dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Чудеса рождественского пиара

Алексей Битов (poziloy)

Вчера пообещал вынести «пару моментов» новой волны серебренниковского пиара в, так сказать, «отдельное производство». Получилось двусмысленно: можно подумать, речь шла о «Культурном шоке», испытанном К.Лариной и её слушателями на «Эхе Москвы» 4 января. Нет, сегодня – о другом.
Начну со snob.ru, выложившего чудо-рейтинг В.Рутковского «Итоги-2013: 25 спектаклей, ради которых стоит приехать в Москву». Рутковский – вроде бы, не только снобист, но и кинокритик; сведения о нём можно почерпнуть на http://www.snob.ru/profile/25593 (кстати, обратите внимание на псевдонимы, которыми он пользуется в школе, дома и на оккупированных территориях). Есть в анкете и такая графа: «вывел на чистую воду»; Рутковский отвечает: «пока никого; всё впереди». Так вот, эти сведения устарели: 8 января 2014 года кинокритик вывел на чистую воду себя самого, выложив на любимом сайте плохо выстиранную джинсу (http://www.snob.ru/selected/entry/69958).
Кто же вошёл в список 25? Будете смеяться: 7 спектаклей «Гоголь-центра» (плюс один с «Платформы»); вот оно, наше новое «всё». На втором месте – Театр Наций с тремя премьерами (режиссёров перечислю через запятую и по алфавиту, так лучше смотрится: Д.Волкострелов, Ф.Григорьян, Р.Лепаж). 3 театра представлены двумя спектаклями каждый, а ещё 8 упоминаются по одному разу. Только не ищите в списке Театр Вахтангова, или Маяковку, или РАМТ – их там нет, не удостоились.
Список отличившихся (по Рутковскому) режиссёров тоже забавен: лидеров там формально трое (по 2 спектакля). Почему «формально»? Да потому, что одна из «номинаций» К.Гинкаса сопровождается таким текстом: «Дебют Елизаветы Боярской на московской театральной сцене. Она – основа и энергия этого, во всяком случае пока, несовершенного спектакля: часть эпизодов кажутся гениальными, часть (убийство наследника или смазанный финал) вообще трудно приписать Гинкасу. Идти же стоит как в старину – на артистку»; как видите, Гинкас тут – сбоку припёка. А два полноправных лидера – это кто? Не удивляйтесь: Д.Азаров и В.Наставшев. Даже их шеф К.Серебренников представлен в этой «номинации» только один раз – как и, к примеру, Д.Волкострелов, М.Гацалов, Ф.Григорьян, Д.Крымов А.Мизгирев...
Зато К.Богомолов в списке не значится – к чему бы это? Возможно, автор рейтинга просто не добрался до скандальных «Идеальных братьев», а может быть, это входило в условия заказа, всяко бывает.
Остаётся только посочувствовать нескольким режиссёрам, каким-то образом в этот список всё же угодившим – Лепажу, понятно, до квебекского фонаря, а вот тот же Гинкас или Ю.Бутусов своей репутацией, надо полагать, всё-таки дорожат. М.Захарову, по большому счёту, тоже по барабану, а Н.Рощин угодил в дурацкий список вместе со своим учеником А.Калининым – обидно, честное слово.
Упомянут и Ю.Погребничко, но сам Рутковский, к счастью, обеспечил ему надёжное алиби: из сопроводительного текста (оказывается, «Школа для дураков» – «Редкое в последние годы отступление классика от любимых чеховских пьес») следует, что о Театре «Около дома Станиславского» наш кинокритик имеет самое смутное представление; скорее всего, где-то что-то слышал и решил, так сказать, отдать дань (квота «Гоголь-центра» исчерпана, а Богомолов выпал из поля зрения).
Да, вот ещё один знакомец – А.Стадников: «Репетиция оркестра». Что ж, тут с г.Рутковским трудно не согласиться: ради этого, так сказать, спектакля «стоит приехать в Москву», чтобы воочию убедиться в успешном стирании граней между театром и детским садом.
Кстати, о «Добром человеке из Сезуана» в Театре Пушкина наш пиарщик пишет: «Один из трех (!) спектаклей Бутусова за год. И если «Отелло» в «Сатириконе» и «Месяц в деревне» в Театре им. Ленсовета интересны, то этот – велик»; впрочем, по Рутковскому, «Отелло», хоть и «интересен», но недостаточно: в список 25 лучших он (в отличие от «Репетиции оркестра») не попал.
Отдадим должное и самому слогу: «грандиозный молодой артист, способный пластикой передать шекспировское ощущение «век вывихнул сустав»». Или: «живой канадский гений ставит спектакль с техникой на грани фантастики для живого российского гения» (представляете, актёр-то у нас, оказывается, живой, кто бы мог подумать!); «провокационный фильм датского режиссера стал поводом для самого неуютного, болезненного и тяжелого спектакля лучшего российского постановщика наших дней» (нетрудно догадаться, о ком речь); «выдающийся художник Ксения Перетрухина» (тут почему-то вспоминается бессмертное: «Киса, давайте и мы увековечимся»); «Образец блистательной инсценировки» («Русская красавица» Е.Беркович).
Или такая прелесть: «Возможно, самая неожиданная постановка, когда-либо появлявшаяся на ведомой Олегом Табаковым фабрике спектаклей».
А это – и вовсе блеск: «Коллизии фильма «Страх съедает душу» более-менее органично перенесены на удобренную мигрантами московскую почву: история любви пожилой немецкой бюргерши и марокканского гастарбайтера превратилась в историю сблизившихся в поисках тепла пожилой столичной пенсионерки и молодого таджика». Особенно умиляет, конечно, московская почва, удобренная мигрантами (жуть какая!) и «пожилая пенсионерка» (надо полагать, в отличие от других, молодых), а также чеканная формулировка «более-менее органично».
Джинса – она и есть джинса; будет с неё. Отметим, однако: здесь пиарится в основном не «лучший российский постановщик наших дней» лично, но его несчастное детище, «Гоголь-центр»; понятно, партия и Ленин – близнецы- братья, но скромность г.Серебренникова весьма похвальна.
Зато эпизод № 2... тут уже пошёл пиар откровенный, именной.
Итак, 6 января, приближается ночь перед Рождеством, и тут, как чёртик из табакерки (нет, не из «Табакерки», а из табакерки) появляется сообщение: ««Гоголь-центр» начинает выдачу грантов драматургам». Похоже, кто-то встречает рождественскую ночь досрочно, чудеса начались преждевременно. Судите сами: сообщение в gazeta.ru появилось в 12:49 со ссылкой на ИТАР-ТАСС (http://www.gazeta.ru/culture/news/2014/01/06/n_5859693.shtml), а само сообщение ИТАР-ТАСС помечено тремя часами позже – 15:52 (http://itar-tass.com/kultura/873128). Цитирую по тексту ИТАР-ТАСС: «Столичный "Гоголь-центр" запускает грантовый проект для поддержки современных драматургов. В 2014 году деньги для написание пьес "для большой сцены" получат три автора. Об этом сообщил ИТАР-ТАСС руководитель "Гоголь-центра" Кирилл Серебренников.
"В этом году мы будем предоставлять гранты для драматургов. Мы будем давать им деньги и говорить, "пишите ту пьесу, которую хотите", – сказал Серебренников.
"Эти пьесы могут нам подходить и мы будем их ставить, могут не подходить. Главное, что мы поддерживаем современных авторов. Мы хотим чтобы они создали в мир какие- то произведения", – отметил собеседник агентства.
По его словам, в 2014 году гранты получат три автора. При этом режиссер пока не стал называть имена получателей, отметив лишь, что при выборе драматургов "учитывалось мнение экспертов".
Говоря о размере грантов Серебренников отметил, что "это будет приличная сумма, что бы эти авторы смогли все бросить, не писать сериалы, а писать пьесы".
"Планируется, что программа будет ежегодной. В 2015 году это будет три других человека", – добавил режиссер.
Финансирование грантового проекта будет происходить из фонда поддержки "Гоголь-центра", – заключил Серебренников
».
Трудящиеся массы к этой новости отнеслись по-разному: кто-то восхитился и преисполнился надежд, кто-то понимающе ухмыльнулся и вспомнил про осла и морковку. Действительно, похоже, Серебренников хочет выстроить очередную «драматургическую» вертикаль под себя и этим укрепить свои пошатнувшиеся позиции (примечательно, что его бурно поддержали вожди «новой драмы», у которых в последнее время тоже не всё ладится). Ну, а на чём ещё строить «вертикаль», как не на бабках? И ведь бабки, судя по всему, требуются не самые маленькие («чтобы эти авторы смогли все бросить, не писать сериалы, а писать пьесы» означает, как-никак, прямую конкуренцию с ТВ). И, как учит исторический опыт, старая истина «пряников сладких всегда не хватает на всех» ничуть не уменьшает количество претендентов на этот самый гипотетический пряник. Кроме того, Серебренников дал ещё один повод поговорить о себе, пиар-акция прошла вполне успешно и, главное, без дополнительных финансовых вложений...
Интересно, конечно, будет узнать имена получателей (сюрпризов тут, честно говоря, не ожидается), но ещё интереснее понять, откуда дровишки (бабки). Что такое «Фонд поддержки "Гоголь-центра"»? Попробовал погуглить – не получил никаких результатов, кроме всё того же сообщения о «грантовом проекте», разлетевшегося по всей Сети. О самом Фонде информации нет, но это, надо полагать, никого не смущает. Как и аналогии с ослом и морковкой. Подумаешь, ерунда какая...
Главное, пиар-акция состоялась состоялся.
Одна из...
Subscribe

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Год назад: 2020, 1 – 7 сентября

    dik_dikij и poziloy Воспоминания вслед. В первый день прошлой осени ушли Крапивин, Клюев и Печерникова. А закончилась та первая неделя смертью…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment