dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Categories:

Мы все учились понемногу...

Алексей Битов (poziloy)

Через Фэйсбук выловил: «Искусство рассуждать о книгах, которых вы не читали. Мастер-класс Кларисы Пульсон по книге Пьера Байяра». Состоится 19 ноября – сегодня, между прочим. Любим мы, конечно, всё французское, но рассуждать об этом не стану, поскольку имел неосторожность прочитать «Горе от ума», а о прочитанных книгах нынче рассуждать как бы не принято – моветон (тоже, кстати, французское слово). Впрочем, не могу знать, о чём собираются парлить на семинаре, но, смею предположить, вряд ли вспомнят отечественный аналог – можно сказать, пособие, образец. Помните? «Сладки гусиные лапки! – А ты едал? – Сам не едал, зато мой дядька видал, как ихний барин едал, и говорит: сладки!»
А я лучше о выставке, на которой не был и, честно сказать, не собираюсь. Да-да, о той самой манежной Выставке-инсталляции ко дню народного единства и 400-летию Дома Романовых.
Как известно, из всех источников информации главнейшим для нас является Фэйсбук, а там по поводу этой выставки народного единства не наблюдается – одни безудержно хвалят, другие столь же безудержно плюются, указывая к тому же на всяческие ляпы, которых, судя по всему, действительно хватает. Захожу для начала на сайт выставки (http://romanovi-expo.ru/) и с изумлением читаю: «За время правления династии Романовых в России произошло множество великих географических открытий, рассвет «Золотого века» русской культуры, победа над Наполеоном и промышленная революция». За 300 лет правления Романовых произошло, вообще-то, много всего, но писать об этом лучше по-русски, а не так. Что такое «рассвет «Золотого века»» и когда, если не при Романовых, случился закат этого века? Что за оксюморон «множество великих географических открытий»? великих не может быть «множество», они потому и называются великими, что уникальны, извините за повторение азбучных истин.
Читаю далее: «Помимо интерактивной составляющей на выставке будут представлены личные вещи первого и последнего правителя династии Романовых». Бог с ним, с «правителем династии», но первый и последний представители этой династии – насколько известно, разные люди, почему же слово «правитель» употреблено в единственном числе? Мелочи, скажете? Не знаю – и, простите, не верю, что можно уважать русскую историю, но при этом откровенно плевать на русский язык.
И, конечно, центральная фишка выставки – триптих, объединяющий цитаты из В.С.Соловьёва, В.В.Путина и А.Ф.Лосева (слева направо). Отбросим явно комический момент (сразу вспоминается: Гомер, Мильтон и Паниковский, причём от перемены мест слагаемых сумма не меняется). Но давайте серьёзно.
Начнём с Лосева: «Мы знаем весь тернистый путь нашей страны; мы знаем многие и томительные годы борьбы, недостатка, страданий. Но для сына своей Родины все это – свое, неотъемлемое свое, родное; он с этим живет и с этим погибает; он и есть это самое, а это самое, родное, и есть он сам». В той же книге «Жизнь» чуть выше приведённой цитаты есть такие слова: «Вы родились в век жесточайшей эксплуатации человека человеком, в век звериной борьбы за существование. Вы привыкли к этому с детства. Для вас это нормально и естественно. И вы не хотите знать, что возможны еще и иные отношения между людьми. Вы не хотите знать, что человеку гораздо естественнее не убивать, не мучить, не насильничать, что это-то и есть его самое естественное состояние, что это-то и есть его первозданная природа, что это-то и есть его вожделенная Родина, его мать, его, наконец, бессознательное требование при всяком недобром событии в жизни» (можете проверить, например, по http://www.many-books.org/auth/1239/book/11595/losev_aleksey_f/jizn/read/11). Устроители выставки, разумеется, вправе выбрать любой фрагмент из любой книги, но всё-таки желательно, чтобы смысл высказывания при этом не менялся. А в сочетании с «центральной» частью триптиха акцент несколько смещается, факт. Кстати, если уж на то пошло, слова Лосева, выбранные организаторами выставки, весьма созвучны известным строчкам Блока: «Да, и такой, моя Россия, / Ты всех краёв дороже мне», но их то ли не вспомнили вовремя, то ли постеснялись привести – неровен час, вспомнится по ассоциации и первая строчка стихотворения («Грешить бесстыдно, непробудно...»); Лосев всё же не настолько на слуху, вдруг проскочит.
Огибаем пока центральную часть триптиха и обращаемся к левой. Многие комментаторы усомнились в подлинности цитаты из Соловьёва; не готов утверждать, что такой фразы у Соловьёва нет (для этого надо знать его труды наизусть, чем похвастаться явно не могу), но, по первому впечатлению, фраза с выставки действительно выглядит «отредактированной». Вот два варианта: «Назначение власти не в том, чтобы превратить общество в рай, а в том, чтобы не допустить на земле ада» (на выставке) и «Задача права вовсе не в том, чтобы лежащий во зле мир обратился в Царство Божие, а только в том, чтобы он – до времени не превратился в ад» (В.Соловьёв, «Оправдание добра», глава семнадцатая «Нравственность и право»; см., например, http://www.magister.msk.ru/library/philos/solovyov/solovv07.htm). Причём, если пробежаться по данной работе Соловьёва, неплохо бы обратить внимание и на следующие фразы: «Такой преждевременный ад грозил и еще до некоторой степени грозит человечеству с двух сторон. Так как нормальное, т. е. безопасно и достойно существующее и совершенствующееся, общество обусловлено правильным равновесием личного и собирательного интереса, то пагубные для общества аномалии могут быть основаны или на перевесе силы у личных произволов, разрывающих общественную солидарность, или, напротив, на перевесе силы у общественной опеки, подавляющей личность, – первая аномалия грозит жгучим адом анархий, вторая – ледяным адом деспотизма, т. е. той же анархии, того же произвола, только сосредоточенного, стянутого и давящего извне». Тут не могу не согласиться: пагубны обе крайности, а отнюдь не одна из них.
Что касается возможных искажений в самой цитате... ну, тут разные версии возможны. Например, организаторы выставки воспользовались обратным переводом высказывания Соловьёва с какого-нибудь иностранного языка (русским, как мы выяснили, они не очень владеют). Или: подборкой цитат занималось Министерство халтуры, из-за непонимания языковых тонкостей считающее себя Министерством культуры (а это ведомство, судя по сайту, имеет к выставке прямое отношение).
А вот в центральной части «триптиха», как это ни смешно, редактура налицо; в оригинале Путин в своём «валдайском» выступлении сказал: «Слишком часто в национальной истории вместо оппозиции власти мы сталкиваемся с оппозицией самой России. Я уже вспоминал об этом. Пушкин сказал об этом. И мы знаем, чем это заканчивалось – сносом государства как такового» (цитирую по http://www.rg.ru/2013/09/19/stenogramma-site.html). К сведению организаторов: если при цитировании опускается средняя часть, принято ставить многоточие. А то, что с очередного «корабля современности» снова сбросили балласт, и таковым оказался Пушкин – что ж, ни Пушкину, ни нам не привыкать. Жаль, конечно, что в результате канула роскошная связка «Я уже вспоминал об этом. Пушкин сказал об этом», но что поделаешь? искусство экспозиции требует жертв...
Итак, из четырёх предложений оставили только два, первое и последнее, без многоточия (сужу по фотографии): «Слишком часто в национальной истории вместо оппозиции власти мы сталкиваемся с оппозицией самой России. И мы знаем, чем это заканчивалось: сносом государства как такового». Забавно: в том же выступлении Путина есть фраза «Приверженцы фундаментального консерватизма, идеализирующие Россию до 1917 года, похоже, так же далеки от реальности, как и сторонники западного ультралиберализма», но она организаторов выставки не заинтересовала. Ладно, вернёмся к выставочной части цитаты. Нельзя не признать, что Путин тут, хотя и не оригинален, но прав: некоторым нашим соотечественникам действительно не нравится сама «эта страна» (есть такое выражение); они хотят, чтобы она исчезла куда-нибудь с глобуса и более им не докучала. Чаще всего они – оппозиционеры, но, как ни странно, не всегда (вам не доводилось слышать словосочетание «эта страна» от высокопоставленных персон? да так, чтобы всё говорилось в открытую, а отнюдь не за рюмкой чая?) Понятно, количество вакансий при власти ограничено, в виртуальной оппозиции места побольше, и подобной публики тоже побольше, но граница между властью и оппозицией проходит совсем не там.
И опять нужно говорить о двух крайностях (вспомним Соловьёва): одни под видом разрушения власти хотят уничтожить страну, а другие под лозунгом сохранения страны защищают собственную кормушку. Кто из них хуже? Как говорится, оба хуже? Не совсем; полагаю, хуже всё-таки тот, кто опаснее в данный конкретный момент. Власть при этом может говорить, что угодно, но судить о ней надо бы всё-таки по тому, что она делает.
Между прочим, если говорить о нашей истории, оппозиция в разные времена весьма различалась; к примеру, если вопрос о декабристах остаётся, убеждён, дискуссионным, то в случае с народовольцами, полагаю, всё ясно, о них мы тоже можем судить по их делам и результатам этих дел. Но это – длинный разговор; не стану уклоняться в сторону, вернусь в день сегодняшний.
Из той же «Валдайской» речи Путина: «Между тем сегодня Россия испытывает не только объективное давление глобализации на свою национальную идентичность, но и последствия национальных катастроф ХХ века, когда мы дважды пережили распад нашей государственности. В результате получили разрушительный удар по культурному и духовному коду нации, столкнулись с разрывом традиций и единства истории, с деморализацией общества, с дефицитом взаимного доверия и ответственности. Именно в этом многие корни острых проблем, с которыми мы сталкиваемся. Ведь вопрос ответственности перед самим собой, обществом и законом – один из основополагающих не только в праве, но и в повседневной жизни». Тут замечательнее всего, что оратор, как нетрудно заметить, считает злом «удар по культурному и духовному коду нации». А теперь вопрос: кто сейчас разрушает эти коды, оппозиция или власть? Не угрожает разрушить, а разрушает, последовательно и целенаправленно, по факту? Образование, наука, культура, искусство (откройте глаза, процесс идёт полным ходом)... здравоохранение (тоже начинается потихоньку)... и так далее, и так далее, и так далее.
И несколько слов о консерватизме. Консерватор – не тот, кто поддерживает любую власть, ибо она – власть, и «нечего раскачивать лодку». И даже не тот, кто поддерживает власть, если её официальные представители говорят со всяких трибун правильные общие слова (люди зачастую говорят одно и то же, но делают при этом диаметрально противоположные вещи). Консерватор прежде всего защищает свой дом от любителей помахать кувалдой (причём, что очевидно, без всякого внятного повода). Вне зависимости от того, кто в данный момент склонен махать кувалдой – власть или оппозиция. Откройте глаза, ребята.
Мало того, разумный консерватор не отрицает необходимости ремонта дома, он – за то, чтобы дом ремонтировали своевременно. А не тогда, когда всё уже запущено до аварийности, стены рушатся, фундамент трещит по швам. Тот, кто затягивает ремонт, хочет он того или нет, становится лучшим союзником радикала. И история наша, кстати сказать, неоднократно это подтверждала. Увы...
Маленькая цитата, так сказать, на сладкое: «В 80-х годах можно было бы совершить многое, не спеша перестроить государственную машину, влив старое вино в новые прочные мехи. Но ничего не было сделано – и двадцать лет спустя вступивший в полосу бурь русский государственный корабль взял курс на оказавшийся тогда единственно возможным, но фатально гибельный путь...». Нет-нет, речь идёт не о XX столетии, а, представьте себе, о XIX. Автор этого высказывания – известный консервативный (можно сказать, суперконсервативный) историк А.Керсновский («История Русской армии», глава XII, «Застой», см. http://militera.lib.ru/h/kersnovsky1/12.html).
Вот только написано это слишком поздно. Уже в эмиграции...
К вопросу о непредсказуемом прошлом...

P.S. Триптих, фото.

88931F93-5E87-4E73-AE9C-46D27521C312

Утащено с http://krylov.livejournal.com/3134986.html.
Subscribe

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Год назад: 2020, 1 – 7 сентября

    dik_dikij и poziloy Воспоминания вслед. В первый день прошлой осени ушли Крапивин, Клюев и Печерникова. А закончилась та первая неделя смертью…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments