dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Categories:

Сама садик я садила...

Алексей Битов (poziloy)

И по ту, и по эту сторону речки Стикс мало найдётся знатоков, способных что-либо добавить к рассуждению Паллада Александрийского, которое на русский обычно переводят так: Всякая женщина – зло; но дважды бывает хорошей: / Или на ложе любви, или на смертном одре. Всё же дополнить рискну, не по-гречески и не по-детски: не вполне уверен, что, ковырнув пальцем русского, найдёшь татарина (есть у нас такие края, куда не ступала нога ордынца), а вот под женской оболочкой очень часто скрывается ведьма. А ведьмы сейчас готовятся к своему фестивалю – Вальпургиевой ночи, и лучше не отвлекать их от боевой, политической и прочей подготовки к этому мероприятию. Готовятся к нему и некоторые особи мужского пола (Бафомет, в частности), поэтому ни женщин, ни мужчин сегодня трогать не следует.
Лучше начать разговор о каком-нибудь уже минувшем фестивале. Например, о «Золотой маске». Сразу же прошу учесть, что я далёк от параллелей между «Маской» и Вальпургиевой ночью – в первом мероприятии участвует самый разный народ, а ко второму допускаются, как мы знаем, только избранные.
Собственно, о самой «Золотой маске» почти ничего говорить не собираюсь – пусть это делают те, кто в теме. Остановлюсь только на двух, так сказать, аспектах: одной из номинаций и одном из откликов. И то не сегодня, потому что – см. выше.
С драматургами безопасней как-то – они у нас, как правило, не летают, так что ни до какой горы, будь то Блоксберг или Олимп, добраться им явно не суждено, сколько ни готовься. А на «Золотой маске», напротив, выделили специальный уголок – «Конкурс конкурсов» в программе «Новая пьеса». И при уголке этом есть свой, типа, Первый отдел, где выписывают пропуска, как же иначе? «Партнерский проект «Золотой Маски» и Театра.doc направлен на поддержку и развитие современной драматургии в России, на привлечению театров страны к новым именам, языку и темам. Вопросы, которые поднимаются в новых театральных текстах, касаются серьезных как художественных, так и общественно значимых проблем. Поэтому проект «Новая пьеса» стал одним из приоритетных направлений деятельности организаторов Фестиваля «Золотая Маска».
В программе «Новой пьесы» – российские и зарубежные спектакли, читки пьес, спектакли, семинары, обсуждения.
Специальный проект «Новой пьесы» – драматургический «Конкурс конкурсов», в котором участвуют лучшие пьесы сезона
» (http://www.goldenmask.ru/proj.php?id=128).
Кому же в этом Первом отделе выдают пропуска? «Конкурс в рамках «Новой пьесы» опирается на шорт-листы важнейших конкурсов и премий русскоязычной драматургии – от «Евразии» до «Любимовки». У каждого из этих смотров есть свое лицо, свои фавориты и своя идеология. Из двенадцати лучших текстов сезона 2012-2013 жюри выберет трех победителей» (http://www.goldenmask.ru/spect.php?id=964&hidenom=1). То есть сначала отделяют чистых от нечистых (важнейших от не важнейших), а потом на это опираются (как говорится, дайте мне точку опоры...).
Честно говоря, на что опирались «эксперты», когда номинировали «Закон» М.Дурненкова и «Травоядных» М.Курочкина, я так и не нашёл. Курочкин, правда, отметился на режиссёрской лаборатории со странным названием «ON.ДРАМА. Тексты от Любимовки» (почти по Ленину, с большевистской прямотой: «Пока народ безграмотен, из всех <конкурсов> важнейшими для нас являются <Любимовка, Любимовка и ещё раз Любимовка>); впрочем, в таких лабораториях обычно нет шорт-листов, но кто ж его знает. А с Дурненковым-младшим – ещё и закавыка другого рода: если верить подзаголовку, это всё-таки инсценировка («по рассказу Алексея Саморядова и Петра Луцика «Сказка о том, что мы можем, а чего нет»»), а инсценировки допускают не ко всякому конкурсу, но опять-таки хрен их там знает.
Ладно, проигнорируем (до поры, до времени) эти два текста, допущенных в «узкий круг», предположим, по партийной квоте (помните, были у нас когда-то народные депутаты от КПСС и ряда других организаций). А остальные десять откуда взялись? Из шорт-листов, факт, но интересно, из каких?
Немного статистики, как же без неё. 5 номинантов отобраны, понятное дело, с «Любимовки»: «Тихий шорох уходящих шагов» Д.Богославского, «Как живые» М.Зелинской, «Болото» М.Крапивиной, «Кеды» Л.Стрижак и «Концлагеристы» В.Шергина. Там же участвовал и П.Пряжко – правда, во внеконкурсной программе, но в данном случае формальности соблюдены, «белорусское чудо» (в перьях) засветилось в шорте на другом конкурсе. Итого (не считая «партквоты») – 6 номинантов из 10. Неплохо представлена и «Текстура», ориентированная, если кто не в курсе, на ту же тусовку: из её шорта в шорт «Конкурса конкурсов» перекочевали 4 автора (Крапивина, Стрижак, Пряжко, Шергин). Причём (по странному совпадению) в шорте «Текстуры» значилось 7 текстов, а в «масочники» попали 4 любимовских (из 4) и 0 не-любимовских (из 3). Так, какие у нас ещё конкурсы есть? «Евразия» представлена 3 шортниками, и среди них – снова знакомые лица (Зелинская и Шергин). Правда, с «Евразии» отобрался ещё и «Молдаванин» А.Бикетова, на Любимовке не засветившийся; вот вы говорите, междусобойчик, а тут, как-никак, «Партнерский проект «Золотой Маски» и Театра.doc»...
Впрочем, и другие конкурсы не обидели, нашли ещё аж 3 текста, достойных встать рядом с «любимовцами»: «Здесь живет Нина» П.Бородиной и «Спасти камер-юнкера Пушкина» М.Хейфеца (с «Действующих лиц»), а также «На солнечной стороне норы» Т.Юргелова («Лаборатория современной драматургии» под эгидой Омского академического театра драмы). Неудобно всё-таки, чтобы только «Любимовка» да примкнувшие к ней «Текстура» с «Евразией»...
Представляете, что будет, если утверждённая г.Чуровым Государственная Дума вдруг выберет своим председателем кого-нибудь не того? А на сей раз получилось именно так: Гран-при – Михаил Хейфец, «Спасти камер-юнкера Пушкина»; Первая премия – Павел Пряжко, «Три дня в аду»; Победитель интернет-голосования – Дмитрий Богославский, «Тихий шорох уходящих шагов». И у вождей «новой драмы», увы, не хватило ума промолчать, они сразу же предали жюри анафеме: как посмели? почто нашего Пряжко обидели? почему, условно говоря, Дурненкову-младшему ничего не дали? Г.Угаров лично объявил «Камер-юнкера» «старой» пьесой и, как обычно, не угадал ни одной буквы: фокус в том, что текст Хейфеца, как к нему ни относись, по сути своей экспериментален (в отличие от некоторых других номинантов, старавшихся соответствовать некоему «стандарту»). Если очень грубо, Хейфец попытался рассказать в манере Гришковца некую историю, только не «бытовую», а, типа, литературную. Мне этот эксперимент особо удачным, честно говоря, не показался – читал я у Хейфеца и получше вещи, а здесь он в задуманный жанр «монорассказа», на мой взгляд, не уложился. Не готов пока судить, были ли в отобранной дюжине тексты получше, но уж точно не угаровский любимец Пряжко, на очередной недоопус которого я уже откликался, и будет с него (http://dik-dikij.livejournal.com/714447.html). Кстати, на недавнем вручении премий победителям «Действующих лиц» Угаров снова воспел «Солдата» как чуть ли не лучшую пиесу всех времён и народов – понятно, что может быть краше любимого Паши? Любовь зла, хотя, были времена, столь же мощными «пиесами» был исписан вдоль и поперёк каждый забор. Но это всё – инсинуации злопыхателей, а тут, видите ли, обидели мальчика, дали только первую премию... Такая вот эпидерсия, знаете ли – недостаточно пылко поцеловали местное божество в укромное место.
А Вальпургиева ночь тем временем надвигается... Короче, на сегодня достаточно.
Более, чем.
Subscribe

  • 2021: 23 – 31 августа

    dik_dikij и poziloy Прощаемся с летом. 23 августа 2021 года умер Гоча Ломия. « Ломия... знаком советскому зрителю по своему экранному дебюту – в…

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments