dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Category:

Чужие письма, и не только

Алексей Битов (poziloy)

На письмо А.Калягина В.Мединскому (о проекте объединения ряда федеральных учреждений культуры в «Национальный центр театрального и хореографического искусства») я отреагировал ещё в четверг на Фэйсбуке («Для упразднения науки есть г.г.Ливанов и Ковальчук, а для упразднения культуры – г.Мединский и "примкнувший к ним" г.Гергиев. Кто дирижирует этим хором? Нет, не Гергиев...»). Любителей сливать всё и вся в последнее время у нас развелось многовато; полно и мичуринцев, жаждущих скрестить ежа с ужом («Но всё ж, – говорят, – не драп, – говорят, – А проволока колючая!..») Впрочем, «сливатели» относятся к поддержке философски: есть штурмовики – хорошо, нет – ничего страшного.
Ключевая фраза в письме Калягина – на мой взгляд, эта: «Нужно также понимать, что реализация проектов с созданием таких объединений непременно вызовет реакцию «домино»». И такой момент, отчасти забавный: «По моей просьбе в нашей Центральной научной библиотеке для меня отыскали Циркуляр Наркомпроса и ЦК Рабис от августа 1930 года «Об организации теаобъединений», которым предполагалось «в целях ликвидации множественности руководства…» организовать на местах «управления театральными предприятиями, действующие на правах трестов».
Надо ли напоминать, что тогдашний Наркомпрос не только мечтал всё слить и укрупнить, но и активно поддерживал некую движуху – проводника новой, актуальной эстетики; если кто подзабыл, движуха эта тогда называлась: РАПП. Вот, как это подавалось в ту пору: «Ни одному из формально-художественных направлений современного искусства рабоче-крестьянское государство не должно бы оказывать преимущественной поддержки. Но ВАПП не является формально единой школой, а классовым союзом писателей» (зам. наркома просвещения В.Яковлева, см. http://snegirev.ucoz.ru/index/rapp/0-1895). ВАПП во второй половине 1920-х, как известно, переименовали в РАПП, и на стыке десятилетий опекаемая чиновниками движуха достигла своего наивысшего могущества. Тут не удержусь, приведу ещё две цитаты.
В.Герасимова (какое-то время она была женой А.Фадеева, но сохранила с бывшим мужем добрые отношения и намекала отнюдь не на него): «Иное дело вожачки РАППа (именно вожачки, так как состав РАППа, особенно впоследствии, был разнороден). Во-первых, их имена узнала «вся страна», в руки этой клики перешли также почти все журналы. От них зависели литературные судьбы. Они широко печатались, прославляя друг друга и затаптывая им неугодных. Помимо «славы» вскоре появились (как побочный, но далеко не безразличный для них элемент) блага материальные».
Б.Пильняк: «Напостовщина – это мне ясно теперь – не есть идейное движение, а есть реклама, спекуляция, истинный нэп и фальшивомонетничество, – но он может вонять, и воняет» («На посту», а потом «На литературном посту» – головной журнал ВАПП/РАПП).
В общем, одна и та же рука кормила РАПП и пыталась создать «тресты». Без трестов в итоге обошлись, да и РАПП вскоре разогнали, но лучше от этого, как мы знаем, не стало.
По второму кругу пошли?
Кстати, у вхожего в «высокие сферы» председателя СТД вполне может быть более подробная информация о планах нынешних «трестосоздателей» и «РАППокормильцев», и Калягин, вполне вероятно, забеспокоился не зря. Тут самое время привести цитату из выступления того же Калягина на VI (XX) Съезде Союза театральных деятелей Российской Федерации: «Главной целью театрального Союза и сейчас остается содействие всестороннему развитию театрального дела. но сегодня я ставлю тире и продолжаю – спасение театральной системы страны. Хочу повторить: спасение театральной системы страны.
Такова современная реальность – мы сами должны предложить свой план реформирования и сохранения театральной системы России, пока она не развалилась окончательно, и не дожидаясь такого развития событий, когда делать это будет поздно и реформированием займутся люди, далекие от театра
» (domaktera.ru/user/File/news/kalyagin_doklad_111024.doc). Это сказано 23 октября 2011 года; не прошло и года, как «реформированием» занялись те самые «люди, далекие от театра». Из серии: СТД предупреждал, хотя весьма эзоповым языком (помните 30-летней давности телеспектакль О.Рябоконя? что ж, Ксанф продолжает пить море и никак не напьётся, а Эзоп по-прежнему говорит на своём языке).
Конечно, тогдашняя «тронная речь» Калягина содержит все положенные реверансы в сторону ещё не переформатированного тандемчика (президента Медведева и премьера Путина); оратор даже Серебренникова похвалил персонально (правда, только за «Отморозков», а про «Околоноля» умолчал), но тут уж ничего не поделаешь, Noblesse oblige. Тем не менее, есть смысл ещё раз вспомнить некоторые «выбранные места»:
«театр – это социально значимый институт, а не контора по оказанию услуг населению. И роль театра в обществе столь же важна, как и необходимы медицина и образование».
«Театр экономически убыточен по своей природе не только в России, но и во всем мире».
«у нас не работают законы, способствующие развитию театра. И приходится вести постоянную и изнурительную борьбу за свою территорию. И вряд ли наступит время, когда удастся вдохнуть спокойно и уже жить только проблемами творчества. А потому, я повторю, мы живем все время как на минном поле, все время в ожидании очередного закона, который будет не только не служить интересам российского театра, но и будет вредить ему».
«театр в этих своих стараниях выжить – зашел слишком далеко».
«модернизировать искусство театра в принципе невозможно, можно модернизировать технологические возможности театра, но само искусство – нельзя, оно развивается по своим непреложным законам».
«разрабатывая стратегию своей работы на следующие пять лет, мы не можем не задать себе главный вопрос: что мы – театральное сообщество – можем сделать для того, чтобы наш театр, оставаясь разным, чтобы заставлял думать и чувствовать, был живым. Чтобы театром руководили не менеджеры, а художественные лидеры».
И, наконец: «Необходимо продолжать диалог с властью в законодательной области, чтобы не потерять тех льгот для театра, которых мы уже добились, и не допустить новых законодательных актов, которые могут мешать развитию театра». Тут, правда, встаёт другой вопрос, а способна ли нынешняя власть к диалогу или она намерена продолжать действовать по принципу «А Васька слушает да жрёт»?
А Васька, похоже, попался очень прожорливый. Можно сказать, ненасытный.
Что дальше?
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • 2021: 23 – 31 августа

    dik_dikij и poziloy Прощаемся с летом. 23 августа 2021 года умер Гоча Ломия. « Ломия... знаком советскому зрителю по своему экранному дебюту – в…

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 45 comments

Recent Posts from This Journal

  • 2021: 23 – 31 августа

    dik_dikij и poziloy Прощаемся с летом. 23 августа 2021 года умер Гоча Ломия. « Ломия... знаком советскому зрителю по своему экранному дебюту – в…

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…