dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Category:

На другой стороне...

Алексей Битов (poziloy)

На прошлой неделе в «Театральном особняке» проходил фестиваль «Московская обочина». Так вышло, что несколько раз я на этом мероприятии побывал – нет, не подумайте плохого, гостем, и даже не почётным, а чаще, наоборот, по нечётным. О каком-нибудь обзоре не может быть и речи, но некоторые наблюдения рискну озвучить.
Кстати, о наблюдениях. Известное стихотворение Бродского, если помните, начинается так: «Это – ряд наблюдений. В углу – тепло...» Можно сказать, «в углу», а можно и «на обочине» – суть дела не меняется: на периферии, типа. Вдали от шума городского, так сказать.
Участники «Обочины» с большим или меньшим основанием могут считать себя потомками странствующих комедиантов: они ведут кочевую жизнь и то, что умеют, показывают, где придётся. Можно ли назвать их маргиналами? Не думаю, маргиналы у нас нынче, наоборот, в фаворе; каждый их чих тут же становится предметом обсуждения штатных «обозревателей», а всяческие министерства и департаменты охотно берут их под свою опеку. А здесь – скука смертная: во всяком случае, в моём присутствии никто не раздевался, не трахался, не обмазывался дерьмом... даже мата было очень мало... полный отстой, короче, никакой фестивальной специфики. А уровень... как сказать; потрясений, врать не буду, не было, но они вообще случаются нечасто, а глубокие провалы приходилось наблюдать и на куда более известных сценах. То же самое, кстати, относится и к актёрам; с режиссурой и оформлением сложнее, потому как, понятное дело, ножки приходится протягивать по одёжке.
Не было никаких сценических перформансов, что отрадно. Но о жанрах – чуть позже, а сначала – о текстах, послуживших основой для спектаклей/представлений. Их было 15, видел не всё, но, если взглянуть на полный список, нетрудно заметить, что пьесами являются только 8 из них: 4 зарубежных (И.Бергман, Г.Ибсен, Э.Ионеско, Б.-М.Кольтес) и 4 русских (В.Гуркин, В.Зуев, С.Носов, Л.Петрушевская). Как видите, ни древних греков, ни Шекспира, ни Мольера, ни Гоголя, ни Чехова; может быть, оно и к лучшему. Не считая ибсеновского «Врага народа» (а тут была читка), самая древняя пьеса («Лысая певица») написана в 1948 году. С другой стороны, современных пьес могло бы быть и побольше, но это как раз объяснимо: сегодняшняя драматургия завалена горой распиаренной макулатуры, и разгрести эту «кучу» совсем не просто...
О соотношении спектаклей и, условно говоря, сценических представлений судить не берусь, т.к. видел, повторю, не всё. Присутствовал на одной читке, нескольких спектаклях (один из которых на самом деле не очень отличался от читки) и дважды – на том, что называю «сценическими представлениями». На всякий случай, уточню: спектакль в моём понимании ставится по пьесе (или по инсценировке), и актёры там играют свои роли; представление, в отличие от спектакля, выстроено как некий визуальный фон к одному или нескольким текстам, и этот фон так или иначе отделён от текстовой основы, не сливаясь с ней до конца. Так вот, обидно, что именно два «представления» показались мне самыми интересными из увиденного; нет, не потому, что один жанр чем-то хуже другого – просто сейчас, на мой взгляд, интересные спектакли стали почти раритетами, а ситуация с представлениями всё же получше.
И здесь я увидел целых два: любопытную интерпретацию легендарной поэмы Вен.Ерофеева «Москва – Петушки» (автор и исполнитель – С.Карякин) и достаточно сложную для полевых условий музыкально-экранно-сценическую версию сказок С.Козлова (режиссёр – Н.Харитонова). Конечно, тексты такого уровня сами по себе дорогого стоят, но, с другой стороны, сами тексты задают уровень, которому приходится как-то соответствовать, а это, уверен, совсем не просто. Не знаю, где и когда их покажут в следующий раз, но, если вдруг получится, сходите – имеете все шансы не пожалеть (хотя, не буду лукавить, оба представления я принял не безоговорочно).
И последнее. Если говорить о спектаклях с ролями в старинном понимании этого слова, из актёров, которых довелось увидеть, больше всего понравился В.Чуприков в «Икотке». Он, кстати, достаточно много снимается, причём специализируется на роли Хрущёва («Сталин.Live», «Вольф Мессинг», «Гагарин. Первый в космосе»), а вот на сцене видел его впервые и, в общем, заинтересовался.
Короче, ничуть не жалею, что сходил, но это, разумеется, не главный вывод; главный, естественно, не про меня. Давно уже замечено, что критики наши – существа стадные, они, за редкими исключениями, ходят по одним и тем же точкам, тусуются, а заодно и «рецензии» пишут (кавычки – потому, что общий тон очередной пачки рецензий легко предсказать заранее, вероятность ошибки минимальна). В результате в театральном море разливанном, как это ни прискорбно, не работают никакие навигационные приборы, а тусовочные лоцманы сами не знают фарватера.
В такой ситуации тем, кто остался на обочине тусовки, в одиночку выжить трудно, надо как-то объединяться. Для того, собственно, и нужны подобные фестивали. И молодцы те, кто их проводит.
Без дураков.
Subscribe

  • Вынужденное

    Алексей Битов (poziloy) Очень не хотелось снова писать про всю эту ковидно-вакцинную вакханалию, но деваться, повторю, некуда. Хотя прекрасно…

  • Мастер, Маргарита и немного футбола

    Алексей Битов (poziloy) « Смотреть матч по телевидению все равно, что изучать животное по скелету. Все вроде бы ясно, а теплого и трепетного…

  • 2021: 1 – 15 ноября

    dik_dikij и poziloy Юрий Клепиков, Геннадий Чихачёв, Виктор Коклюшкин и другие. 1 ноября 2021 года умер кинодраматург Юрий Клепиков – сценарист…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments