dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Categories:

Читальный зал-15

Несколько дней назад на Фэйсбуке возникла лёгкая перепалка по поводу «современной» якобы-живописи. По ходу перепалки известный ценитель «актуального искусства» Валерий Сторчак выложил в комментариях три отрывка, которые при ближайшем рассмотрении оказались фрагментами рассказа Кристины Выборновой «На выставке».
Преследуя просветительские цели, мы (с разрешения автора, разумеется) решили выложить большую часть рассказа. Полный текст – http://www.mineralov.su/krista2.htm. К сожалению, могут быть проблемы с открытием ссылки, но сие от нас уже не зависит.

Кристина Выборнова
НА ВЫСТАВКЕ
Рассказ
(не с начала)

...
Внутри музея нас собрали в кучку. Учительница, нырнув куда-то на секунду, вынырнула откуда-то же уже с какой-то дамочкой.
– Это Ванесса Леонтьевна, экскурсовод, – пояснила она.
Ванесса Леонтьевна приветливо взглянула на нас сходящимися к переносице глазами и сказала диким голосом:
– Здравствуйте, ребятки, добро пожаловать! Я более двадцати лет проработала экскурсоводом, моя специальность – современное искусство! Сейчас я вас проведу на выставку двух ярчайших представителей кубо-лучизма, вещизма и нелинейного отрицизма – Владлена Издевательского и Захара Мрака!
– Она это по-каковски? – забеспокоилась Машка.
– Да не слушай, и все, – посоветовал отличник Сякин и достал из-за пазухи какой-то журнал.
Ольга еще не дощипала хризантему и ни на что не реагировала. Я же, подумав, решила послушать и понять хоть общий смысл.
Мы запихались в громадный зал, который, видимо, еще не успели убрать после ремонта. Половина ребят тут же сбежала куда-то в боковой коридор и принялась там орать. Мы же, не обращая внимания на несознательных, стали добросовестно искать картины и статуи.
– Мы находимся среди экспозиции Владлена Издевательского, художника, посвятившего себя нелинейному отрицизму и вещизму! – заверила нас экскурсоводша и потопала куда-то к стенке.
Мы собрались вокруг нее, и она произнесла несколько тише:
– У Владлена Издевательского была тяжелая жизнь.
– Он давно жил? - спросила Зубилина, любившая вылезать с вопросами.
– Нет, он еще не умер, ему сейчас сто пять лет... У него была и есть тяжелая жизнь! Мальчик родился в бедной, но духовно богатой семье, которую всегда вспоминал как самый светлый период своей жизни. Проучившись три класса в местной школе, он вынужден был покинуть ее из-за глубокого непонимания со стороны учителей. К тому же, именно в это время он встретил девушку, которая стала его женой и ложной музой: подлинную же музу он встретил уже через несколько лет и поселился в ее квартире в Москве. Материальное положение художника тогда неожиданно улучшилось, и он, решив посвятить себя искусству, пошел в художественную школу. – Его приняли? – снова встряла Зубилина.
– Нет, но это не имеет значения, потому что именно тогда мастер вступил в объединения "Костяная нога" и "Кривой стул", а также в общество "Лошадь пиковой масти", где его учителями стали такие гениальные вещисты и линейные отрицисты как Пфуцкий, Этьен Плешь и Василий Подзаборный. Вам, конечно, они известны.
– Да, про плешь и забор мы слышали, – поддакнула Машка.
– Перейдем тогда к произведениям. Тут выставлены экспонаты в стиле вещизма. Вещизм – это способ выражения внутренностей бытия при помощи вещевых инсталляций. Мастер сумел добиться того, что вещи в его руках приобретают наджизненный, высший смысл, они как бы являют собой вечный вопрос, заключающиваюйся...
У экскурсоводши заплелся язык, расплетя его, она продолжила:
– Ну ладно! Вот! Представляю вам знаменитейшую работу Издевательского под названием "Самокат на табуретке".
Она подвинулась, и мы увидели стоявший на табуретке довольно новый самокат.
– К сожалению, это копия, – вздохнула экскурсоводша. – Оригинал во Франции, в музее.
– Он не ездит? – уточнил Сякин.
– Не в этом суть вещизма. Это как бы противопоставление: круглые колеса самоката и квадратная табуретка – гениальность заключается в том, что в обычной жизни самокату нечего делать на табуретке, но в сочетании они оба приобрели высший смысл и глубинное значение.

Я отошла от экскурсовода, поскольку меня поманила Машка. Она стояла перед кастрюлей, в которой лежали брикеты жвачки. Композиция называлась "Жвачка в кастрюле".
– Давай упрем? - прошептала Машка.
– А смысл не нарушится? – забеспокоилась я. – Ведь видно будет, это же кто-то рисовал, старался... Ну, то есть, не рисовал, но старался же...
Машка заколебалась с протянутой рукой, но ее переминания с ноги на ногу прервал крик нашей учительницы:
– Муравьева! Ты что здесь насорила! Нигде не можешь нормальным человеком быть, получишь кол за поведение!
Эти крики относились к Ольге, дощипавшей, наконец, хризантему. Видимо, у нее получилась двойка, поскольку лицо ее стало совсем уж мрачным.
– Оль, да ладно, не расстраивайся, – попыталась я успокоить подругу, заметая лепестки под один из экспонатов: шкаф, исписанный ругательствами.
– Да ну их всех, – хлюпнула Ольга носом.
– Жвачку даже не возьмешь, – поддержала ее Машка.
– Так внутренность бытия будет плохо видно, – объяснила я невнимательным подругам.
Ольга издала три шмыга и собралась выдохнуть, но втянула воздух обратно и зажгла в глазах демонический огонь.
– Я вам щас устрою, – прошипела она в сторону экскурсии. – Только вы молчите! – прошипела она уже в нашу сторону и, двигаясь короткими перебежками, скрылась в соседнем зале.
Мы с Машкой сцепились руками и заволновались, но Ольга вдруг опять возникла перед нашими глазами: ее демонически-злобный вид сменился на демонически-довольный.
– Все, – хихикнула она и въехала в гущу экскурсии.
Экскурсоводша прикончила экспозицию первого зала и объявила:
– А сейчас мы увидим картины представителя нелинейного отрицизма Захара Мрака! Детство у него было и есть, он тоже жив, тяжелое...
Я, поняв будущее содержание ее рассказа, перестала слушать. К тому же мы направились как раз в тот зал, где только что побывала мстительная Ольга. Последняя намекающе отдавила мне ногу кроссовкой и ухмыльнулась, кивнув на учительницу, шедшую рядом с экскурсоводшей.
Захар Мрак и вправду рисовал картины, по крайней мере на стенах что-то висело, но я не могла разглядеть из-за голов одноклассников что и только слышала голос экскурсоводши:
– Эта картина, изображающая жену художника, является самой сутью нелинейного отрицизма. Именно поэтому у нее пять глаз, зеленое лицо, хвост и шесть пальцев на той руке, что растет из ноги, и, кроме того, она показана сидящей на потолке вниз головой, что символизирует перевернутость нашего мира.
– Ух ты... – протянула Машка, которой естественно, как и мне, захотелось посмотреть на такое, но помешал маленький рост.
– Перейдем к произведению под названием "Синкопическая лопата", – поехала дальше экскурсовод. – Виртуозное смешение цветовых пятен создает впечатление неровного движения, в данном случае, копания земли. Далее у нас идет картина "Мутная жуть", в которой мастер смог в полной мере проявить свой талант и свое цветовидение. Казалось бы, бессмысленные мазки и разводы создают впечатление хрупкости, неустойчивости, и художник сумел добиться такого эффекта, что от недокрашенного, белого угла картины нас берет жуть... Продолжим...
– Марина Петровна! – неожиданно и громко рявкнула Ольга. Внимающая экскурсоводше учительница обернулась.
– Вы знаете, – сказала Ольга, величаво подтягивая треники. – Я хочу признаться: я в этом зале повесила свою картину.
– О Боже, – испугалась экскурсоводша. – Вы мне обещали нормальных детей.
– Все будет хорошо, – проскрипела учительница. – Сейчас снимем. Муравьева! Где твоя картина?
– Не скажу, – торжествующе ответила Ольга. – Я ее повесила в этом зале. Ищите.
Учительница и экскурсоводша одновременно заоглядывались. Я тоже огляделась. Все стены были увешаны такими произведениями, что я поняла, что Ольгино творение среди них будет найти трудновато. Учительница судорожно обежала весь зал и, обменявшись взглядом с экскурсоводшей, сказала раздраженно:
– Ну, конечно, вы-то сможете отличить подлинные картины от мазни Муравьевой?
– Видите ли, я не эксперт, я искусствовед, у меня не та специализация, – выкрутилась косая дамочка.
– Ну, конечно, – учительница слегка изменилась в лице, сделала еще пару кругов по залу, подошла к Ольге и грозно зарычала: – Мы сейчас позовем дирекцию и самого художника!
– Пожалуйста, – разрешила Ольга.
– Директор у нас кончал ветеринарный техникум, – вздохнула экскурсовод. – Художник придет к восьми, через три часа.
Учительница изменилась в лице еще сильнее и, снова подойдя к Ольге, сказала ласковым голосом:
– Ну тогда, может быть, Оля сообщит нам особые приметы картины?
– Конечно! - охотно отозвалась Ольга. – Она нарисована на мятом и неровном тетрадном листе.
Началась быстрая беготня, которая продолжалась недолго, и неудивительно, потому что я даже с середины зала видела, что абсолютно все картины были нарисованы на драных и мятых тетрадных листочках.
– Может, Маша что-то вспомнит? – пропела над нами подбежавшая учительница.
– Там было непонятно, где верх, где низ, – отозвалась Машка.
На этот раз беготня даже не началась.
– Ваши дети – это же ужас! – жалобно сказала экскурсовод.
– Ваши картины – вот это ужас! – огрызнулась учительница.
– Это не мои картины!
– А это не мои дети!
– Что же теперь делать?
– Будем ждать художника.
Оставшееся время мы провели с пользой. Машка натаскала жвачки и оделила ей всех, а Сякин втихаря катался на самокате по боковому коридору и давал покататься желающим. Только подошла моя очередь, как вместе с ней подошел и художник. Он оказался бородатым длинноволосым дедулей в сильных очках.
– Извините, Захар Афанангелович, – ныла ему в плешь экскурсоводша. – Вот ребенок повесил на стену свой рисунок среди ваших, а у нас у всех близорукость минус десять, не можем узнать, вас ждем.
– Да, – поддакнула учительница и зверски посмотрела на сжавшуюся Ольгу.
Старичок кивнул и, заложив руки за спину, пошел осматривать свои картины. Сделав медленный круг, он с тем же выражением лица вернулся обратно и произнес в пространство:
– Надо учитывать сущность отрицизма, которая состоит в отрицании. Значит, в принципе можно отрицать и роль художника как автора. Я как раз над этим работаю. Картину я, кажется, нашел, но, может, это и не она. Тогда получится, что я отдал вам свою картину, которая стоит минимум тысячу долларов. Это не выгодно. А так одна случайно удачно получившаяся работа этой девочки будет продана за эту же тысячу долларов. Это выгодно. Поэтому не беспокойтесь. Извините, мне пора на конференцию.
– Ну, тогда пошли, – убито сказала нам учительница. – К автобусу.
Класс потянулся за ней, выплевывая жвачки. Самокат Сякин все-таки взял себе, зачеркнув его наименование в названии творения Издевательского. Ольга гордо шагала между нами с Машкой.
– Слушай, а ты сама бы нашла бы эту картину? – толкнула ее в бок я.
– Нет, – вздохнула Ольга. – Я все-таки забыла, что на ней нарисовано.
Subscribe

  • 2021: 23 – 31 августа

    dik_dikij и poziloy Прощаемся с летом. 23 августа 2021 года умер Гоча Ломия. « Ломия... знаком советскому зрителю по своему экранному дебюту – в…

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments

  • 2021: 23 – 31 августа

    dik_dikij и poziloy Прощаемся с летом. 23 августа 2021 года умер Гоча Ломия. « Ломия... знаком советскому зрителю по своему экранному дебюту – в…

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…