dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Типа, кредо

Алексей Битов (poziloy)

Собственному дню рождения посвящается.
Вообще-то я рад, что родился в один день с Паскалем, Василем Быковым и Бьёрном Дэле. И очень огорчён, что в день моего 37-летия скончался Уильям Голдинг, один из лучших писателей XX века (хотя узнал дату его смерти значительно позже). Но речь совсем не об этом.
Ещё в этот день в США запретили рабовладение. Во мне нет негритянской крови, но, возможно, это совпадение как-то на меня повлияло. Во всяком случае, рабства и его современного рудимента – беспрекословного подчинения вышестоящему – я не перевариваю органически. Речь, понятно, не идёт о тех сферах, где это необходимо, речь о жизни сугубо цивильной.
Сегодня, какую систему ни возьми, она стремится к иерархизации, а вновь создаваемые системы нередко иерархизированы уже с момента своего возникновения. Понятно, что иерархия неэффективна (за исключением, повторяю, тех сфер, где лёгкость управления искупает недостатки самой системы). Принцип Питера ("В иерархической системе любой работник поднимается до уровня своей некомпетентности") всеобъемлющ, он опровергает даже известное правило: "не бывает правил без исключений"; впрочем, всякое исключение из общего правила, как известно, только подтверждает само правило.
Питер точно отметил, что иерархические системы имеют склонность к деградации. Рискну предположить, что иерархии, искусственно созданные там, где их не было и быть не должно, деградированы изначально, Понятно, что к иерархиям в искусстве это относится в полной мере.
С принципом Питера согласны почти все (за исключением разве что ревнивого к чужой славе Паркинсона). Увы, подобное единодушие не мешает учреждению всё новых и новых иерархий. Зачем они нужны учредетелям, понятно. Непонятно, почему во многих, в том числе самых нелепых, иерархиях сразу же выстраивается очередь на вход. Ну, опять-таки первые неофиты надеются получить в новой иерархии высокое место, и нередко их ожидания оправдываются. А на что рассчитывают соискатели второй, третьей или двадцать первой сотни? Лет за триста дорасти до верхних ступеней? Добиться того же самого значительно быстрее, распихивая конкурентов локтями и вылизывая руководящих персон с особым усердием? Просто заполучить "крышу" для продолжения своих занятий?
Есть такая игра – настольный хоккей, где фигурки игроков могут двигаться только по желобкам. Отчего нормальные люди так легко соглашаются заменить реальную игру (жизнь) на её эрзац-разновидность и двигаться исключительно по желобкам, да ещё и не по собственной воле, а по мановению руки повелителя? Если вернуться от аналогии к основному предмету разговора, нас ведь не смущают даже самые отягощённые варианты (а наша способность из всех вариантов выбирать и культивировать худшие общеизвестна). Иерархия в искусстве особенно отвратительна тем, что десятки и сотни тысяч "жрецов от искусства" попросту не нужны, тут достаточно автономных единиц. А если раздувать штаты сверх всякой необходимости, всё равно, кого пропихивать – так почему бы не предпочесть родных и не обеспечить им быстрого карьерного роста (у Питера есть такой термин: "ударная возгонка")? Обратите, кстати сказать, внимание на процветающую семейственность чуть ли не во всех видах современного искусства: свои недоросли мгновенно допускаются в первые ряды и начинают навязывать всем прочим свой уровень некомпетентности. Вспоминается анекдот про мальчика, который спрашивает у своего папы-полковника: А я, когда вырасту, полковником буду? – Будешь, сынок, конечно, будешь. – А генералом? – Нет, сынок, у генерала свои дети есть, Так происходит заболачивание искусства.
И всё-таки – почему люди вроде бы сторонние, иногда и не бесталанные, так легко вступают (вляпываются) в нелепые иерархические системы? Моя версия: речь идёт именно о рудиментах рабства в нашем сознании. Вам никогда не приходило в голову, почему Господь мог лишь помогать Моисею и его спутникам в 40-летних блужданиях по пустыне? Накормить манной небесной? Легко. Заставить воды Мёртвого моря расступиться перед евреями и сомкнуться вновь, чтобы поглотить конницу фараона? Элементарно. А в одночасье изжить остатки рабского сознания – никак, даже Всемогущему это не по силам.
Я, конечно, не Моисей, но я уверен: надо продолжать ходить по пустыне, пока не вымрут все эти рудименты и атавизмы. Незачем реагировать на болотные огни, там топь, а вовсе не Земля Обетованная. Хотя видения при погружении в эту топь могут быть самыми приятными, это только видения, не более. За ними – бесы.
Короче. В искусстве нет места иерархии, здесь надо жить по гамбургскому счёту, а это неуютно. Хочется, чтобы раз и навсегда, а это обеспечивает только иерархия. Ругают её в основном за то, что она неправильно выстроена (естественно: правильно выстроенных иерархий не бывает, человеческий фактор, видите ли). А надо бы отрицать сам факт её необходимости. Потому что иерархия – символ косности (не путать со стабильностью): подвижных иерархий не бывает. Тем более, лже-иерархий. Ни в искусстве, ни в государстве. Если никто никого не трогает, история просто прекращает течение свое. Вот и всё.
Subscribe

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Год назад: 2020, 1 – 7 сентября

    dik_dikij и poziloy Воспоминания вслед. В первый день прошлой осени ушли Крапивин, Клюев и Печерникова. А закончилась та первая неделя смертью…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Год назад: 2020, 1 – 7 сентября

    dik_dikij и poziloy Воспоминания вслед. В первый день прошлой осени ушли Крапивин, Клюев и Печерникова. А закончилась та первая неделя смертью…