dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Стоппард

Алексей Битов (poziloy)

Сегодня – день рождения Стоппарда. 73 года.
Стоппард, конечно, явление. И всё-таки – моё личное мнение, как вы понимаете – он идёт не от инстинкта, а от головы. От парадокса, если угодно. Может быть, поэтому и нашёл себя в драматургии, где существуют естественные рамки, где не надо искать границы наощупь и впотьмах, иногда вываливаясь наружу, как тесто из квашни (а в прозе – имею в виду, конечно, «Лорд Малквист и мистер Мун» – есть у Т.С. такое, немного).
Для меня самая интересная пьеса Стоппарда – «Настоящий инспектор Хаунд». Не «Берег Утопии», не «Розенкранц и Гильденстерн мертвы», а именно «Инспектор» – небольшая пьеса, во многом искусство об искусстве (то есть ни о чём), зато автор не ограничивается тут единственным парадоксом и его последствиями, а выстраивает целую анфиладу, где один смысл от другого отделяется одним шагом. Потому что, как выразился однажды сам Стоппард, «Каждый выход – это вход куда-то еще». Напоминает Леца («Ну и пробил головой стенку. А что ты будешь делать в соседней камере?»), но не так трагично, потому что слегка разбавлено Шекспиром («Весь мир – театр. В нем женщины, мужчины – все актеры»).
Но это, повторяю, моё личное мнение, настаивать на котором не буду.
Как бы то ни было, «в связи с днём рождения» (кто постарше, помнит такую формулу) захотелось немного процитировать именинника. Нет, не пьесы, а всякие высказывания, интервью и тому подобное.
Конечно, к такого рода публикациям надо относиться с осторожностью. Смешной пример. Корреспондент газеты «Труд» спрашивает, имея в виду постановку «Берега Утопии» в РАМТ: «Но свое мнение по поводу игры русских артистов вы можете сказать?». Стоппард отвечает: «Сейчас не могу, только после того, как они выйдут на поклоны, потому что реакция публики может до неузнаваемости изменить стиль их игры». А интервью выходит с подзаголовком: «Знаменитый английский драматург Том Стоппард был потрясен игрой русских артистов в "Береге утопии"». Так что будем бдительны. И всё-таки – несколько фрагментов из бесед Стоппарда с нашими журналистами (как и предыдущая цитата, взяты с http://www.stoppard.ru/index.php?p=mpages&id=52).
Из того же интервью «Труду»: «Недавно в Лондоне я видел два спектакля по пьесам Василия Сигарева, показавшимися мне безликими, лишенными русских корней, как будто в них речь идет о людях, живущих в лондонской подземке» [объективности ради, подчеркну: речь идёт не о самих сигаревских текстах, как бы я к ним ни относился, а об их британских постановках].
А это – не знаю, где опубликовано, кроме как в Интернете, под заголовком «Свободное плавание»: «О коллегах. Я ужасающе необъективен: тут же все друзья-приятели. А если добрый знакомый что-то делает, мне уже не может не понравиться. Часто с этим возникают сложности. Причем «закон имеет обратную силу». Прочту, например, чью-нибудь книжку – скучную, поверхностную, без искры. А потом знакомлюсь с автором, он оказывается милейшим человеком, и я уже думаю: «Что я, видимо, недопонял, надо перечесть». Я слишком человечен, чтобы быть хорошим критиком». Вот тут я бы поспорил. Человечен не тот врач, который твердит пациенту: всё хорошо, прекрасная маркиза. И не тот хирург, который боится отсекать лишнее. Но в тусовке, к которой Стоппард, к сожалению, несомненно относится, считается именно так.
Ладно, поехали дальше. Ещё несколько цитат.
Из «Коммерсант Weekend»: «я вам скажу вот что – есть весьма распространенное явление, которое я ненавижу не только в театре, но и вообще в искусстве. Я называю его "старомодный авангард". И куда лучше быть просто старомодным, чем старомодным авангардом».
Из «Коммерсант. Власть»: «я писал в первую очередь о людях, а не об идеях». И это оттуда же, только не понимайте это, пожалуйста, слишком буквально: «в сущности, тема любой истории – время. О чем бы драматург ни писал – о том, как сын мстит за убитого отца или как продали вишневый сад, – на самом деле он пишет лишь о равнодушном и бесстрастном движении мира куда-то вперед. Часы все время идут вперед, и ничего для вас не останавливается. Совсем ничего, ничего, ничего – и без такого ощущения драма была бы вообще невозможна».
Да уж, время идёт. Лучше это понять до того, как тебе стукнет 73. Стоппарду удалось. Дай ему Бог здоровья.
Subscribe

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Год назад: 2020, 1 – 7 сентября

    dik_dikij и poziloy Воспоминания вслед. В первый день прошлой осени ушли Крапивин, Клюев и Печерникова. А закончилась та первая неделя смертью…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Год назад: 2020, 1 – 7 сентября

    dik_dikij и poziloy Воспоминания вслед. В первый день прошлой осени ушли Крапивин, Клюев и Печерникова. А закончилась та первая неделя смертью…