dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Колокол

Алексей Битов (poziloy)

3 июня 2010 года в Париже умер выдающийся российский математик Владимир Арнольд. Сегодня – девять дней.
По ссылке gg59 нашёл такую цитату: «Дело в том, что, начитавшись книг, образованный человек становится худшим покупателем: он меньше покупает и стиральных машин, и автомобилей, начинает предпочитать им Моцарта или Ван Гога, Шекспира или теоремы. От этого страдает экономика общества потребления и, прежде всего, доходы хозяев жизни – вот они и стремятся не допустить культурности и образованности (которые, вдобавок, мешают им манипулировать населением, как лишённым интеллекта стадом)»: http://scepsis.ru/library/id_650.html.
Вообще-то, это вроде бы про Америку написано («Американские коллеги объяснили мне, что низкий уровень общей культуры и школьного образования в их стране – сознательное достижение ради экономических целей»). Но не спешите радоваться, следующая фраза Арнольда начинается так: «Столкнувшись с антинаучной пропагандой и в России, я решил посмотреть на пирамиду, построенную недавно километрах в двадцати от моего дома…». Да и сама статья озаглавлена «Новый обскурантизм и Российское просвещение».
Кому-то нравится Америка, кому-то – пирамиды: пирамида Голода (на которую, как я понимаю, и решил посмотреть Арнольд), пирамида Мавроди, пирамиды современного искусства. Государственники обожают пирамиду Хеопса как символ истинного величия очередного фараона. У всякого свой интерес, а результат очевиден: катастрофа.
По иронии судьбы, Арнольд в математике много занимался именно теорией катастроф. Теория эта связана с дифференциальными уравнениями, в которых я полный профан (в мои времена в школьной программе этого не было, а Краткий курс, якобы усвоенный в институте, улетучился сразу же после сдачи зачёта). Кроме того, боюсь, что катастрофа, уже постигшая или (я – оптимист) всё ещё постигающая наше образование с неизбежным распространением на нашу культуру – эта катастрофа вряд ли, да простит мне Владимир Игоревич, может быть описана с помощью математических уравнений. Всё куда проще и гораздо сложнее.
Не вдаваясь в дебри высокой математики, лучше напомню вопрос из игры: «Что? Где? Когда?»: «Процесс качественного изменения объекта при плавном изменении параметров, от которых этот объект зависит, назывался в математике по-разному: бифуркация, перестройка, метаморфоза. В конце 60-х годов нашего века французский математик Том предложил свой термин, который был признан наиболее удачным и дал название целой теории. Назовите этот термин». А теперь правильный ответ: «катастрофа» (цитируется по: http://chgk.zaba.ru/questions/mak8_5_2.html).
Арнольд эту катастрофу видел. «Я собираюсь рассказать сегодня о довольно грустных обстоятельствах, связанных с положением математического образования во всем мире. Больше всего я знаю положение, естественно, в России, а также во Франции и в Соединенных Штатах. Но процессы, о которых я буду говорить, примерно одновременно идут во всем мире. Они несколько невероятны, но то, что я буду рассказывать, как бы это ни было невероятно, – чистая правда… Во всем мире катастрофически падает уровень образованности. Новое поколение детей приходит, которые ничего не знают: ни таблицы умножения, ни евклидовой геометрии – ничего не знают, не понимают и не хотят знать. Они только хотят нажимать на кнопки компьютера, и больше ничего. Что делать, как тут быть?» (http://scepsis.ru/library/id_649.html).
Возвращаюсь к первой ссылке (http://scepsis.ru/library/id_650.html). Цитирую: «Мнение, которое я отстаивал, состояло в том, что трижды семь – двадцать один, и что обучение наших детей как таблице умножения, так и сложению однозначных чисел и даже дробей – государственная необходимость. Я упомянул о недавнем введении в штате Калифорния (по инициативе нобелевского лауреата, специалиста по трансурановой физике Глена Сиборга) нового требования к поступающим в университеты школьникам: нужно уметь самостоятельно делить число 111 на 3 (без компьютера).
Слушатели в Думе, видимо, разделить не смогли, а потому не поняли ни меня, ни Сиборга: в «Известиях» при доброжелательном изложении моей фразы число «сто одиннадцать» заменили на «одиннадцать» (от чего вопрос становится гораздо более трудным, так как одиннадцать на три не делится)
».
Пока ещё, слава Богу, не одни только академики помнят, сколько будет трижды семь. Но такими темпами… Чтобы произвести подобный подсчёт, надо, во-первых, уметь считать до двадцати одного (с этим пока всё в порядке, потому что «очко»), а во-вторых, понимать математический смысл операции умножения (с этим уже хуже). Боюсь, что скоро академиком будут считать всякого, кто помнит: трижды семь – это более семи. А потом и эти «академики» отступят под натиском следующего поколения, с трудом умеющего считать до ноля.
Арнольд приводит забавный пример: конкурс «лучших кандидатов на профессорскую должность математика в университете в Париже весной 2002 года». Чтобы не грузить непосвящённого читателя, академик иллюстрирует ответы «лучших кандидатов» с помощью общедоступных аналогий. «Линней перечислил всех животных, но является ли берёза млекопитающей или нет, без книги ответить не могу». «Цезарями называли властителей Византии, но Юлия я среди них не знаю». «Раз неверно, что «Петя с Мишей заболели холерой», то Петя холерой не заболел».
Впрочем, один кандидат показался привередливому Арнольду вполне достойным. Но другие «жюристы» его отвергли, с таким (полагаю, кулуарным) объяснением: «на каждой странице его диссертации упомянуты либо группы Ли, либо алгебры Ли, а у нас этого никто не понимает, так что он к нашему коллективу совершенно не подойдёт».
«Но процессы, о которых я буду говорить, примерно одновременно идут во всем мире», – как уже цитировалось выше.
Был же опубликован Министерством образования России (не Франции!) двухтомный проект «Стандарты высшего образования»; этот документ не мог не привлечь внимание Арнольда как замечательный образчик нового обскурантизма. Посмотрите списки тем и сведений, подлежащих, по мнению составителей, исключению из школьной программы, они в изобилии приведены в цитируемой статье. Здесь для экономии места я ограничусь только одним, самым коротким – списком центров культуры, перечисленных как «нежелательные, по мнению составителей «Стандартов», для упоминания учителями в школе: – Эрмитаж; – Русский музей; – Третьяковская галерея; – Пушкинский музей Изобразительных искусств в Москве».
Арнольд пишет: «Должен сказать, что я, видимо, тоже ретроград, так как всё ещё верю в законы природы и считаю, что Земля вертится вокруг своей оси и вокруг Солнца, и что младшим школьникам нужно продолжать объяснять, почему зимой холодно, а летом тепло... Так что, как настоящий «ретроград», я считаю всё это пирамидальное предприятие вредной антинаучной рекламой магазина по продаже «объектов для заряжания»». Ретроград – это тот, кто против пирамид и «пирамидальных предприятий».
Я отнюдь не академик, но тоже, если угодно, ретроград. Не вижу разницы между: «Зачем география, когда извозчики есть» и «Зачем уметь считать, если есть калькулятор». Из той же серии – утверждение «Зачем соблюдать законы искусства, когда главное – пиар».
Недоросли заполняют сцену, и они намерены править бал. Они уже поучают недорослей следующих поколений. А последние учителя уходят, их часто не успевают услышать. Светлая память этим учителям. И персонально – Владимиру Игоревичу Арнольду. Одному из них. Светлая память.
Subscribe

  • Вынужденное

    Алексей Битов (poziloy) Очень не хотелось снова писать про всю эту ковидно-вакцинную вакханалию, но деваться, повторю, некуда. Хотя прекрасно…

  • Мастер, Маргарита и немного футбола

    Алексей Битов (poziloy) « Смотреть матч по телевидению все равно, что изучать животное по скелету. Все вроде бы ясно, а теплого и трепетного…

  • 2021: 1 – 15 ноября

    dik_dikij и poziloy Юрий Клепиков, Геннадий Чихачёв, Виктор Коклюшкин и другие. 1 ноября 2021 года умер кинодраматург Юрий Клепиков – сценарист…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments