dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Круглый стол: острые углы

Алексей Битов (poziloy)

Сегодня и завтра мы вернёмся к теме, обозначенной ещё на прошлой неделе (http://dik-dikij.livejournal.com/768528.html): 22 мая 2013 года, Круглый стол в Мосгордуме «Проблемы и конфликты в столичных учреждениях культуры: случайность или ошибки Департамента культуры города Москвы». Хотим выложить некоторые выдержки из 80-страничной стенограммы. Мы выбрали наиболее характерные, на наш взгляд, фрагменты выступлений; даже там, где речь, вроде бы, идёт о конкретных ситуациях, всё, к сожалению, достаточно типично. Упор мы сделали именно на конкретику; несколько выступлений, если так можно выразиться, «общего жанра», опущены, как класс, в связи с чем приносим извинения «пострадавшим» ораторам. В качестве небольшого утешения – среди «лишенцев» оказался и Ваш покорный слуга (впрочем, так ему и надо).
Итак, выдержки из стенограммы. В некоторых случаях мы (по крайней мере, я) немного расходимся с выступающими, но это нормально, иначе и быть не может.

Депутат Московской городской Думы от КПРФ КЛЫЧКОВ А.Е.
в последний период деятельности нашей исполнительной власти, ее существования, и театральной сферы, и других смежных сфер, к сожалению, приводит к тому, что [мы] вынуждены уже сегодня, проводя различные совещания различного рода в Московской городской Думе, принимая и жалобы, и требования от различных коллективов, выходить уже на более высокий уровень.
И я думаю, что... надеюсь, что наше сегодняшнее обсуждение положит основу в попытке разобраться с тем, что происходит. Потому что управление с точки зрения менеджеров в городе не приводит к тому, что повышается уровень культурного образования, воспитания и уровень культуры, который пытаются насадить в городе. Может быть, я несколько критичен и субъективен в своих оценках, но, мне кажется, тот процесс, который идет в последний год, он как раз-таки дает возможность и основания для подобного рода утверждений...
Жаль, что только депутаты от нашей фракции, фракции КПРФ, пока поднимают эту проблему, пытаются ее перенести на уровень уже Мэра Москвы и на федеральный уровень. Но надеюсь, что с вашей помощью мы во многом, отбросив и политическую часть этого вопроса, будем стараться изменить те подходы, которые существуют сегодня в Правительстве Москвы
.

ДИДЕНКО О.А. («Новая опера»)
К сожалению, так сказать, по недоразумению был принят к нам директор Сибирцев...
Артисты, которые среди нашего театра, так сказать, стояли на более низких ступенях, с точки зрения своих профессиональных возможностей, и занимали ниши, как правило, ролей второго-третьего плана... у нас, кстати, эта система очень объективна, у нас постоянно проходили прослушивания, когда подтверждали свой класс артисты, это была объективная ситуация. Несколько из этих артистов были поставлены
[Сибирцевым] на ключевые посты, то есть заместителем по творческой работе стал режиссер, который, в общем-то, не поставил ни одного спектакля.
Далее. Начальником, который распределяет роли между артистами, соответственно, премии, нагрузки и много чего, стала артистка, которая фактически стояла на грани увольнения, ее супруг также работает артистом в театре и вся нагрузка была распределена между ними.
Еще один артист, успехи которого вызывали большие сомнения, был поставлен на начальника администрации. Вот.
Таким образом, были грамотно распределены ключевые посты, осуществлена поддержка. Люди же недовольные подавлялись с помощью, так сказать, ну, можно сказать так, информационной войны, да, подавлялись и запугивались непродлением контрактов. Наш театр работает по контрактной основе и каждый год мы контракты перезаключаем, поэтому люди в страхе в реальном о том, что с ними не продлят дальнейший контракт.
Начинается дискриминация, то есть сотрудники, сомнения, которых нет в их профессионализме, причем высочайшем, начинают постоянно запугиваться...
эта тенденция, она имеет организованный и общий характер. То, что, мы полагали, что происходит только в нашем театре, оказалось, что происходит не только у нас. В связи с этим очень много вопросов к Департаменту.
Например, вопрос такой.
Вот у нас Департамент культуры организовал постановку в театре оперы Мартынова. На сайте театра выпускается информация о том, что эта постановка готовится, озвучивается, что это делает департамент, и на этом же сайте театра озвучивается то, что опера еще не написана. То есть фактически осуществляется проект, которого еще, на самом деле, в данный момент не существует
.

ЧЕХОВСКАЯ Н.М. (Русский камерный балет «Москва»)
по воле Департамента культуры Москвы театром «Балет "Москва"» уже около года руководит Елена Тупысева [Директор и основатель Международного центра танца и перформанcа ЦЕХ и, к слову, куратор направления «Танец» на «Платформе» К.Серебренникова]... в средствах массовой информации, она говорит: "Цех" существует почти 12 лет, существует на деньги фондов. Еще два года назад мы знали, что прекратится финансирование фонда "Форда" и понятно, что надо сливаться с какой-то государственной структурой или инициировать новую". Это РИА "Новости", 18 июля 2012 года.
Таким образом, нечто под названием "Цех" реализовало намеченную задачу и получило место под государственной кормушкой...
Из интервью Тупысевой еженедельнику "Коммерсант", 25 января 2013 года: "в Департаменте культуры Москвы есть такой список театров, который они хотели бы реорганизовать
".

УСАНОВ С.А. (первый вице-президент Международного союза деятелей хореографии)
Вот, собственно, отношение наших руководителей московской культуры видно, когда их пустые кресла стоят. То есть они просто наплевательски отнеслись ко всему этому, что, мол, вы делайте что хотите, а мы будем делать, что хотим... И если это действительно так, что департамент финансирует коммерческую структуру скрыто, это надо проверить, потому что это тяжелейшее нарушение финансовой дисциплины...
Если на частные они делают, пожалуйста, хотите, что угодно, на ушах стойте. Но это наши деньги, господа. И мы должны это контролировать
.

Депутат Мосгордумы КЛЫЧКОВ А.Е.
позволю себе процитировать, что Сергей Александрович Капков назвал себя не деятелем культуры, на требование Кобзона он сказал – какое отношение к культуре имеется … я не деятель культуры, я патриотичный менеджер.
И когда возникают патриотичные менеджеры на уже существующей базе, которая развивалась в Москве, и вместо нее появляется современное искусство...


ГОРДЕЕВ В.М. (лауреат международных конкурсов, профессор)
Получается так. Поставили кого-то и он занимается самоуправством, делает все, что хочет, пока ему отвели это время. Год, два, три вот ему дали на разграбление, знаете, как после войны. Вот ему дали, он все там сделал, руины полные и ушел. А дальше что?

Депутат Мосгордумы КЛЫЧКОВ А.Е.
Уж простите меня за высокопарность, но просить никто ничего не собирается и не нужно просить барина о том, чтобы он нас с вами увидел и услышал. Мне кажется, на сегодняшний момент у нас есть возможность требовать...
Мне кажется, сегодняшняя форма, даже она во многом улучшена тем, что чиновники не пришли сегодня и мы имеем право гораздо более жестче высказывать нашу точку зрения и требовать ее реализации
.

МАЙОР Г.А. (профессор)
Есть хорошая библейская истина – по делам их суди их. И очень все сразу всплывает на поверхность...
И я хочу сказать нашим руководителям, заканчивая, что подбор шеи, которая крутит головой, - это министр культуры – очень трудная штука, очень серьезная. А мы живем во времена смены поколений. Гигантское количество гениев ушло буквально за последние 10 лет, гигантское. А свято место пусто не бывает. Заскакивают такие капковы, понимаете, и получается вот такая ерунда
.

Заместитель председателя Мосгордумы, главный режиссер театра «Содружество актеров Таганки» ГУБЕНКО Н.Н.
До тех пор, пока в нашей среде не будет настоящей солидарности, пусть коллективные голодовки, не знаю, какой вид протеста, до тех пор нас будут щелкать, и сюда будут приезжать посредственные, если не бездарные иностранные режиссеры...
Я рад этому "круглому столу", мы начинаем объединяться. Но давайте объединяться не только на основе сострадания или критики того или иного руководителя
.

КОРЕНЕВ В.Б. (Московский драматический театр Станиславского)
можно говорить, что певчие птицы стаями не летают, что только вороны сбиваются в стаю, что вот, да, что мы вот разрознены, каждый занимается собой, что искусство – это очень личная штука такая, всё, но беда наша именно в этом, и защищать нас некому. Если бы я услышал голос, скажем, Союза театральных деятелей здесь в защиту театра!..
А кто те, кто решает судьбу? Вот, кто стоит за ними?
Сначала я думал, сначала я думал, по наивности своей, что это просто невежество, нормальное явление для нашего чиновника, они невежды в подавляющем большинстве. Но потом...
мне кажется, что надо создавать московское театральное общество. А? Надо создавать, потому что защиты этой нет. Да. Дальше. Вот что такое конкурсы эти. Кто судьи? Судьи кто?..
говорят какие-то пошлости, говорят: театр может существовать 15 лет. Чушь. Чушь. Умирал Театр Ленинского комсомола, пришел Эфрос – театр возродился. Театр БДТ, пришел Товстоногов – театр возродился. Театр возрождается, как птица Феникс из пепла, когда приходит туда талантливый, энергичный человек с идеями со своими, который любит театр, любит артистов и делает это дело. Это обязательно так
.

БЕЙРАК А.А. (Театр Гоголя)
очевидно, что это не ошибки руководства Департамента культуры, это не случайности, как озаглавлено в теме "круглого стола". Это тенденция...
в случае театра Гоголя это надо говорить просто о том, что это пилотный проект, это был пилотный проект, по которому они отрабатывали все механизмы разрушения стационарного, репертуарного театра городского подчинения...
Капков лично нам сказал на сборе труппы, когда было объявлено о том, что бывший художественный руководитель меняется...: вы не волнуйтесь, ребята, все хорошо, вы первые, как бы, в этом списке, а за вами еще идут 20 театров... И смысл этой концепции, и смысл этого решения был связан вот с чем. Это должны эти стационарные театры закончить свое существование и превратиться в некие, по нашему примеру, в некие центры, да. Не знаю, с невнятным финансированием и с невнятной культурной программой. Это некие культурные, досуговые или культурно-развлекательные центры, в которых будут уживаться вместе и театральные постановки, и музыкальные какие-то процессы. Ну как бы выступления. И какие-то концерты. И кинотеатры, и пивные бары. Ну, как бы и так далее, и так далее. Кстати, и это реализовано. На сегодняшний момент это реализовано в Гоголь-центре по полной программе. Здесь действительно точно также идут и концерты, и открыт ресторан, и идут какие-то театральные постановки отдельные, да. Короче говоря, в старое время это называли ДК культуры, да. Вот как Дворец культуры. Ну, драматический театр здесь не при чем...
драматический театр Гоголя сейчас не существует, никакие здесь не могут быть мнения, какие-то оценки там и так далее. По факту его нет...
И на каждом этапе, на каждом этапе разрушения нашего театра мы получали вранье, аргументированное вранье постоянно со стороны тех людей, которые руководят культурой.
Вопрос – какой смысл в их руководстве? Значит, я как бы предлагаю рассмотреть вопрос о служебном несоответствии гражданина Капкова...
Если говорить, что это, случайность или тенденция... Да это совершенно очевидно, это целенаправленное разрушение государственных театров. Вот и вся история. Чего здесь говорить-то
.

ЗАЙКОВ А.В. (Театр Гоголя)
одной из причин закрытия театра Капков, глава департамента, озвучил то, что сдавали в аренду клуб "Икра", такой был у нас, как это многие театры сейчас сдают часть своего помещения под рестораны. Это была одна из статей обвинения. Вот.
И что на самом деле сейчас вместо театра Гоголя.
Как раз именно в театре Гоголя, внутри помещения театра Гоголя существует полноценная точка общественного питания.
Как известно, ресторанный бизнес в Москве – это одно из самых рискованных предприятий. Но, видимо, на деньги Департамента культуры там риска никакого быть не может. Это сейчас является, вот эта вот ресторанная точка питания, она является в театре единственно постоянно действующей как бы рабочей точкой
[напомню, г.Капков в своё время лично озаботился этим вопросом и настоятельно рекомендовал Серебренникову конкретного «ресторатора»].

ИГУМНОВ Д.Л.
Я представляю образовательные учреждения сферы культуры и искусства, которые... есть школы искусств детские, которые учат всем видам искусства.
Сегодня нас коснулась такая же оптимизация, которая коснулась в свое время общеобразовательных школ...
В Москве объединяют детские музыкальные, художественные школы и школы искусств. Объединение происходит не за счет реорганизации неэффективных школ, как это предусмотрено в Указе Президента, а механически – все школы одного округа в одну большую. Получается или 10, 11 или 8 школ – в одну большую школу.
Высочайшие достижения российской культуры опираются в свою очередь на уникальную многоуровневую систему образования в области музыкального, изобразительного, хореографического, театрального искусства, которая обеспечивает доступность, качество, эффективность подготовки музыкантов, артистов, режиссеров, хореографов, художников, скульпторов, архитекторов и дизайнеров, а также деятелей киноискусства.
Эта система складывалась эволюционным путем более 100 лет... Сохранялась она в самые тяжелые времена России...
В соответствии с распоряжением Правительства 25 августа еще 2008 года эту систему необходимо было сохранить как объект национального достояния. Путин подписал это распоряжение Правительства...
Объединение и оптимизация... школ в одну большую, вероятно, эффективно с точки зрения экономической и управленческой, однако с точки зрения общества это не только неэффективно, но даже разрушительно.
Одной из отличительных особенностей развития системы образования сегодня является переход от государственного к государственно-общественному управлению образованием. Это зафиксировано в законодательстве Российской Федерации... Объединить усилия государства и общества, предоставить педагогам, учащимся и их родителям больше прав и свобод в решении проблем образования является основной идеей этого государственно-общественного управления.
концепция модернизации и развития образования, развивая положения национальной доктрины, предлагает решить в первоочередном порядке задачу развития образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между родителями, преподавателями учреждения и властью. Необходимо расширить участие общества в выработке и принятии реализации правовых управленческих решений. Основой построения образования и политики должно стать социальное партнерство...
Оптимизация слияния музыкальных, художественных школ и школ искусств по всем видам искусств Москвы, проводимая без участия коллективов педагогов, родителей учащихся, анализа с точки зрения общества, является исключительно разрушительной логической ошибкой и отрицательно скажется на достижении основной цели успешного обучения детей искусству.
Сохранение модели вертикального государственного управления образования не просто неэффективно, оно способно привести к гражданскому недовольству, индифферентности, возникновению социальной напряженности...
В соответствии с Конституцией Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение единой государственной политики в области образования. В соответствии с этим мы просим и требуем, чтобы Департамент культуры города Москвы при реорганизации и слиянии школ предусматривал ряд принципиальных критериев. Одним из важнейших критериев является обоюдное желание коллективов педагогов и родителей, а также аргументированное обоснование подобного решения со стороны администрации учреждений и понимание коллективами ожидаемых позитивных изменений. Кроме того, обязательным является открытое обсуждение вопросов реорганизации на официальных сайтах реорганизуемых образовательных учреждений.
Рассмотрение Департаментом культуры вопросов реорганизации учебных заведений возможно лишь после решения управляющих советов таких учебных заведений.
В случае если необходимые документы будут поданы в Департамент культуры, то процедура оформления нормативно-правового акта будет осуществляться в соответствии с представленными решениями, родительской и педагогической общественности...
Давайте объединять усилия. Действительно политика не выдерживает критики государственная. Она в данном случае даже Департамент образования, Исаак Калина, руководитель его, не пошел на такое нарушение закона, как это делает Департамент культуры. Он предусмотрел о том, что участие родителей и общественности будет, безусловно, иметь место
.

На сегодня – более, чем достаточно.
Но осталось меньше половины отобранного материала. Правда, ненамного меньше. К сожалению...
Subscribe

  • Вынужденное

    Алексей Битов (poziloy) Очень не хотелось снова писать про всю эту ковидно-вакцинную вакханалию, но деваться, повторю, некуда. Хотя прекрасно…

  • Мастер, Маргарита и немного футбола

    Алексей Битов (poziloy) « Смотреть матч по телевидению все равно, что изучать животное по скелету. Все вроде бы ясно, а теплого и трепетного…

  • 2021: 1 – 15 ноября

    dik_dikij и poziloy Юрий Клепиков, Геннадий Чихачёв, Виктор Коклюшкин и другие. 1 ноября 2021 года умер кинодраматург Юрий Клепиков – сценарист…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments