dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Самоповторы

Алексей Битов (poziloy)

Начну, пожалуй, с некоторого дополнения ко вчерашнему посту о фестивале «Московская обочина». Понятно, как того и требует формат фестиваля, после показа проводилось небольшое обсуждение, где говорили в основном члены жюри – им положено. В принципе и остальным не возбранялось сказать пару ласковых-неласковых, но народ по большей части почтительно молчал. Даже я, как это ни странно, молчал иногда, хотя пару раз всё-таки вылез, а однажды (случайно) сказал один очень умный вещь, самому понравилось. Так понравилось, что рискну продублировать здесь. На всякий случай.
Если верить оратору, комедии бывают двух типов: либо «над кем смеётесь? над собою смеётесь», и тогда это, в принципе, проходит по ведомству театра, искусства. Либо – второй вариант, из серии «какие у неё ужимки и прыжки» (мартышка не понимает, что смотрит в зеркало)... но тогда это – никакой не театр, а зоопарк, не более того. Вот примерно так и загнул.
Следующая цитата – уже из сетевого источника, а именно из комментариев к посту «Энтузиасты, вперёд!» (http://dik-dikij.livejournal.com/864019.html). Пишет izverg77: «... Я вспомнил часто упоминаемую здесь сказку про голого короля, и решил её немного переделать в соответствии с нынешними московскими реалиями. Вместо короля – мэр, вместо мошенников-портных – мошенники-повара, которые кормят всех пудингом из говна, убеждая всех, что это вкуснейшее современное иностранное блюдо, оценить вкус которого может только по-настоящему продвинутый ценитель культуры. А Вы, Алексей, как ребёнок, её-Богу... )))». И гневный ответ упомянутого ребёнка: «нет, всё было не совсем так, поверьте ребёнку (мальчику). На самом деле, один мэр решил реформировать театры. Но, к великому его сожалению, неожиданно выяснилось, что сцены нельзя покрыть плиткой, и тогда градоначальник потерял к этим театрам интерес. Но вот беда – начальству уже было доложено, что в городе грядёт театральная реформа, и начальство дозволило. Что же делать? И тут – по счастливому стечению обстоятельств – прибыл к мэру из лакейской добрый молодец, собой исключительно статный и излишней мыслью не отягощённый. И поручил ему мэр как-нибудь все местные театры отреформировать. Закручинился добрый молодец, никак он не мог вспомнить, чем отличается театр от геликоптера. Что ж, делать нечего, побежал добрый молодец в приёмную Первого Лица, где он тоже иногда прислуживал (на пол-ставки), и в приёмной ему порекомендовали очень крутого консультанта. Ну, остальное все и так знают:)». А что? Версия, согласитесь, красивая.
И ещё к одному недавнему посту вернусь, пожалуй: «И ещё о критериях», http://dik-dikij.livejournal.com/870032.html. Напомню, речь шла о пресловутых критериях оценки «эффективности» театра. К великому сожалению, я как-то упустил показатель, не менее очевидный, чем заполняемость зрительного зала: количество спектаклей. Скажем, на большой сцене работающего театра должно идти в месяц не менее 25 спектаклей, согласитесь. А если за месяц играют, скажем, всего 19 спектаклей? А если те же 19, но за полтора месяца, с 13 ноября по 29 декабря, как в одном якобы-передовом столичном театре? Тут уже не о «неэффективности» говорить следует, а об отсутствии театра как такового: был театр, а стал, извините, «клуб» (или, если угодно, досуговый центр). Нет, понятно, есть маленькие театрики, которым и 15 спектаклей в месяц потянуть нелегко, но в них другие деньги вкладываются, извините. А здесь – чёрная дыра получается, нецелевое использование бюджетных средств. Но г.Капков на эту тему предпочитает не заикаться, и догадаться, почему, не слишком трудно. Кстати, спектакли «резидентов» в этом случае учитывать, вообще-то, не надо, мы говорим всё-таки о репертуарном (т.е. стационарном) театре, а не о прокатной площадке.
Хотя, конечно, у нас не принято искать лёгкие пути, ведь чем заковыристее, тем круче. И вот нетривиальную идею предложил Г.Дадамян: «Так что же, тупик? Нет, и вот почему. Предположим, вы больны и врач предписал лечиться лекарствами. Как вы их будете выбирать? По цвету? Вкусу? Конечно, нет, главным критерием будет их эффективность. То же самое и в театре. Что характеризует его эффективность? Нам говорят – зритель. Это правда, но... эффективность театрального искусства характеризуется, наряду с количеством зрителей, еще и мерой их, скажем так, «окультуренности», эстетического и духовного развития. Иначе по всем театрам победно зашагают «Тетки Чарлея» и «Леди Найтс».
Я предлагаю измерять (и оценивать) творческие достижения (или неудачи) театра через оценку степени изменений уровня художественного развития зрителей. В самом общем виде это будет выглядеть так: заключается договор с худруком на 3-5 лет, социологи фиксируют уровень художественного развития аудитории – методы для такой фиксации известны. К завершению срока его работы исследование повторяется, данные сравниваются, и учредитель принимает решение
» (http://www.novayagazeta.ru/arts/54104.htmlhttp://www.novayagazeta.ru/arts/54104.html).
Простите, но это смешно. Не знаю, в каких единицах измеряется этот самый «уровень художественного развития» (возможно, в киломинкультах), но дело даже не в этом. Простой пример: если следовать логике Дадамяна, появляются вопросы, например, по театру «Эрмитаж». Почему? А вот фраза, написанная (пардон за каламбур) нынешней осенью: «Помню, как "Женитьба" гениальная с Гвоздицким начиналась, как бешеная сваха (Галина Морачева) носилась пару минут по сцене как угорелая, искала, где присесть пописать. Находила ведро и усаживалась, и еще минуту в него обильно мочилась. И это была отличнейшая сцена!!!» И пишет это, заметьте, человек, который несколько лет назад, вроде бы, считался театральным критиком, а теперь помнит только насчёт пописать – что там у него с «уровнем художественного развития»? Сколько тысяч нормальных зрителей потребуется, чтобы уравновесить такое падение? Скажем, словарный запас среднего человека составляет, говорят, 5-6 тысяч слов; предположим, тысяча человек за отчётный период увеличили свой запас в среднем на 5 слов каждый, а 1001-й (как последняя ночь Шахерезады) за это же время забыл 5968. И каков баланс? Увы, отрицательный: минус 968.
Нет уж, давайте сойдёмся на том, что сын не отвечает за отца, а зеркальных дел мастер – за поведение той, которая не смогла узнать себя в зеркале.
Как это ни прискорбно.
Кстати, на тот случай, если вдруг кто-то понял меня неправильно: не в том беда, что человек запомнил то, что запомнил, а в том, что он не стесняется хвастаться характерными особенностями своей памяти. И никакой театр тут не виноват. И никаким театром тут не поможешь: всегда найдётся витязь с распутья, который повернёт не в зрительный зал, а в женский сортир. А если таких витязей много... помните, за что посадили сантехника? Пришёл он по вызову, осмотрелся и сказал: это не кран менять надо, а всю систему.
То-то и оно...
Subscribe

  • 2021: 23 – 31 августа

    dik_dikij и poziloy Прощаемся с летом. 23 августа 2021 года умер Гоча Ломия. « Ломия... знаком советскому зрителю по своему экранному дебюту – в…

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment