dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Categories:

О том, что мы можем, а чего нет, часть 2

Алексей Битов (poziloy)

Напомню для начала... нет, не два важных правила, как завещал Хайям (завтра как раз исполнится 965 лет со дня его рождения, но о правилах – чуть позже), а всего лишь тот странный факт, что в финал «Конкурса конкурсов» попал «Закон» М.Дурненкова, написанный по рассказу А.Саморядова и П.Луцика «Сказка о том, что мы можем, а чего нет». Но сегодня речь пойдёт о других финалистах.

М.Зелинская, «Как живые». Ничего не понял, из не очень связных обрывков пазл как-то не сложился. Возможно, это – очередная заявка на киносценарий, о пьесе по-любому говорить не приходится, это видно невооружённым глазом («Надя стоит у двери квартиры Саши, она убийственно грустная, это видно невооружённым глазом»). Ещё парочка ремарок: «Инна говорит странно. Тянет фразы, мимика и жесты у неё такие интересные. Настя не слушает, смотрит на это человеческое дерево, распустившее ветви»; «Настя и Саша стоят у двери... Оля не пускает. Соседи прильнули к дверям и слушают, впитывают». Плюс действие, скачущее туда-сюда даже в пределах одной сцены. Плюс персонажи, сказать о которых «как живые» было бы большим преувеличением; скорее, они вырезаны из картона. Или, возможно, из упоминаемого в тексте ватмана. Увы...

М.Крапивина, «Болото». Тут у меня два вопроса – смысл и жанр. Смысла, честно говоря, не вижу – «чернуха» из жизни насекомых, где трахаются (или собираются потрахаться), квасят и убивают по пьяни. А автор брезгливо, типа, наблюдает за этим со своего облака. Уже перечень персонажей весьма характерен: тут и полицаи при немцах (зачем-то), и современный полицай, который ещё хуже, и некий священник, который и вовсе хуже всех. Плюс, понятно, работяги-алкаши. «Картинки с выставки» и персонажи издалека (известно же, что внутри у них ничего нет, копаться незачем). Правда, картинки тоже странноватые: отечественный полицейский Олег и тачки на трассе проверяет (в одиночку), и убийство собственной дочери расследует (он сам же её и убил, но с помощью бутылки от шампанского заставляет некоего Василия, только что на наших глазах по пьяни зарезавшего своего брата, взять вину на себя, до кучи). Да, перед этим (и тоже на наших глазах) Отец Леонтий (который хуже всех) заставил Олега стать раком и засунул ему в задницу – нет-нет, не бутылку от шампанского, а нечто иное («пинцетом запихивает в анус Полицейскому личинку»). Личинка ли во всём виновата, или радиация чернобыльская (возможно), или гены немецких пособников (тоже возможно), или всё вместе, кто ж его знает. Но я не испугался, потому что не слишком поверил в «трёхмерность» предлагаемых персонажей.
Теперь о жанре. Пока автор сидит на своём условном облаке, получается дальний план, не театральный («По трассе едет тонированная дорогая черная иномарка последней модели, скорее всего джип, Лексус»), а приблизиться к происходящему автор боится. А иногда – то ли крупный план, то ли издалека померещилось... короче, у персонажа (чаще всего у Олега, но не обязательно) «голова откидывается, как крышка сундука. Из шеи вылезает личинка, похожая на огромного опарыша». И эта личинка произносит какой-нибудь монолог («В пьесе цитируются материалы из Интернета, произведения: Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, А.С. Пушкина, И.-В. Гёте, Библия, Рене Жирара «Насилие и священное»»); в роли цитирующего – конечно, личинка.
А в целом – киносценарий про папуасских каннибалов, к которым лучше не приближаться. Автор этого и не делает, на всякий случай.

М.Курочкин «Травоядные». Представьте себе повара, который, вроде бы, умеет готовить, но никаких продуктов у него нет, одних приправ немного осталось. И вот приносят вам из кухни тарелку, а на тарелке – капля одной приправы, щепотка другой, и ничего больше. Сможете пообедать? Приятного аппетита, коли так. Ну, аналогия ясна, надеюсь: то, что в той же «Кухне» было маленькими порциями приправ, зачем-то попыталось прикинуться самостоятельным блюдом. Да и без шуток на уровне начальных классов не обошлось («Монголоид выпил, окосел»).
Больше тут, простите, и говорить не о чем.

Л.Стрижак, «Кеды». Не читал раньше этого автора, но видел в Сети ехидно цитируемые отрывки из некоего действа по её сценарию на открытии т.н. «Гоголь-центра». Честно говоря, ожидал чего-то неимоверно ужасного. Но нет, не всё так однозначно. Впрочем, первые две трети текста не столько ужасают, сколько вызывают скуку: мелькают то Ю.Клавдиев, то В.Сигарев, то чуть ли не, извините, П.Пряжко (картонные монстры, они же «взрослые»). Энергетики в тексте не ощущается никакой. Тут, кстати, позволю себе некое отступление. И.Вырыпаев в недавнем «снобском» интервью упомянул текст белорусского автора П.Рассолько: «Рассолько придумал захватывающую, интересную историю. При этом он сделал очень классный текст – «Красная птица». Надеюсь, что благодаря нам его заметят. Очень хочется, чтобы на него обратили внимание Угаров, фестиваль «Любимовка»» (http://www.colta.ru/docs/20997). Про Угарова не буду, а вот «Красную птицу» читал и в восторг, в отличие от Вырыпаева, не пришёл, но... «Кеды» (именно в первой, условно говоря, части) просто напрашиваются на сравнение с «Красной птицей» (персонажи, по идее, похожи), причём «киношности» у Стрижак не меньше, чем у Рассолько, а остальное – явно в пользу «Птицы»: там поживее, поэнергетичнее, диалоги не такие затёртые. Те, за кем Стрижак как бы следует, сами весьма вторичны, а у неё и вовсе выходит ксерокопия с ксерокопии. И так – целых 20, не знаю, чего – картин? сцен? эпизодов?
А вот потом – любопытный кусок: чуть ли не впервые я увидел, как «новые» персонажи пытаются понять и объяснить что-то в самих себе, причём, что называется, без дураков. Вот, к примеру, главный герой, Гриша.
«Я боюсь будущего. Глядя на наших родителей, я вижу, какое оно будет, и я его таким не хочу. А вдруг оно таким не будет – этого я тоже боюсь. И оттягиваю момент до последнего, все равно будет конец света, так я лучше повеселюсь».
«Самовыражаться – это интересно. Правда иногда мне кажется, мне нечего добавить этому миру, не потому что уже всё есть, а потому что я пуст. Скажете, комплексы и страхи? А иногда мне кажется, что все это просто не поймут, да и кому это надо.
Быть понятым, конечно, не самоцель. Но очень бы хотелось.
Быть кем-то нереально. Прикладывание усилий не стоит того. Быть собой? Вот я есть, и вам не нравлюсь
».
«Вопросов-то не много, ответы все вот так на поверхности. Все известно, давно очевидно. Знаю всё. А что я чувствую? А чувствовать я боюсь, вдруг всё окажется не так, как я знал?».
«Страхи. Да, страхи. Боюсь не понравиться. Боюсь понравиться, создав не то впечатление. А че мне нравиться? Я обычный, я даже хуже многих. Боюсь оказаться лучше, чем есть. Боюсь соответствовать, начать оправдывать ожидания – это адская гонка. Боюсь не оправдать. Окажется, что все были правы».
«Я боюсь одиночества. Один я ничего не смогу, ведь я ничего не умею. Я не умею жить. Как-то все просто получается. Смысл жизни в том, чтобы ее прожить. В борьбе за свои права, за комфортные условия, за то, чтобы делать то, что я хочу. А я уже делаю то, что хочу».
Это – такая специальная врезка, «Интервью». Сценически, на мой взгляд, не структурировано никак, но, в конце концов, можно что-то сделать из такого материала, надо полагать.
И продолжение темы – в картине (сцене, эпизоде) 22. Второй герой, Миша в «Интервью» роняет фразу «вся проблема в том, что я не могу быть один», а тут Гриша подхватывает : «Я понял ночью, почему мы все ведем такой образ жизни. Не можем без других людей. Вот почему лучше тусить, чем нет». Тут на одну деталь хочу обратить особое внимание: в самом начале (картина-сцена-эпизод 2) есть такой диалог:
«ГРИША. Лучше ничего не есть – чем есть, что попало. И лучше быть одному, чем...
МАМА. Ага-ага. Только голодные дети блокадного Ленинграда тебя не поняли бы.
ГРИША. Они бы не меня не поняли, а Омара Хаяма. И не надо, блокада – это крайность
».
Остаётся вспомнить, на что ссылается Гриша: «Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало, Два важных правила запомни для начала: Ты лучше голодай, чем что попало ешь, И лучше будь один, чем вместе с кем попало!». Получается, из 4 строчек рубаи наш герой запомнил только первые три, а четвёртую упустил как-то либо интерпретировал с точностью до наоборот («лучше тусить, чем нет»). Такой вот «недо-Хайям» получился – уж не знаю, есть ли тут тонкий (слишком тонкий) замысел автора или случайно получилось, но суть-то от этого не меняется.
Увы, Стрижак хватило ненадолго, концовка съехала на актуальный парафраз «очень своевременной книги» «Мать» (Миша попадает под ОМОНовскую «раздачу», и Гриша не может остаться в стороне). И тем не менее, в тексте есть, за что зацепиться, хотя отнести «Кеды» к «лучшим пьесам года» – явный перебор, чего уж там.

О Стрижак, повторю, я до этого хоть что-то слышал, а ещё три автора из шорт-листа (А.Бикетов, П.Бородина, Т.Юргелов) были для меня совсем незнакомыми именами. О них – отдельно, в третьей части. Скорее всего, в понедельник.
Выходные – они, говорят, не для того предназначены...
Subscribe

  • 2021: 23 – 31 августа

    dik_dikij и poziloy Прощаемся с летом. 23 августа 2021 года умер Гоча Ломия. « Ломия... знаком советскому зрителю по своему экранному дебюту – в…

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments

  • 2021: 23 – 31 августа

    dik_dikij и poziloy Прощаемся с летом. 23 августа 2021 года умер Гоча Ломия. « Ломия... знаком советскому зрителю по своему экранному дебюту – в…

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…