dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

В продолжение разговора

Алексей Битов (poziloy)

Похоже, никто уже не сомневается, что режиссёр – царь и бог театра. А если найдётся какой Фома неверующий, от него шарахнутся, как от прокажённого.
И отчасти, кстати, он царь и бог, но царь и бог своего конкретного театра, а не Театра вообще как вида искусства (ведь по существу, конкретный театр и Театр в целом – не более, чем омонимы). Точно так же дирижёр – царь и бог своего оркестра, но не музыки в целом. Хотя c дирижёром меньше путаницы, потому как нет омонимов, сбивающих с толку.
К чему я это? Режиссёр действительно во многом схож с дирижёром, оба они – авторы-интерпретаторы. При этом редко, какому дирижёру придёт в голову вставить, скажем, в симфонию звук отбойного молотка или рёв реактивного двигателя, чтобы таким образом «актуализировать» интерпретируемую им мелодию, а вот режиссёры занимаются чем-то подобным достаточно часто. И добро бы только перформансисты разного рода, но ведь и профессиональные режиссёры в наше время порой ухитряются заразиться дурацкой болезнью.
Ладно, Бог с ними со всеми.
Цитата. 1972 год, ЛГИТМиК, Г.А.Товстоногов со студентами 3-го курса разбирает повесть Б.Лавренёва «Сорок первый» (цитируется по http://do.gendocs.ru/docs/index-90418.html?page=3).

«ТОВСТОНОГОВ. Поставить можно как угодно, но сейчас мы анализируем автора. У Лавренева на чьей стороне симпатии?
ЕВГЕНИЙ А
<рье>. Ну, у Лавренева на ее...
ТОВСТОНОГОВ. ...с горечью говорите вы.
ЕВГЕНИЙ А. Что-что?ТОВСТОНОГОВ. Я сказал: с горечью говорите вы, что симпатии у Лавренева не на той стороне, на которой вам хотелось бы.
ЕВГЕНИЙ А. Значит, ваше впечатление...
ТОВСТОНОГОВ. ...безнадежно устаревшего рассказа.
АЛЕКСЕЙ Л
<ебедев>. А может, они оба фанатичны в другом? В своих чувствах? Революции приходят и уходят, а чувства остаются? Про это можно ставить?
ТОВСТОНОГОВ. Исходная позиция абстрактного искусства. В процессе развития данного конфликта я должен встать по какую-то сторону баррикад? Должен или нет? Или вас волнует любовь, а классовая борьба, о которой пишет автор, вас не волнует? Тогда не ставьте это произведение, возьмите такое, где любовь вне классовой борьбы
».

Опаньки! Либо ставьте «архаичную литературу» вместе с нелепым взглядом автора на «классовую борьбу», либо берите другое произведение. Жёстко; может быть, слишком жёстко, но мягкие режиссёры попадаются в нашем мире так же часто, как шёлковые кирпичи.

Продолжение разговора.
«КАЦМАН [второй педагог]. Георгий Александрович, я видел в Чехословакии сцены из «Сорок первого»... С режиссером я увиделся позже, он приехал вечером, и мы всю ночь проговорили. Это хромой такой парень, болезненно переживающий свою неполноценность. Всю свою боль он выбрасывает в спектакли. Жаловался, что не пускают в Советский Союз.
ТОВСТОНОГОВ. При чем здесь чехословацкий режиссер, Аркадий Иосифович? Что вы пытаетесь доказать?
КАЦМАН. У него в спектакле остались симпатии к офицеру.
ТОВСТОНОГОВ. Нет, надо видеть! Надо самому видеть. Не верится, что это можно сделать, не сломав структуру рассказа, не изменив условий игры автора...
ТОВСТОНОГОВ. Трагедия в том, что она убивает не только врага, а человека, ставшего ей близким. Она убивает человечность в себе. Классовое побеждает естественное! Несовременно сегодня? Согласен. Поэтому и считаю: «Сорок первый» – дань автора времени. Сегодня такого рода фанатизм, классовая интуиция, а вместе с ней авторская идея – все это оборачивается китайской идеологией. И тут два пути: либо идти за автором, либо ломать хребет его драматургии! Середины нет. Китайский фанатизм или чехословацкий спектакль, так как нет половинчатого Аркадия Иосифовича! Нет, наверняка! И правильно, Аркадий Иосифович, что этот спектакль к нам не пустили! Хватит с нас и своих спектаклей по переломанным пьесам!
»

И ещё два фрагмента из «Уроков Товстоногова».
«Обозначая тему занятия, Аркадий Иосифович Кацман сказал, что необходимо определить сквозное действие в гоголевских «Игроках». «Борьба за деньги» – этого мало. Как влияет на определение сквозного тема доверия?
ТОВСТОНОГОВ. Кто с кем борется за доверие?
КАЦМАН. Ну, вы же не будете отрицать, что в пьесе эта тема есть?!
ТОВСТОНОГОВ. Кто с кем? Ихарев с жуликами? Что такое сквозное пьесы? То – за чем мы следим. Разве мы следим за тем, как исчезает и возникает доверие? Нам важно знать: сорвет Ихарев куш или нет? Это главное. Сквозное «Игроков» – борьба за выигрыш! Зритель по первому слою следит за самым элементарным: женится, к примеру, Подколесин или нет? Сквозное проявляет анекдот сюжета – фабулу. Не нужно в определениях сквозного действия выражать нравственную, эстетическую, философскую точки зрения. Если сквозное определено и построено верно, оно рождает, выталкивает эти пласты. Но само сквозное пьесы должно быть в основе своей элементарным, как и физическая задача
».

«ВЛАДИМИР Ч<ернядев>. Непременная расстановка в тот или иной лагерь. Не упрощает ли это глубину материала? Мне кажется это подгонкой, уничтожением нюансов.
ТОВСТОНОГОВ. Ну, во-первых, у Чехова никого ни в какой лагерь и не расставишь. Все – с одной стороны, а предлагаемые обстоятельства жизни – с другой. Так что не всегда расстановка непременна. Ну, а во-вторых, возьмем лучшую пьесу мировой драматургии, где расстановка лагерей есть. «Гамлет». Кроме самого Гамлета, кто его главный противник? Клавдий. Дальше – Полоний. Ну, и смотрите, кто – за, кто – против. Какова цель каждого персонажа? А, значит, каков характер. И, если это точно определено, каждый из персонажей вносит свою гамму нюансов. В нашей профессии все философское надо уметь сводить к точному элементарному действию. Зритель в зале всегда следит за простейшим. Но если оно найдено верно, то за ним открываются другие пласты. И ни расстановка сил, ни цели, ни действия ничего не обедняют, а обогащают при подлинном, достоверном и заразительном воплощении
».

Вот такой отстой.
А сверху, бывает, пена. Она заметна. Но безвкусна.
Subscribe

  • Вынужденное

    Алексей Битов (poziloy) Очень не хотелось снова писать про всю эту ковидно-вакцинную вакханалию, но деваться, повторю, некуда. Хотя прекрасно…

  • Мастер, Маргарита и немного футбола

    Алексей Битов (poziloy) « Смотреть матч по телевидению все равно, что изучать животное по скелету. Все вроде бы ясно, а теплого и трепетного…

  • 2021: 1 – 15 ноября

    dik_dikij и poziloy Юрий Клепиков, Геннадий Чихачёв, Виктор Коклюшкин и другие. 1 ноября 2021 года умер кинодраматург Юрий Клепиков – сценарист…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments

  • Вынужденное

    Алексей Битов (poziloy) Очень не хотелось снова писать про всю эту ковидно-вакцинную вакханалию, но деваться, повторю, некуда. Хотя прекрасно…

  • Мастер, Маргарита и немного футбола

    Алексей Битов (poziloy) « Смотреть матч по телевидению все равно, что изучать животное по скелету. Все вроде бы ясно, а теплого и трепетного…

  • 2021: 1 – 15 ноября

    dik_dikij и poziloy Юрий Клепиков, Геннадий Чихачёв, Виктор Коклюшкин и другие. 1 ноября 2021 года умер кинодраматург Юрий Клепиков – сценарист…