Матильдой моей? Не волнуйтесь, нашёлся и такой: «весь "Гоголь-центр", пожалуй, не собрал столько эмоций, сколько досталось спектаклям Константина Богомолова из Московского художественного театра... достаточно дать ту свободу высказывания, которую молодому, но уже очень востребованному режиссеру Константину Богомолову дал многоопытный Олег Табаков... который продемонстрировал, что радикальные жесты сегодня возможны и в академических театрах... [именно Табаков и есть то самое исключение, сияющее отражённым богомоловским светом]... Спектакли сложились в дилогию о безнадежном, отталкивающем разложении, постигшем российское общество... работы режиссера словно проследили путь, по которому быстро идет страна [увы, страна, где подобные «фантазии» проходят на ура, действительно идёт куда-то не туда, факт]».
И последний герой, коллективный: «Активно работающая в Центре имени Мейерхольда "Школа театрального лидера" начала активно пополнять скамейку "запасных" кадров, о пустоте которой было принято сетовать несколько лет назад. Одной из самых любопытных коллизий минувшего года стал приход группы выпускников этой школы в Театр на Таганке: новички под руководством художника Ксении Перетрухиной и режиссера Дмитрия Волкострелова должны были воплотить в жизнь творческую программу, приуроченную к 50-летнему юбилею театра, вернее, прихода в этот театр режиссера Юрия Любимова.
… деятельность "группы юбилейного года" вызвала нешуточное сопротивление части труппы и привела на открытии невинной выставки, первого из намеченных юбилейных событий, чуть ли не к рукопашной схватке между новаторами и защитниками "традиций". Инцидент должен был пролиться холодным душем на головы застрельщиков реформ и если не выбить оружие из их рук, то хотя бы напомнить: сила инерции и противодействия гораздо выше, чем казалось еще в середине года. Так что следующий год может оказаться не менее драматичным, чем прошлый
».
Итак, вот они, герои года (по Должанскому): СК, КС, КБ (с Табаковым), а также «новички под руководством художника Ксении Перетрухиной и режиссера Дмитрия Волкострелова». Исчерпывающий перечень, кто бы спорил... Туминас, Карбаускис и Бутусов с Писаревым удостаиваются чести поприсутствовать на торжестве, но скромно так, не выпячиваясь.
Смешно? Ещё бы! Тем более – уж кто-кто, а Должанский не производит впечатления человека малограмотного или одержимого; надо полагать, всё он понимает, включая истинную цену своих «героев»; конечно, интересы партии – превыше всего, но слишком топорно сработан дежурный панегирик. Не по-должански как-то, уши наружу торчат.
Не будем задаваться вопросами, кто виноват и что делать, это давно уже не актуально. Остался один вопрос, самый главный: к чему бы это?
Вот и я о том же...
Subscribe

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Год назад: 2020, 1 – 7 сентября

    dik_dikij и poziloy Воспоминания вслед. В первый день прошлой осени ушли Крапивин, Клюев и Печерникова. А закончилась та первая неделя смертью…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments