dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Categories:

Понемногу ни о чём

Алексей Битов (poziloy)

В связи с постом «О любви» один из комментаторов написал: «Ранний Гришковец – до "Дредноутов" включительно – ничему дурному не учил». Давайте вынесем за скобки вопрос о Гришковце (он ведь сам себе Гришковец); поговорим лучше о подходах. Учит ли чему-нибудь искусство и должно ли оно это делать, вот в чём вопрос.
Допустим, цель искусства – обучение. Хорошо, тогда оглядимся вокруг – и нам придётся признать, что это самое искусство со своей задачей не справилось. Следовательно, старые авторы сплошь профнепригодны, и их надо немедленно уволить. Получается, правы ребята из «новой драмы»: сто лет все смотрели Чехова и Островского, а ничего так и не изменилось. Единственный выход – начать всё с нуля (или хотя бы около нуля).
Иными словами, допустив, что искусство чему-то должно учить, мы быстро доходим до полного идиотизма. В математике этого достаточно, чтобы счесть исходное утверждение неверным. В жизни всё сложнее, линейная логика работает далеко не всегда. И, тем не менее, факт остаётся фактом.
Как известно, история учит только тому, что она ничему не учит. Боюсь, Клио в кругу сестёр вовсе не одинока, все они – одного поля ягоды (ну, может быть, кроме Урании). Так что не учёба у нас получается, а музозвонство какое-то.
Ладно, кроме шуток. Великая заслуга искусства не в том, что оно обеспечивает какой-то прогресс, а в том, что человек благодаря ему всё ещё не утратил человеческий облик – вернее, утрачивает его медленнее, чем этого следовало ожидать.
Борьба за существование вида требует расширения горизонта; едва необходимость такого расширения отпадает, стимул к дальнейшему познанию исчезает. Фундаментальная наука хотя бы в перспективе обещает прикладные результаты, а от искусства видимого проку, как с козла молока. Максимум, дальнейшее самоусовершенствование вида, вот только наиболее влиятельной части человечества дальнейший видовой прогресс уже ни к чему, поскольку им и так хорошо. Современный человек чересчур изнежен, чтобы задумываться о биологической перспективе. Мы, пожалуй, превратились в рантье – живём на проценты с достижений прошлых поколений.
Современный человек как биологический вид, в немалой своей части избавленный от борьбы за существование, вместе с тем утрачивает и необходимость самоидентификации.
Изменился и социальный состав, всё больше людей имеют свободный досуг, и всё больше людей не знают, чем себя занять. Избыток первых порождает специфически-выборочный спрос, а немалая часть вторых начинают заниматься, как они полагают, творчеством, соблазнившись лёгкостью мнимого успеха и простотой его достижения (учиться, по их мнению, тут нечему, сразу садись и твори).
Рост спроса, понятно, произошёл из-за увеличения числа неподготовленных читателей и зрителей; иногда они хотели успокоить нервы, а иногда – выплеснуть неизрасходованный адреналин. Рафинированное искусство никак не реагировало на изменение конъюнктуры, оно решало свои задачи. А поскольку свято место пусто не бывает, для удовлетворения новых потребностей возникло искусство массовое. Ну, об этом я писал месяц назад; пост так и назывался – «Кроме шуток»: http://dik-dikij.livejournal.com/65000.html. Так что на сей раз лучше подойти к теме массового искусства, так сказать, с другой стороны.
Поначалу оно держалось скромно, знало своё место. А потом кукушонок огляделся, счёл, что в коммуналке ему тесновато, и стал захватывать один уголок за другим. Вот однажды дело и дошло до самой светлой части гнезда, где беспечно поживал законный владелец… Отдадим должное нашему кукушонку: он сообразил, что с бухты-барахты туда лучше не соваться, нужно какое-никакое обоснование – типа, интеллектуальная составляющая. Тут и возник постмодернизм.
Что роднит постмодернизм с массовым искусством и одновременно противопоставляет его искусству подлинному? Главный признак – всё не всерьёз, и материал (сойдёт всё, что подвернётся), и объект (оригинал подменяется копией, муляжом, как они выражаются – симулякром). Короче, авторы не отвечают за базар.
Вы не обращали внимание, насколько автору трудно скрыть своё собственное неверие в героев и происходящее с ними? Не проще, чем спрятаться от мороза за фиговым листком; лист бумажный прячет не лучше, а электронный – тем более. Понятно, что авторы мыльных опер не верят себе ни на грош, но и постмодернисты не верят тому, о чём пишут, в не меньшей степени. А многие из них даже демонстративно подчёркивают «невсамделишность» происходящего. Тут Пелевин абсолютно солидарен с Карлом Маем или неведомыми мне создателями Ната Пинкертона.
Когда-то Корней Чуковский написал статью "Нат Пинкертон и современная литература", где сравнивал потребителя подобной печатной продукции с дикарём-готтентотом. Не понимаю, чем провинились готтентоты, так что воспользуюсь лучше названием другого племени. Есть рядовые йеху, для них литература - это про Пинкертонов и Виннету, в лучшем случае – про Анжелику. А есть йеху-интеллектуалы, они презирают пинкертонизированное и виннетуированное быдло, им подавай какие-нибудь "Записки людоеда", или "Панораму из очка", или – последний писк – роман о том, как автор пишет роман о том, как он пишет роман. Короче, всякую фигню с манекенами в главных ролях. Наши Мани и ихние Кены в восторге от этого царства мнимости – зомби радуются, когда кругом мертвечина.
Вот и получается, что постмодернизм есть неотъемлемая часть именно массового искусства, только рассчитана эта часть на элиту племени йеху - копролалов, копрофагов и .... Ну, и ещё – на "обманутых вкладчиков", которые клюнули на рекламу быстрого интеллектуального роста.
Если этих вкладчиков оказалось достаточно много – а их, прямо скажем, совсем не мало – значит, никто ничему человечество не научил. Почему бы не сделать крайним то самое искусство?
На самом деле, искусство, конечно, влияет на состояние рода человеческого, но только в совокупности со многими другими факторами. Из этих составляющих и образуется некая равнодействующая, и она действительно направлена куда-то не туда. Однако возьму на себя смелость утверждать, что виновато в этом вовсе не искусство. Более того, искусство в этом сложном сплетении выполняет, можно сказать, роль противовеса, удерживающего человека от падения в пропасть. Этот противовес – не единственный, ту же функцию, в сущности, выполняет религия. К сожалению, в современном мире религию нередко подменяют гнилыми эрзацами, успешно на ней паразитирующими (сюда я отношу и тоталитарные секты тоже). С искусством, в принципе, происходит то же самое.
Так что не надо обвинять искусство в том, что оно нас ничему не научило или плохо обучило. У него другие задачи – расширять горизонты. Как только человек удовлетворится достигнутым и откажется от дальнейшего движения, мы обречём себя на вымирание как вид. Мне лично этого не хотелось бы – жалко внуков и их потомство.
Тем более не следует отпускать противовес. А от тех, кто призывает это сделать (отпустите, мол, а мы вам новый повесим, с симулякром вместо груза) – от таких доброхотов разумнее всего отбиваться ногами.
Какими бы гуманистами мы ни были.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Год назад: 2020, 1 – 7 сентября

    dik_dikij и poziloy Воспоминания вслед. В первый день прошлой осени ушли Крапивин, Клюев и Печерникова. А закончилась та первая неделя смертью…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments

Recent Posts from This Journal

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Год назад: 2020, 1 – 7 сентября

    dik_dikij и poziloy Воспоминания вслед. В первый день прошлой осени ушли Крапивин, Клюев и Печерникова. А закончилась та первая неделя смертью…