dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Юбилейное, если можно так выразиться...

Алексей Битов (poziloy)

120 лет назад (по новому стилю) родился Владимир Маяковский.
«Я – поэт. Этим и интересен»? Не факт, пожалуй.
Признавался уже, что стихи Маяковского не воспринимаю совсем; разве что отдельные строчки, причём не самые канонические («В ушах оглохших пароходов / горели серьги якорей»). А в остальном... нет, поверьте, дело не в «политической составляющей», просто барабан – не самый богатый музыкальный инструмент, скажем так.
Но есть у Маяковского и другая «ипостась» – на мой взгляд, более значимая. Он – икона и символ нашего авангарда. Вот с этого места поподробнее.
Русский авангард начала XX века – целая эпоха, которую, как слова из песни, не выбросить из истории нашей культуры. На самом деле, не факт, что этот авангард ярче всего заявил о себе в стихосложении или даже в литературе как таковой: были живопись и архитектура, театр и музыка. Но, возможно, невербальному искусству проще: оно не требует перевода и с лёгкостью игнорирует любые границы. В конце концов, само понятие «авангард» указывает не на изолированную группировку, погрязшую в боях местного значения, а на передовой отряд, обследующий территории, куда потом должны постепенно подтянуться некие «основные силы». А если данное направление движения «основных сил» перекрыто (блокировано), понятие «авангард» теряет смысл. В нашем случае это направление было в какой-то момент не просто перекрыто, а герметически закупорено, но не в живописи или музыке (их надо перекрывать по всему земному шару, что даже сегодня нереально), а прежде всего в литературе, значительно более зависимой от государственных границ. Но авангард, понятное дело, не знал, что случится именно так; его «бойцы» всё же исходили из того, что идут впереди главного войска.
Реплика в сторону: тот авангард и впрямь пытался ступить на территории, куда до них не ступала нога человека, чем разительно отличался от «нового» псевдо-авангарда, старательно следующего в кильватере некоего «мирового авангарда» и даже не пытающегося привязать свой маршрут к особенностям местного «рельефа». Справедливости ради, было подобное и 100 лет назад (как ехидничал Вяч.Иванов, «Новаторы до Вержболова! Что ново здесь, то там не ново»), но те, кто стремился сделать «как во Франции», «как в Германии» или, в крайнем случае, «как в Польше», в те времена отнюдь не задавали тон (по логике вещей, часть любого авангарда – обыкновенные мародёры, вопрос лишь в том, задают ли они направление движения или тихо пристраиваются к отряду в надежде дождаться своего шанса: почувствуйте разницу). Короче, подлинный авангард идёт по неразведанным территориям, а по чьим-то следам.
Сейчас, спустя сто лет, трудно отрицать, что именно Маяковский – ключевая фигура того, всамделишного авангарда, действовашего на свой страх и риск. Вот в этом качестве он, безусловно, интересен, а об остальном, если угодно, можно и подискутировать. (– Виноват, вы не сию минуту хотите открыть эту дискуссию?, – поинтересуюсь на всякий случай у заведующего (-щей) культотделом нашего пропащего дома. Надеюсь, он (она) понимает мою иронию не хуже своей предшественницы...)
Не сказать сегодня пару слов о «плановом погроме» в Музее Маяковского... нет, это невозможно, уверен. Цитата: «Чулпан Хаматова, а также поэты Евгений Рейн и Сергей Гандлевский 19 июля примут участие в праздничных мероприятиях на Триумфальной площади, посвященных 120-летию со дня рождения Владимира Маяковского, говорится в сообщении пресс-службы Департамента культуры Москвы... После поэтических чтений артисты и зрители мероприятия проведут торжественное шествие к Домику Чехова на Малой Дмитровке, где на время ремонта Музея Маяковского хранятся экспонаты» (http://www.inmsk.ru/summer_events/20130717/366755752.html?fb_action_ids=183526628485366&fb_action_types=og.recommends&fb_source=ticker&action_object_map). Было бы смешно, когда бы не было так грустно: нужно обладать секретом пятого измерения, чтобы разместить экспонаты с Лубянского проезда в нескольких комнатах двухэтажного флигеля на Малой Дмитровке. И нужно быть исключительно эффективным менеджером, чтобы этого не понимать. Между прочим, в комиссию, призванную контролировать демонтаж и «эвакуацию» экспонатов, забыли включить «оппонентов». Как и следовало ожидать, менеджер-биоробот опять соврал. А петицию в защиту Музея (http://www.change.org/petitions/%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%83-%D1%80%D1%84-%D0%BF%D1%83%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%83-%D0%B2-%D0%B2-%D1%81%D0%BE%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%82%D1%8C-%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%83%D1%8E-%D1%8D%D0%BA%D1%81%D0%BF%D0%BE%D0%B7%D0%B8%D1%86%D0%B8%D1%8E-%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D1%8F-%D0%B2-%D0%B2-%D0%BC%D0%B0%D1%8F%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE?utm_campaign=signature_receipt&utm_medium=email&utm_source=share_petition) подписало немногим более 700 человек. И эта позорная цифра наглядно свидетельствует, как мы на самом деле относимся к нашей истории и нашей культуре.

Чтобы не вышло двусмысленности, надо бы добавить вот что. Вряд ли наши якобы-авангардисты (симулякры) хотят сохранить неискажённую память о том, реальном авангарде (понятно, они жалко выглядят на таком фоне), но инициатива разгрома Музея Маяковского, уверен, исходит отнюдь не от них. Судя по всему, тут постарались сами «эффективные»; говорить с ними о памяти? бесполезно, они помнят только то, что заложено в программу. Напоминать о какой-то морали? тем более, бесполезно: «нравственным» для них является лишь то, что служит делу их хозяев.
А если помещения «переформатируют» – значит, это кому-то нужно...
Subscribe

  • Вынужденное

    Алексей Битов (poziloy) Очень не хотелось снова писать про всю эту ковидно-вакцинную вакханалию, но деваться, повторю, некуда. Хотя прекрасно…

  • Мастер, Маргарита и немного футбола

    Алексей Битов (poziloy) « Смотреть матч по телевидению все равно, что изучать животное по скелету. Все вроде бы ясно, а теплого и трепетного…

  • 2021: 1 – 15 ноября

    dik_dikij и poziloy Юрий Клепиков, Геннадий Чихачёв, Виктор Коклюшкин и другие. 1 ноября 2021 года умер кинодраматург Юрий Клепиков – сценарист…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments