dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Category:

Несколько слов по случаю...

Алексей Битов (poziloy)

Татьяне Дорониной – 80 лет.
Между прочим, удивительная судьба: Доронина – едва ли не единственная известная всей стране актриса, которую по большому счёту трудно назвать кинозвездой: снималась она не так много, с 1975 года сыграла только две кинороли (в 1981 и 1985 годах). А из того, что было до, известными можно назвать лишь несколько фильмов, вышедших в 1960-е («Старшая сестра», «Три тополя на Плющихе», «Ещё раз про любовь»). Другие снимались куда больше, чего уж там.
Кинорежиссёров, если честно, понять можно: Татьяна Васильевна – актриса, конечно, прежде всего театральная, она чуть выбивается из экранного ряда, играет с некоторым превышением, как привыкла на сцене. Значит, нужен либо подходящий персонаж, либо соответствующий режиссёр, а ещё лучше – тот и другой вместе. Но складывалось редко. И всё равно Доронину знали.
Хотя у театра «пропускная способность», как известно, невелика, да и самые громкие роли Дорониной сыграны Бог знает, когда – не при царе Горохе, так при царе Никите или сразу после него. Или, точнее, у Товстоногова, который царствовал в БДТ и пригласил Доронину. И были «Варвары», и знаменитые «Три сестры», и, самое главное, Настасья Филипповна в «Идиоте». Причём БДТ всегда считали «мужским» театром, что справедливо: на виду там были актёры, а не актрисы. А женский состав – Н.Ольхина, Л.Макарова, З.Шарко, Э.Попова, В.Ковель – актрисы замечательные, но не знаменитые; знаменитой стала (так, чтобы, повторюсь, на всю страну прогреметь) одна Доронина. Наверное, потому, что, кроме дара перевоплощения, есть ещё и дар, скажем так, магнетизма – вышел человек на сцену, ничего не сделал, чтобы привлечь внимание к себе, а зал уже смотрит на него во все глаза. У Дорониной такого магнетизма – в избытке; не заметить её было нельзя, не запомнить – тоже. И ещё раз: она ничего для этого специально не делала, она изначально такая – видимо, от природы.
Про Доронину говорили, что ей обязательно нужен режиссёр, чтобы она из берегов не вышла. А получилось, что она сама возглавила театр и четверть века остаётся его лидером. Театр популярный, хотя в упор не замечаемый высокомерной критикой. Конечно, кому-то доронинский (горьковский) МХАТ нравится, кому-то – нет (в том числе и самым обычным зрителям, ни разу не фанатам «нового театра»; фанатов-то можно проигнорировать, у них с навигацией плохо, плывут в Америку, а попадают в Африку; досадно, но...) Так вот, как ни относись к МХАТу на Тверском бульваре, глупо отрицать,что именно он стал наследником легендарного МХТ, а не Камергерский кузен с добавками перформанса и кафе-шантана.
Сам по себе «перестроечный» раскол – тема отдельная и больная. Понятно, «двигателем» была не Доронина, но вряд ли им был О.Ефремов (во всяком случае, Татьяна Васильевна не так давно недвусмысленно заявила на ТВ: нет, не Ефремов). «Горьковцы» изначально оказались в худшей ситуации: их отвергла «околотеатральная тусовка», а если и вспоминала, то через губу. Говорят, полубойкотом дело не ограничивалось. Тут – цитата: «Ее театр, МХАТ имени Горького, тогда сразу оказался под перекрестным огнем. По нему палили. Его не щадили. Ей самой травили жизнь. Лучших режиссеров, кого она лишь пыталась пригласить на постановки, "мафия" из недр мужского МХТ "стращала".
Короче говоря, интриговали тогда веселые ребята – с упоением и азартом... Данченко
[украинский режиссёр С.Данченко] вспоминал по этому поводу примечательный эпизод… Когда он осенью 1988-го только приехал в Москву на постановку "Вишневого сада", в его гостиничный номер постучался-поскребся один хороший режиссер из Белоруссии, его товарищ. Он пришел тогда к Данченко как "гонец"...
Пряча глаза, этот человек сообщил Сергею Владимировичу, что визит вынужденный. Поскольку некие важные люди направили его к украинскому режиссеру, чтобы "попросить"… отказаться от работы с Дорониной, от постановки в ее театре. "Иначе будет хуже".
Но надо было знать нрав Сергея Владимировича (а здесь у нас, в Киеве, его знали). Он не стал устраивать дискуссий. Он лишь поднял буйную голову. Взял белорусского "друга" за шиворот. И тоном Зевса спросил: "Кто тебя прислал?! Немедленно говори, кто?!"
Лишь после того, как гонец проблеял фамилию "заказчика": "Сме-е-е…", – это "е-е-еканье" тут же и оборвалось. И обратилось в иную мизансцену: Данченко попросту вышвырнул "гонца" из гостиничного номера. Спустил его с лестницы. "Не они будут решать, а я сам — с кем и где мне ставить! А она – великая актриса! Так ему и передай!"
» (О.Вергелис, http://gazeta.zn.ua/CULTURE/vasha-sestra-i-plennica-dumaya-o-doroninoy-_.html).
Доронина оказалась несгибаемой. Она победила. А победителей, известное дело, не судят. Их поздравляют. С победой.
И с юбилеем.
Subscribe

  • 2021: 23 – 31 августа

    dik_dikij и poziloy Прощаемся с летом. 23 августа 2021 года умер Гоча Ломия. « Ломия... знаком советскому зрителю по своему экранному дебюту – в…

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments