dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Опять двадцать пять

Алексей Битов (poziloy)

Несколько лет назад одна молодая, но уже очень гордая дама выдала такое откровение: «Пряжко за считанные дни производит малоцензурные «Трусы», украшенные автобиографическими куплетами в исполнении нижнего белья (трудно представить себе белье, оперирующее эвфемизмами): «– Мною сперму вытирали. – Меня кровью заливали. – В меня срали. – Меня рвали. – Мною раны зажимали»». Я, честно скажу, удивился: надо же, какая странная у Пряжко была тяжёлая жизнь, если он такую автобиографию накатал «за считанные дни». Дама слегка разгневалась, назвала меня троллем и больше, отдаю ей должное, никогда у нас не всплывала. Но по поводу автобиографических мотивов в творчестве г.Пряжко я ей всё равно не поверил. И был неправ.
Пряжко, как выяснилось, и в самом деле часто бывает автобиографичен (по принципу «Всё на продажу»). Для примера напомню ещё раз одну из моих любимых цитат: «Однажды друг Димы срал на Дружной напротив «Экомедсервиса» на Толстого, срал и подтирался сторублевыми купюрами. Три по сто, одна пятидесятка и одна десятка. Дима поднимает любые деньги, если находит. Даже десятки, даже если они мокрые. Он кладет их в карман куртки, они высыхают, и он рассчитывается ими с кассиршами в магазине». Как выяснилось, этот момент тоже безупречно автобиографичен. Но, к сожалению, слава сыграла с нашим выдающимся драматургом очень злую шутку: все кассирши во всех магазинах выучили бестселлер «Три дня в аду» чуть ли не наизусть – и перестали принимать мокрые купюры. И куда их девать прикажете? Кто-нибудь другой, может быть, и растерялся бы, но наш герой не из таковских. Дело в том, что подбирал он не только деньги, но и другие намоченные бумажки – возможно, он полагал, что это тоже деньги, а потом они немного подсыхали, и выяснялось, что это не так. Ну, и куда их девать, эти бумажки? К счастью, нашёлся, типа, режиссёр, который решил, что из бумажек, денежных и не очень, можно сделать, типа, спектакль – действительно, чем они хуже телефонной книги? Кстати, на самом деле разница есть: телефонная книга всё-таки предназначена для чтения, хотя и весьма избирательного, а вот о наждачной или обёрточной бумаге профессиональный режиссёр почему-то не упомянул даже в качестве метафоры – возможно, счёл, что это уже перебор. Но потом нашлись экспериментаторы посмелее, их такие нюансы не смущают, и тут вовремя подвернулся друг Димы.
С историей создания «шедевров» от Пряжко и их, так сказать, сценического воплощения всё, полагаю, понятно.
Что касается самих «произведений»... Вот три ссылки; мог бы предложить и больше, но хватит и этих. То, что написал я, в принципе можно пропустить, достаточно насладиться самими цитатами – благо, они выделены курсивом.
Итак, http://dik-dikij.livejournal.com/714447.html («Три дня в аду»).
http://dik-dikij.livejournal.com/101346.html («Запертая дверь»).
http://dik-dikij.livejournal.com/64277.html («Лёгкое дыхание»).
Почему именно эти три? Так они у меня последние, а про «Злую девушку» – поленился, честно сказать, только по диагонали пробежал. Материал тот же, убедился и глубже не полез, извините.
А вот г.Волкострелову этот материал по нраву. Почему? Ой, будем считать, что у него вкус такой, альтернативный. Это бы ничего страшного, но нашлись у него сотоварищи, им тоже понравилось. По странному совпадению, группа этих товарищей практически одновременно разбросала положительные (а то и восхищённые) отзывы по страницам бумажных и электронных СМИ. О маленьком скромненьком «спектакле» почти одновременно написали не только afisha.ru (ей как бы положено), но и weekend.ria.ru, sobaka.ru, газета.ru, «Ведомости»... наверняка кто-то ещё, перечисляю только то, что получил от нескольких разведчиков... а увенчал пирамиду «Петербургский театральный журнал» (http://ptj.spb.ru/blog/nu-xot-kartoshechki-poeli/).
Несколько слов об этой публикации и комментариях к ней. Цитирую: «Про «картошечку» ‒ это реплика случайного зрителя, явно уставшего от всего-то часового спектакля-инсталляции Дмитрия Волкострелова и Ксении Перетрухиной по пьесе, разумеется, Павла Пряжко в московском Театре Наций. Более решительные, впрочем, покидали действо, не дожидаясь финала, благо стесняться было некого – артисты появлялись в поле зрения на пару минут и исчезали вновь. «Картошечкой» потчевали тех, кто уцелел, и отнюдь не в формате банкета. Было это не благостным послесловием, но кодой, явно включенной в замысел». Бог с ней, с «картофельной кодой» («Небось картошку все мы уважаем, / Когда с сольцой ее намять!»), но вот интересно, а чем занимались оставшиеся зрители этого «спектакля» (за вычетом той пары минут, на которую к ним заглядывали Кин и Гаррик»)? Не иначе, медитировали... хотя... кажется, уже было такое. Да вот же: ««Когда больше уже нельзя было втиснуться ни одному человеку, герцог бросил проверять билеты, обошел здание кругом и поднялся на сцену. Там он стал перед занавесом и произнес коротенькую речь: сначала похвалил трагедию, сказал, будто она самая что ни на есть занимательная, и пошел дальше распространяться насчет трагедии и Эдмунда Кина Старшего, который в ней исполняет самую главную роль; а потом, когда у всех зрителей глаза разгорелись от любопытства, герцог поднял занавес, и король выбежал из-за кулис на четвереньках, совсем голый; он был весь кругом размалеван разноцветными полосами и сверкал, как радуга». Но сейчас у нас времена строгие, Гаррик и Кин были одеты, на четвереньках не бегали, а занимались, говорят, полезным делом – перебирали картошку. Да, оплошали «новаторы», в американской глубинке XIX века показывали спектакли покруче.
««Ну и кому это нужно?», – еще одна зрительская реплика. Тут весьма не толерантно подумалось, что в перечень основных проблем любого экспериментального театра стоит включить и публику. В массе своей она по-прежнему взыскует бархатных занавесов, внятной истории и хорошо артикулирующих артистов в красивых нарядах. Желательно «звезд». А все остальное ее напрягает. Поэтому, кажется, у таких современных организмов, как Центр Мейерхольда, Гоголь-центр, театры doc и post, есть не только творческая, но и другая весьма актуальная миссия: родить новое поколение зрителей, простите за пафос. Вот чтобы с младых ногтей уяснили истину, казалось бы, прописную: театры бывают разные, и это нормально, а не «ужас-ужас». В театре не только выдают готовый и удобоваримый «продукт», но и пробуют, ищут, ошибаются, проваливаются. Все как в жизни...» Опять-таки про «бархатные занавесы» и т.п. опускаю: ребятам хочется, чтобы на Короля, Герцога и «друга Диму» охотились с бархатным занавесом, зачем же их разочаровывать? Забавно, правда, что в перечень театрального отстоя попала артикулированная речь, но и это по-своему логично: если артистов не видно, пусть их будет и не слышно. Но грустно другое: вчитайтесь в этот абзац и почувствуйте, насколько случаен хэппи-энд в «Голом короле» – если бы на месте обычного мальчика оказался некто, «с младых ногтей» зазубривший мантру «одёжки бывают разные», он ни за что не догадался бы, что король голый; даже напротив, громко восславил бы новое (то есть актуальное) платье короля. Говорят, «Предупреждён – значит вооружён»; видимо, кто-то из гуру нового, как королевское платье, искусства прочитал всё-таки «Голого короля» и принял превентивные меры – отныне на пути кортежа Его Величества выстраиваются пионеры, обученные кричать «ура!» прямо-таки с младых ногтей; как бы хорошо ни была артикулирована речь «чужого» мальчика, перекричать целый отряд в одиночку достаточно непросто.
И, наконец, про «театры бывают разные». Открою тайну: женщины бывают разные, в том числе рыжие, но это не повод утверждать, что таракан – тоже женщина, уж простите мою нетолерантность и непонимание последних тенденций...
«Дмитрий Волкострелов – один из таких искателей «другого театра», счастливо вступивший в творческий тандем с художницей Ксенией Перетрухиной. Если добавить драматурга Пряжко, получится трио». Тут не поспоришь: 2+1=3. Но можно продолжить: а если добавить ещё и чиновного «спонсора», получится вообще квартет (увы, тут у несознательных зрителей могут возникнуть нежелательные аллюзиии: «а вы друзья как ни садитесь...» и всё такое, так что о четвёртом участнике вежливо промолчим.
«Череда ремарок-реплик-коротких монологов, всего лишь озвученных сплоченной актерско-режиссерской командой (28 человек задействовано) «за кадром»...» А «в кадре», напомню, двое, и то не всегда. Если верить классике, Король и Герцог обходились меньшим числом вспомогательного персонала...
«Слова «жизнь» и «ад» должны зарифмоваться уже в сознании слушающего-смотрящего. Или, наоборот, спровоцировать протест против подобного восприятия мира. Но последнее трудно, когда в ушах гипнотически, как мантры, звучат нехитрые подсчеты магазинных цен, описание городских окраин, увиденных из окна битком набитого автобуса, матерно короткие реплики «выживающих»». А чё, «жизнь» и «ад» – классная рифма! А «палка» – «селёдка» пускай остаются в отстойном прошлом. И насчёт протеста тоже интересно: чтобы его, не дай Бог, не спровоцировать, уши и мозги засирают, чем угодно (включая нечто «матерно-короткое»). А вы думали, чиновники просто так раскошеливаются? Ща!
Дальше выясняется, что зрители рассажены по трём разным палаткам (жаль, что не по камерам-одиночкам, но всё ещё впереди: зрительскую массу лучше разбить, а то как бы чего не вышло. А оставшиеся актёры – так, дань моде: «Кажется, еще чуть-чуть, и Волкострелов сможет обойтись вообще без актеров». Кстати, это, пожалуй, верно – Волкострелов не нужен актёрам, а они не нужны ему. Это же перформанс, а не театр. Но о перформансе – не сегодня, и так я размахался что-то, а есть ведь ещё и комментарии.
«к театру это не имеет отношения...», – пишет В.Богатырёв. Ему возражает К.Бамбуров: «Докажите, что нет, Владимир». Хорошо, а если некто заявит, что должен жить в квартире г.Бамбурова, кто и что должен доказывать? А то, ребята, стандарты у вас какие-то двойные, не находите?
Следующий довод К.Бамбурова: «Для тысячи искусствоведов во всем мире Малевич и Дюшан – великие художники». Прекрасно, а для множества «менеджеров» по продажам «Гербалайф» – великое целительное средство. Дальше что?
«На дворе 2013 год, а Вы будто то ли 17 веке, то ли в 60х живете». А Король с Герцогом – это у нас что, 2013 год? Штанишки-то ношеные, сколько ни лепи на них ярлычок «NEW». Ярлычки – они ведь для того и существуют, чтобы доверчивым покупателям головы дурить.
«Есть такой закон восприятия, что оно у каждого – собственное». Ну, да, кто-то воспринимает таракана как женщину, а у кого-то фантазии не хватает.
«Эксперимент в чём? Ирина [И.Алпатова, автор статьи] прекрасно указывает – в перемене оптики». Опять плагиат, к сожалению. Есть известная сказка – «Волшебник Изумрудного города»; помните, как «меняли оптику» тем, кто входил в Изумрудный город? А какую реальность они видели после этого, не забыли?
И последний довод принадлежит В.Рудниченко, вопрошающему В.Сторчака: «Валера, ты видел спектакли Волкострелова?!. Пиши о том, что САМ видел». Довод, конечно, сильный, но наберусь наглости утверждать, что бифштекс из толчёного стекла, посыпанный древесной стружкой, несъедобен, хотя лично, не буду врать, столь изысканного лакомства, к счастью, не пробовал. Иногда и пробовать не надо – достаточно знать ингредиенты. Что там использовал друг, когда Дима проходил мимо? И что? Обязательно это пробовать?

Каюсь: мало того, что пост получился длинным, так ещё и тема не закрыта. Завтра вместо выходного выложим старый пост, в чём-то устаревший, но в основе своей – увы, актуальный. Даже некоторые фигуранты, как ни странно, те же самые.
А послезавтра – обзор некоторых других рецензий на тот же «шедевр». О, там есть, чему восхищаться! Постараюсь не злоупотреблять... блять... блять... блять...
Subscribe

  • Вынужденное

    Алексей Битов (poziloy) Очень не хотелось снова писать про всю эту ковидно-вакцинную вакханалию, но деваться, повторю, некуда. Хотя прекрасно…

  • Мастер, Маргарита и немного футбола

    Алексей Битов (poziloy) « Смотреть матч по телевидению все равно, что изучать животное по скелету. Все вроде бы ясно, а теплого и трепетного…

  • 2021: 1 – 15 ноября

    dik_dikij и poziloy Юрий Клепиков, Геннадий Чихачёв, Виктор Коклюшкин и другие. 1 ноября 2021 года умер кинодраматург Юрий Клепиков – сценарист…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments