dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Categories:

Предстартовое

Алексей Битов (poziloy)

Всё, «Конкурс конкурсов».
Начну с общих, типа, выводов. Нет, прочитал я пока не всё, осталось ещё 2 текста (из 12), но закономерности подметить несложно – тем более, нет тут ничего нового или неожиданного. В сущности, практически все тексты (10, за вычетом «Спасти камер-юнкера Пушкина» и «На солнечной стороне норы») – скорее, киносценарии, нежели пьесы: сцены зачастую рассчитаны на крупный план, они короткие, места действия меняются калейдоскопически. Скажете, это и есть «современная пьеса»? Отнюдь, чаще всего – показатель картонности персонажей: сами они не ходят, а таскать их по сцене волоком тяжело (даром, что картонные). У меня много претензий к Н.Коляде как драматургу, но обратите внимание, сколько длится у него одна сцена... прямо скажем, не полторы страницы.
И потом, антураж. В кино такой проблемы нет: выключил камеру, поменял декорации – и снимай следующую сцену в новом интерьере. А в театре? Те же трансформеры, между прочим, делают сценическое действо ещё условнее; может быть и такое, конечно, но как это сочетается с утверждениями об отказе от театральности? С точностью до наоборот, разумеется, что бы там ни говорили сценические «документалисты».
Мало того, бросается в глаза ещё одно несоответствие: место действия во многих случаях прописывается весьма тщательно, в деталях, а оно и нужно-то на одну сцену в те же полторы страницы. Понятно, никакой постановщик следовать «заветам» автора не станет, так на хрена козе баян? Похоже, ребята хотят, чтобы всё у них было, как у больших, но не знают, что с этой штукой делать.
Тем более, если эти сценарии так или иначе попадают в руки современных «режиков», от текста порой остаются лишь рожки (название) да ножки (фамилия автора). Не акценты поменялись (что иногда вполне допустимо), а появились другие линии, а то и другие персонажи. На афише – бычки в томате, а в банке – икра кабачковая, зато надпись на банке сохранилась в первозданном виде. И ведь не со всеми авторами это проходит, иногда текст начинает сопротивляться, и режиссёр с автором устраивают нечто вроде схватки сумоистов – кто кого выпихнет за пределы сцены. Сопротивляется, понятно, живой текст, с картонным справиться проще, его и нафаршировать можно чем угодно – картону без разницы. Какая разница картонной упаковке, обувь в неё положили или бананы? Может быть, именно поэтому в чести у тусовочных отборщиков – неживые, картонные тексты? Или те же киносценарии, которые всё равно надо адаптировать к сцене, а под видом «адаптации» можно заменить всё, что угодно? Ну, а некоторые авторы, что называется, на всё согласны, как в анекдоте про попугая, готового попасть за бугор хоть тушкой, хоть чучелом. Поймите правильно, это отнюдь не ко всем финалистам «Конкурса конкурсов» относится, но и такие есть.
Понятно, авторы в большинстве своём отнюдь не будут обрадованы моими «отзывами», и я буду в очередной раз предан негласной анафеме как злодей и людоед. Хотя, если подумать, претензии тут надо не мне предъявлять, а тем, кто вытащил на свет Божий тексты, далеко не всегда для этого подходящие, прямо скажем. Ничего, не привыкать, у нас это часто: если король оказался не вполне одетым, виновата не свита, превозносившая наряд Его Величества, а невовремя подвернувшийся мальчик, не догадавшийся закрыть глаза. Не страшно, пусть будет мальчик, в девочки я точно не гожусь.
И ещё один важный момент. Действие целого ряда текстов-финалистов происходит то ли на Луне, то ли на Марсе, то ли в безвоздушном пространстве, и проживают там не люди, а кое-как сколоченные гуманоиды (их даже симулякрами не всегда назовёшь). Можно, конечно, попробовать оживить их волшебным порошком, но где ж его взять? не каждому так везёт, как столяру Урфину Джюсу. Его дуболомы даже маршировали сами, а эти несчастные создания лежат штабелями и не могут самостоятельно сделать пары шагов. А идентифицировать себя с такими неподвижными и слабочеловекоподобными решительно невозможно, и тексты получаются не о нас, а стало быть – ни о ком.
Но это я уже по кругу пошёл. Хватит. Пора по самим текстам пробежаться. Завтра и стартуем.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Вынужденное

    Алексей Битов (poziloy) Очень не хотелось снова писать про всю эту ковидно-вакцинную вакханалию, но деваться, повторю, некуда. Хотя прекрасно…

  • Мастер, Маргарита и немного футбола

    Алексей Битов (poziloy) « Смотреть матч по телевидению все равно, что изучать животное по скелету. Все вроде бы ясно, а теплого и трепетного…

  • 2021: 1 – 15 ноября

    dik_dikij и poziloy Юрий Клепиков, Геннадий Чихачёв, Виктор Коклюшкин и другие. 1 ноября 2021 года умер кинодраматург Юрий Клепиков – сценарист…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments

Recent Posts from This Journal

  • Вынужденное

    Алексей Битов (poziloy) Очень не хотелось снова писать про всю эту ковидно-вакцинную вакханалию, но деваться, повторю, некуда. Хотя прекрасно…

  • Мастер, Маргарита и немного футбола

    Алексей Битов (poziloy) « Смотреть матч по телевидению все равно, что изучать животное по скелету. Все вроде бы ясно, а теплого и трепетного…

  • 2021: 1 – 15 ноября

    dik_dikij и poziloy Юрий Клепиков, Геннадий Чихачёв, Виктор Коклюшкин и другие. 1 ноября 2021 года умер кинодраматург Юрий Клепиков – сценарист…