dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Просто банан

Алексей Битов (poziloy)

Был такой анекдот – приходит к Фрейду его дочь и спрашивает: «Папа, ты не мог бы расшифровать мой сон?» – «Конечно, дочка. Рассказывай» – «Вот представь: стою я на каком-то балу, подходит ко мне молодой человек и протягивает блюдо. А на блюде – банан, зелёный, недозрелый. Конечно, я отказываюсь» – «Интересно, дочка. А дальше?» – «Дальше подходит человек в годах и тоже протягивает блюдо с бананом. А банан весь сморщенный, перезрелый. Я отказываюсь» – «Так, так, дочка. Интересно. А дальше?» – «А дальше, папа, ко мне подходишь ты, и у тебя на блюде – банан, что надо, в самом соку» – «Ну, что ты, дочка, не забивай себе голову. Это был просто сон».
Так вот, в последнее время все дружно ринулись говорить про кино-и-театр – и «кольтовая» М.Давыдова, и Э.Бояков на gazeta.ru. Но я вовсе не собираюсь обсуждать ни статью Давыдовой, ни интервью Боякова – тем более, что из прочитанного почти ничего не запомнил (за исключением чудо-откровения нашего экс-практика «На самом деле кинорежиссерам совершенно необходимо изучать документальный театр», но тут в значительной степени прав И.Смирнов, предложивший на Фэйсбуке вполне логичное продолжение: «А зоотехникам необходимо изучать летающих коров»).
Короче, мои досужие рассуждения о кино и театре не имеют ни малейшего отношения ни к одному из корифеев отечественной тусовки. Самое обычное совпадение. Просто сон, если угодно.
Начну всё же с кино. Известна фраза С.Эйзенштейна: «Кинематография – это прежде всего монтаж». Монтаж чего? Кадров, надо полагать – как известно, в кино именно кадры решают всё. А можно ли определить театр как искусство монтажа? Вопрос, мягко говоря, спорный, но даже если предположить, будто так оно и есть, монтируются тут не отдельные «атомы», а целые, если угодно, молекулы или молекулярные цепочки, внутри которых существует некая неразрывная последовательность, тогда как в кино любая протяжённость разрывна. Самый простой пример: в кино можно снять проход человека по комнате, а потом смонтировать кадры в хаотическом порядке, а на сцене первый шаг всегда предшествует второму, второй – третьему и т.д.
Более того, сам фильм состоит из кадров; каждый кадр неподвижен; профессия режиссёра состоит именно в том, что всё задвигалось (в сущности, ремесло – ведь непрофессиональная склейка убьёт движение) и завертелось (а это уже искусство). Кстати, характерно, что иногда искусство требует пойти против правил ремесла и «склеить» что-то неправильно, если правильная склейка в данном случае не катит (но не потому, что режиссёр не умеет компоновать кадры правильно). Так вот, кино состоит из неподвижных кадров, как фраза, допустим, состоит из отдельных слов (а подвижными их делает компоновка и интонация, причём не только в устной речи). И кино, и, по большому счёту, литература строятся из кирпичиков; из одних и тех же кирпичиков можно построить и храм, и сортир, и дворец, и конуру. А вот из деталей... Но это только в том случае, если вы имеете дело с кирпичами, а не с готовыми фрагментами (нелепо строить конуру или сортир, если в вашем «строительном наборе» – портик, скажем, или балкон...
Напротив, театр – своего рода, блочное строительство; каждый спектакль складывается (или не складывается) не из отдельных атомов, а как бы из готовых молекул; только эти условные «молекулы» и может смонтировать режиссёр. Кому-то может показаться, будто строить из «блоков» проще, чем из отдельных «кирпичиков», но, боюсь, в том, что называют «искусством» нет таких понятий как «проще» и «сложнее» – только разные технологии, требующие разных специальных навыков, вот и всё.
Такое вот кино. И такой театр.
Нет, попадаются, конечно, индивидуумы, которые запутались в нулях (или в околонолях) и пытаются разложить молекулы на атомы, но и получаются у них в результате не спектакли, а суповые наборы из мизансцен «фаст-фуд», потому как докопаться до «атомов» на сцене технически невозможно (или придётся вырезать части актёров монтажными ножницами, но это чревато весьма длительными сроками заключения).
Блин, намудрил я тут, конечно, но, надеюсь, что кто-нибудь что-нибудь поймёт. Кстати, может быть, потому-то сцены в кино и короче, чем в театре, что из готовых «молекул» длинные цепочки складываются естественнее, чем из отдельных атомов. Нет, исключения, разумеется, возможны, но много ли их, если честно?
И, не исключено, явное отсутствие Чехова в сонме современных драматургов связано именно с тем, что «тусовочный зритель» не способен воспринять длинную сцену – кино (и ТВ) приучили этого зрителя к мгновенной перемене мест, и если сцена затягивается, им овладевает беспокойство.
Может быть, ещё и в этом заключается зловещая роль экранов в нашей, так сказать, жизни? Ну, не должны бы мы, человеки, сами по себе и ни с того, ни с сего настолько отупеть и утратить способность к концентрации...
Во всяком случае, есть такая версия, скажем так.
Subscribe

  • Вынужденное

    Алексей Битов (poziloy) Очень не хотелось снова писать про всю эту ковидно-вакцинную вакханалию, но деваться, повторю, некуда. Хотя прекрасно…

  • Мастер, Маргарита и немного футбола

    Алексей Битов (poziloy) « Смотреть матч по телевидению все равно, что изучать животное по скелету. Все вроде бы ясно, а теплого и трепетного…

  • 2021: 1 – 15 ноября

    dik_dikij и poziloy Юрий Клепиков, Геннадий Чихачёв, Виктор Коклюшкин и другие. 1 ноября 2021 года умер кинодраматург Юрий Клепиков – сценарист…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments