dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Categories:

Железная дорога

Алексей Битов (poziloy)

Скинули мне недавно на электронный адрес такую вот любопытную ссылку. http://ot-kristiny/livejournal.com/34559/html. Хорошо известная дама из новой драмы очень советует обратить внимание на интервью главного редактора «Митиного журнала» Дмитрия Волчека. «Поменять, – пишет, – в разных местах прозу на драму – очень увлекательно».
Открываю текст этого самого интервью: http://openspace.ru/literature/names/details/17402/. Пробую заменить. Действительно, увлекательно. «Где ее [прозу, сиречь драматургию] взять? Ведь никто ничего не пишет». Или: «Сначала объявили гением какую-то уральскую следопытку, которая тут же свалилась с подиума и поломала глиняные ноги [не иначе, тонкий намёк на кого-то из питомиц «уральской школы»], чуть позже стали вытаскивать питекантропов прямо из чеченских окопов и т.п. Я не очень внимательно за этим слежу, но понятно, что был взят курс на поддержку гопников – естественно, не ради гопников, а ради прибыли, но привело это к тому, что о литературе заговорили какие-то помоечные персонажи [уж не Пряжко ли имеет в виду Матвиенко?]».
А иногда и менять ничего не надо. «Если говорить о той иерархии, которую я для себя придумал, о моем Сафоне, горе Собраний (или можно вообразить Вавилонскую башню, изображенную Брейгелем), то на вершине должен восседать стометровый платиновый маркиз де Сад – великий освободитель – и время от времени щелкать хлыстом». «Но это внешняя цель, а есть и внутренняя – делать то, что вздумается». «Книги, без которых не было бы нашей свободы. Я уже сказал: маркиз же Сад». На вопрос: «Где сегодня находится эта граница, что это за тексты, которые не напечатает никто, кроме вас?» – Волчек отвечает: «Вы забыли о педофилии… борьба с педофилией – часть борьбы против старости, легальная форма эйджизма». «Я так много говорю про критику, потому что это действительно хоррор – полная депрофессионализация [уж кто-кто, а Матвиенко знает, что к современной драматургии это относится напрямую]».
Конечно, иногда Волчек увлекается и выдаёт что-то вовсе несусветное. «Помните, об этом писал Ходасевич: как руководители Пролеткульта лестью и пагубными теориями растлевали молодых рабочих, объясняя им, что они уже всему научились и сочиняют стихи не хуже Пушкина». Именно постмодернисты подхватили знамя Пролеткульта, один к одному. В частности, в той же драматургии: кто же ещё объясняет «молодым рабочим», что «они уже всему научились и сочиняют» пьесы не хуже Чехова или Вампилова? Только Волчек понимает Ходасевича с точностью до наоборот. «То же самое повторилось и десять лет назад. Появились шарлатаны и завопили, что постмодернизм кончился и вообще хватит умничать: пришло время новых писателей, понятных народу». Не смешите мои тапочки, господин главный редактор.
А вот в конце интервью Волчек рассуждает о поэзии – восхищается стихами Александра Миронова. Не читал, не знаю, но цитата, приведённая Волчеком, потрясает: «Скворцы и живчики, синильные синички, Опомнитесь! Бог есть!». «Мне так нравятся эти синильные синички, думаю о них день и ночь», – умиляется главный редактор «Митиного журнала». Ага, вдохновенный образ, по гениальности сопоставимый разве что с рифмой «ботинки-полуботинки». Но это так, к слову. Самое смешное не в этом.
В интервью Волчека есть пассаж, в котором ничего менять не надо: сказанное имеет к «новой драме» самое прямое и непосредственное отношение; непонятно, как Матвиенко умудрилась не заметить столь очевидного подвоха. «Митин журнал», вне зависимости от своей литературной ценности, был и остаётся оплотом нонконформизма. Волчек поучает: «с этим государством ни в какой его форме дел иметь нельзя. Ты взял у них три страшных медяка, поехал с делегацией во Франкфурт, встал рядом с пластмассовой березой под портретом Лужкова, и все – у тебя между глаз опухоль, и она тебя съест». Зато «новая драма» в нонконформизме не замечена и никакими медяками не брезгует – ни от Лужкова, ни от Авдеева, ни от Эрнста. Волчек продолжает: «Моими наставниками в этом смысле были прихожане Истинно-православной церкви. Когда катакомбников начали выпускать из лагерей, я познакомился с некоторыми, и на меня произвели величайшее впечатление рассказы о том, например, как они отказывались ездить на поездах, потому что на паровозе была прислужниками Сатаны нарисована красная пентаграмма, и шли сотни километров пешком… Знаю людей, за которыми этот паровоз неожиданно приезжал, хотя они были уверены, что им подадут “роллс-ройс”».
Понятно, любитель садизма и педофилии не вызывает сочувствия у нормальных людей. Но когда он где-то на обочине примостился, а мимо него идут паровозы, и оттуда кричат: «Привет Мальчишу!», это уже и вовсе на издевательство смахивает. С другой стороны, и буржуинов понять можно: отчего бы не погудеть из окна пешему попутчику, следующему тем же маршрутом – из Вавилона в город-Сад?
Subscribe

  • Памяти Бельмондо

    dik_dikij и poziloy 6 сентября 2021 года умер Жан-Поль Шарль Бельмондо. Тот редкий случай, когда можно без малейшего преувеличения сказать:…

  • 2021: 23 – 31 августа

    dik_dikij и poziloy Прощаемся с летом. 23 августа 2021 года умер Гоча Ломия. « Ломия... знаком советскому зрителю по своему экранному дебюту – в…

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments

  • Памяти Бельмондо

    dik_dikij и poziloy 6 сентября 2021 года умер Жан-Поль Шарль Бельмондо. Тот редкий случай, когда можно без малейшего преувеличения сказать:…

  • 2021: 23 – 31 августа

    dik_dikij и poziloy Прощаемся с летом. 23 августа 2021 года умер Гоча Ломия. « Ломия... знаком советскому зрителю по своему экранному дебюту – в…

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…