dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Кризис перепроизводства?

Алексей Битов (poziloy)

Помните анекдот? Учительница приходит на урок и объявляет: Дети! Решите задачу. Три одиноких женщины пошли в кафе и выпили на троих две бутылки шампанского, бутылку водки и несколько бутылок пива. Спрашивается: зачем?
Иногда полезно задаться вопросом: зачем?
Вот зачем нужен постмодернизм – понимаю. Хочется сделать хорошую мину при плохой игре. Ну, не умею я провести линию, или попасть в ноты, или создать полноценный образ – значит, остаётся податься в постмодернисты, благо у них ничего уметь не требуется. И мне хорошо, и куратору моему неплохо.
А вот с какого перепоя постоянно раздаются призывы сбросить прежнее искусство «с корабля современности»? И нет ли в этом некоего сермяжного зерна?
Как ни странно, есть.
Мы уподобились Плюшкину: сваливаем все культурные поступления в чуланы-закрома и ни за что не желаем ни с чем расставаться. Что-то гниёт, от него начинает гнить лежащее рядом, амбре стоит такой, что можно безнаказанно навалить кучу в углу – всё равно никто не учует. Если иногда, особенно в нашей части Ойкумены, правительственные ревизоры и потребуют что-то выкинуть, никто не бросится выполнять команду – ревизорам у нас не доверяют и правильно делают. Точно так же не доверяют общественным ревизорам, видят в них очередных Хлестаковых – и тоже правильно делают.
Вместе с водой обязательно выплеснут ребёнка. И потом – решат, например, удалить из подсобки какого-нибудь Глеба Успенского – как наказать тех, кто не послушается, сажать, что ли, на 15 суток или на 20 лет без права переписки? А гвалт какой поднимется сразу! Я вот тут недавно заикнулся, было, что сомневаюсь в литературных достоинствах романа «Доктор Жеваго» – так мне сразу объяснили, что именно такие прыткие, как я, в своё время травили Пастернака, Бродского и Солженицына. И попутно помогли расширить кругозор: оказывается, «Белую гвардию» написал Пикуль, писатель, конечно, тоже ничего, только не того калибра, чтобы сравнивать его с Пастернаком, Маркесом и Хемингуэем. Так что познавательная получилась дискуссия, но я не об этом. Если заклевать готовы на основании одного только подозрения в «ликвидаторских» намерениях – пойди, попробуй что-либо выбросить, мало не покажется.
Как ни странно, к попыткам похерить всё сразу народ более лоялен. Хотя, не исключено, лишь потому, что не воспринимает подобные попытки всерьёз (ну-ну, нашему бы теляти да волка съесть!).
Как обходились раньше? Да что греха таить, проще было. Механизм естественного отбора работал, как швейцарские часы; уцелело, наверное, не всё, что того стоило, но ничего лишнего не уцелело. Начиная от Гомера, хоть какую ревизию проводи. Зато XIX век уже оставил некоторые излишки, XX добавил макулатуры по самое не балуйся, а XXI намерен побить все рекорды. Раньше ведь, как ни крути, не было такой бизнес-машины, бодаться с которой бессмысленно и бесполезно (с Советской властью было попроще, там было куда меньше лично заинтересованных).
Единственное утешение: а вдруг всё как-то само собой наладится? Сто с небольшим лет назад пользовались большим успехом прогнозы о том, что от обилия гужевого транспорта города скоро погрязнут в навозе, никаких дворников не хватит. Выход, однако, нашёлся, причём совсем не там, где его искали. Эх, кабы можно было заглянуть в будущее: знал бы прикуп – жил бы в Сочи. Хотя в свете последних событий эта мудрость, пожалуй, слегка устарела (по крайней мере, до 2014 года лучше держаться от Сочи подальше). Так что, пока суд да дело, остаётся только уповать на то, что там, где есть вход, выход тоже найдётся. Глядишь, потомки ещё посмеются над нашими опасениями, как мы смеёмся сейчас над картинами навозного Апокалипсиса.
Только это не повод закрывать глаза и зарывать голову в песок – если угроза существует, о ней надо говорить без утайки. Фигуры умолчания не помогают.
Искусство хорошо уже тем, что снабжает нас тормозами. Но только при том условии, что мы выбираем исправные тормоза. А определять приходится на глазок, и обилие лишних вариантов (все – со штампами ОТК) многократно увеличивает вероятность ошибки. Глаза разбегаются.
Тем временем гора всяких художеств растёт в геометрической прогрессии. Спрашивается, зачем?
Subscribe

  • Вынужденное

    Алексей Битов (poziloy) Очень не хотелось снова писать про всю эту ковидно-вакцинную вакханалию, но деваться, повторю, некуда. Хотя прекрасно…

  • Мастер, Маргарита и немного футбола

    Алексей Битов (poziloy) « Смотреть матч по телевидению все равно, что изучать животное по скелету. Все вроде бы ясно, а теплого и трепетного…

  • 2021: 1 – 15 ноября

    dik_dikij и poziloy Юрий Клепиков, Геннадий Чихачёв, Виктор Коклюшкин и другие. 1 ноября 2021 года умер кинодраматург Юрий Клепиков – сценарист…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments