dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Точка отчёта

Алексей Битов (poziloy)

Сам подставился, ничего не попишешь. Сначала планировал собственную статью на три части разбить, а потом решил ограничиться двумя, и образовалась дырка на пятницу. А конец октября выдался у меня очень театральный, и хозяин журнала ненавязчиво так предложил: вот и опиши, дескать, свои походы.
Пришли к компромиссу: подробных описаний не будет, но некие суммарные итоги попробую подвести.
Прежде всего: маленьких театров на сей раз не было, залы везде приличные, и практически везде был аншлаг (хотя 4 спектакля из 5 премьерами никак не назовёшь). Публика – достаточно разновозрастная, и молодняк, и ветераны, так сказать. Кто-то обязательно уходил, но таких были считанные единицы. И лично меня ни один из увиденных спектаклей не потряс, но и о потраченном времени я не пожалел ни разу. А общий вывод очень прост: несмотря на все вопли заинтересованных лиц, театр, пусть и находится сейчас в некотором кризисе, безусловно, жив и спокойно доживёт до лучших времён, если ему не помешают всякого рода недоросли (и лица, аффилированные в их ряды).
Кстати, о недорослях. Единственная премьера, на которой довелось побывать в октябре – «Спасти камер-юнкера Пушкина» в ШСП. По той самой пьесе, победа которой на «итоговом» конкурсе в рамках «Золотой маски» страшно возмутила аж самого М.Угарова, было дело. Или всё-таки не совсем по той? Питунин у М.Хейфеца – аутсайдер, урбанизированный люмпен, малахольная тень с Петроградской стороны, а в спектакле персонажи – прежде всего, инфантилы. Сама сцена (точнее, пространство действия) представляет собой четырёхугольник, огороженный бортиками и внутри засыпанный мелко нарезанным поролоном (или чем-то вроде), а само действие начинается с эпизода в детском саду. Ощущение песочницы: дети солидного возраста, оставшиеся без присмотра взрослых, играют в свои игры – в виртуальное спасение «камер-юнкера Пушкина», а параллельно во всё остальное: в школу, в армию, в крутые разборки, в любовь и даже в смерть. Не вылезая из чёрной песочницы. Назову сценографа: А.Трегубов. По части сценографии я, понятное дело, не копенгаген, но метафора запомнилась...
Что касается актёров... как хотите, но из всех увиденных выделил бы прежде всего В.Симонова (Театр Вахтангова, «Ветер шумит в тополях»); очень вахтанговская работа, кстати.
А как же Т.Доронина («Старая актриса на роль жены Достоевского»)? А как и с кем прикажете сравнивать Доронину? Она на сцене – как рыба в воде, живёт она там, а кто этого не понимает, тому не объяснишь (по Шкловскому: «Бессмысленно внушать представление об аромате дыни человеку, который годами жевал сапожные шнурки»). Нет, на Доронину при любом раскладе решительно стоит посмотреть.
Кстати, в самой пьесе есть одна потрясающая реплика: «В последний раз один особенно назойливый негодяй спросил по телефону, не хочу ли я играть в его картине «Чайковский»». Когда услышал – челюсть больно стукнулась о коленки. Дома проверил: всё точно, фраза эта есть у Э.Радзинского в тексте, написанном в 1984 году! Так что ничего личного... и всё предсказуемо...
Разумеется, сам спектакль вызывает вопросы, чего уж там. Р.Виктюк ставил на Доронину и Г.Буркова, а А.Ливанову в роли «под Буркова», мягко говоря, неуютно. Да и не только это; охотно верю, что спектакль мог не понравиться, а мог и просто раздражить, но будем объективны: Доронина – это Доронина, только перестаньте жевать шнурки, а то не поймёте.
К слову: вокруг МХАТ имени Горького, как к нему ни относись, наворочено много вранья, а на самом деле всё не так: и зрителей молодых я видел (не в единичном количестве, можете поверить), и пресловутого «совка» там не больше, чем в МХТ имени Табакова-Смелянского; курс партии немного изменился, конечно, но нет в этом никакой заслуги означенных товарищей, зато постановка «Околоноля» откровенно отдаёт отрыжкой легендарной «Целины», как бы ни пытались выкрутиться наши притеатральные «р-рэволюционэры» РАППовского толка (кстати, о «совках»). Тут самое время привести цитату из одной, так сказать, рецензии: «Разве на игру Дорониной пришел смотреть зритель? Он пришел смотреть на саму Доронину. Не актрису, но праведницу. Защитницу страждущих. Радетельницу о справедливости. О чем бы ни сокрушалась героиня спектакля, мхатовский электорат все равно расслышит в ее ламентациях вечный плач России – и будет прав.
Тише, Танечка, не плачь о России. С ней еще, даст Бог, все обойдется. Вот талант, так опрометчиво обмененный на миссию, действительно утонул навсегда
». Даже не скажешь, чего тут больше, глупости или хамства, но это и не интересно, впрочем. Нынче, конечно, находятся лекторы обоего пола, уверяющие простодушных обитателей песочницы: дескать, нам, передовым рыбам, вода не нужна, и вообще вода – это отстой. Да-да, так и говорят, а детки и не понимают, что навозные жуки – не рыбы, а насекомые, за кого бы они себя ни выдавали. Эх, бедные детки!
К сожалению (и это – самое неприятное из моих впечатлений), они отнюдь не одиноки в нашей части Ойкумены. Читал я в Сети, как восхищались игрой актёра, явно провалившего свою роль; видел своими глазами, как заваливали цветами весьма никудышного исполнителя (нет, это не о Ливанове, честное слово). В сущности, такие «любители» – извините – не слишком отличаются от поклонников «нового искусства», если по модулю: и те, и другие исходят не из того, что видели наяву, а из априорных представлений, неизвестно где и от кого полученных. А на сцену всё-таки смотреть надо. Открытыми глазами.
Чтобы лишний раз убедиться: театр жив в любые времена. И, если уж на то пошло, он всех нас переживёт, можете не сомневаться.
Иначе и быть не может.
Он лучше, чем мы...
Subscribe

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Год назад: 2020, 1 – 7 сентября

    dik_dikij и poziloy Воспоминания вслед. В первый день прошлой осени ушли Крапивин, Клюев и Печерникова. А закончилась та первая неделя смертью…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment