dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Category:

Любителям бесплатного сыра посвящается

Алексей Битов (poziloy)

Давненько у нас тут ничего о политике не было – можно сказать, с жаркой (по нашему ледниковому климату) зимы 2011/2012.
И сегодня, честно говоря, не будет. Но совсем без политики не получится, как это ни прискорбно.
Судят Навального. Понятно, всегда найдутся доверчивые люди, они поверят, что он и впрямь украл лес, а также тайгу, тундру и солёный Тихий океан. А если включить логику? Дело раскручивали несколько лет, закрывали, потом снова открывали по команде свыше; если бы что-нибудь нарыли, понятно, давно зацепились бы. А так – обвинения строятся на показаниях человека, в обмен на эти показания получившего условный срок. Какие ещё могут быть вопросы? На нашего подследственного (и трудно его в этом упрекать), если кому-то очень захочется, можно так надавить, что он покажет: Навального ещё в Смутное время на его глазах завербовала польская разведка. Понятия не имею, может, за Навальным и есть какие-то грехи, но к нынешнему суду они никакого отношения не имеют.
А один из подследственных по «делу 6 мая» показал, что беспорядки затеял грузинский олигарх. Не совсем верно: на самом деле, беспорядки затеяли тау-китянские олигархи, которые хотели въехать в Кремль на галапагосских черепахах. Да и всё «дело 6 мая» – очевидная липа, а среди тех, кто задержан по этому «делу» есть, насколько известно, люди, которых в тот день вообще не было на Болотной, а есть и такие, чьё участие в столкновениях (повторю, спровоцированных властями, но, увы, часть демонстрантов, сравнительно небольшая, на эту провокацию повелась)... так вот, среди обвиняемых есть люди, не имеющие никакого отношения к предъявленным им обвинениям, и это тоже понимают все, кроме слепых («портянки» не в счёт).
Двумя громкими «делами», как мы знаем, действия властей против оппозиции не исчерпываются; прессуют националистов, прессуют левых, прессуют часть либералов («Голос»)... И вдруг на этом фоне находятся «оппозиционеры», которых не только не прессуют, но, наоборот, осыпают золотым дождём, а ребятами из той же тусовки дружными рядами заполняют соответствующие программы и разделы государственных СМИ. Интересно, с чего бы это вдруг? Уж в чём – в чём, а в щедрости при распределении бюджетного пирога наши власти не обвинить никак, чужих к нему не очень-то подпускают. А если подпускают? Значит, не чужие.
Это я к тому, что ни за какие прекрасные или даже актуальные глаза никто из «раздатчиков» не подарит никому ни копейки: всё должно быть отработано. Спрашивается, а какой прок нашим властям от «нового искусства»? На мой взгляд, двойной. Понятно, есть некая городская среда, которая интересуется искусством, можно сказать, по определению. Но это опасно – искусство, того и гляди, научит задумываться и даже, чем чёрт ни шутит, что-то понимать в устройстве homo sapiens и всего человеческого сообщества. И, главное, процесс этот неконтролируем, и кто знает, куда он может завести индивида или целую группу таковых. И тут полезна профилактика: под видом самого последнего писка искусства подсунуть какой-нибудь бренд, уже раскрученный и вполне себе безопасный на предмет возможных выводов – типа, «только для элиты». И уж тем более власти не хотят мешать «ниспровергателям» разрушить всё, что попадётся им на пути – так власти удобнее даже, чужими-то руками (а «ниспровергатели» и рады стараться, они ведь тоже не в накладе, тут и бабки, и пиар). Всё понятно и очевидно, но это лишь одна сторона медали, а есть и другая.
Как думаете, что должен подумать человек не из тусовки, если он невзначай увидит (хотя бы на экране) какой-нибудь дежурный арт-объект или услышит рассказ об очередном «культурном событии», будь то спектакль со специфическим «действием» на сцене, дежурная «акция» группы «Война», выставка или выходка с элементами религиозного кощунства или издевательства над своими соотечественниками? А если этому человеку исподволь внушают лживую мысль, будто это и есть та самая оппозиция... о, тут, пожалуй, многие придут к выводу, что лучше уж жулики и воры, чем вот такие ниспровергатели всего и вся (а кто сам не допрёт, тому специальные «казачки» подскажут). Да и в оппозиционном движении возникает изрядная трещина, и оппозиция теряет всякое подобие монолитности. Надо объяснять, кому это на руку, или проще догадаться с трёх раз?
Такая вот конструкция двойного назначения: приманка для «избранных», пугало – для остальных.
Очень интересный вопрос: а понимают ли сами радетели «нового искусства», на какого хозяина они пашут в поте лица? Та же М.Давыдова, полагаю, и впрямь не догадывается, она вообще ничего вокруг не видит – шоры не позволяют. Всё же, по-видимому, какие-то разговоры дошли и до неё, а репутация девочки на побегушках у Агитпропа достаточно неприятна. Не обратили внимание, что Давыдова в последнее время начала оправдываться – нет, не перед нами, конечно, а перед кем-то своим, кто пришёл, похоже, к тем же выводам? И вот она пишет в своей последней (или уже не последней?) «кольтовой» статье: «Эта идея о крестовом походе чиновников и обновленцев против старых институций – весомая часть конспирологической истерии... Если мы не наложим внутреннее вето на традицию писать тексты, руководствуясь старым советским принципом «не буди лиха», и не откажемся от совершенно безумной конспирологии – я не знаю, как страна (тут я не берусь делать прогнозы), но интеллектуальное сообщество у нас просто перестанет существовать» (http://www.colta.ru/docs/20914). Конечно, можно посмеяться и представить себе монолог Брута в современной редакции: Гай Юльевич, да что Вы! Юпитер с Вами! Никакого заговора не существует, это всё паранойя, конспирологическая истерия. Если Вы не наложите на эти разговоры своё императорское вето, Риму придёт конец!.. ну, и так далее. Но самое смешное, что Давыдова отчасти права: заговора тут нет. Один разумный театровед недавно уточнил: «Это не заговор, а сговор», – но даже и такая формула, по моим подозрениям, неточна: и заговор, и сговор предполагают более-менее равноправное участие двух или нескольких сторон, а в нашем случае всё намного печальнее. Скорее всего, власть осознала, какую выгоду могут принести ей адепты «нового искусства» и хладнокровно использует их втёмную (а когда мавры сделают своё дело, их даже чернить не понадобится). Догадываются ли об этом современные Авербахи с Киршонами? Вряд ли, и не только потому, что многие из них, как нетрудно заметить, фантастически зашорены, но ещё и потому, что на этом строится финансовое благополучие большинства этих самых адептов. Так что одни не догадываются, другие не задумываются (так комфортнее во всех смыслах этого слова), а третьи... третьим просто по барабану, лишь бы урвать свою порцию лавров и денежных знаков.
Вот, собственно, и всё.

P.S. Чтобы более не возвращаться к одним и тем же эскападам Давыдовой (кто бы сомневался, она ещё нарисует) – две небольших реплики. В той же «кольтовой» статье, которую довелось цитировать выше, неугомонная обитательница дальнего заавиньонья пишет: «Десять лет российская земля полнится стонами, что не надо расформировывать репертуарные театры. И десять лет их никто не расформировывает». Нет, на сей раз не стану ловить автора за руку – тем более, Давыдова, надо полагать, считает, что говорит правду, ведь через привычные ей очки булыжники кажутся изумрудами, как в известной детской сказке. А я лучше продолжу цитату: «... их никто не расформировывает. И правильно делает. Очень правильно». Так вот, у меня несколько иная точка зрения: пока Театр на Неглинке под управлением заслуженного худрука футбольно-парково-тундровой самодеятельности С.Капкова остаётся в своём репертуаре, его и впрямь стоило бы расформировать и переоборудовать в клуб по интересам (например, в какой-нибудь «Салтыков-Щедрин-центр»); что же до распределения «культурной» части бюджета – без этой труппы точно будет лучше, уж слишком избирательно ребята окормляют свою паству.
И второе. На днях Давыдова сообщила: «я с некоторых пор решила жить и писать так, как будто вокруг одни нормальные люди))))». Ну, как мы уже знаем, нормальные (с давыдовской точки зрения) люди – те, кому нравится, когда на сцене мажутся дерьмом, а также те, кто погружается в тайны бытия через писсуар Дюшана и тому подобные изысканные приспособления; не исключу, что к этой же категории «нормальных людей» относятся и те, кто считает себя Наполеонами, но эту тайну Давыдова пока не раскрыла, так что настаивать не стану.
Понятно, что человек, способный настолько путаться в понятиях (будь то маргинальность, провинциальность, большевизм или норма с патологией), просто напрашивается на использование втёмную. Но не поймёт этого никогда.
А люди вокруг «нового искусства» толпятся весьма и весьма разные. Не только зомбированные сектанты, отнюдь...
Subscribe

  • 2021: 23 – 31 августа

    dik_dikij и poziloy Прощаемся с летом. 23 августа 2021 года умер Гоча Ломия. « Ломия... знаком советскому зрителю по своему экранному дебюту – в…

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 26 comments

  • 2021: 23 – 31 августа

    dik_dikij и poziloy Прощаемся с летом. 23 августа 2021 года умер Гоча Ломия. « Ломия... знаком советскому зрителю по своему экранному дебюту – в…

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…