dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Марсианские хроники, продолжение

Алексей Битов (poziloy)

Пришёл ещё один ответ на резолюцию митинга 28 января – на сей раз из Министерства культуры РФ, а точнее из Департамента государственной поддержки искусства и народного творчества. К сожалению, фотокопия несколько подслеповата; тем не менее, мы воспроизводим её в том же виде, в каком она выложена на сайте актёров Театра Гоголя (http://gogol-theatre.ru/struggle12042013-otvet-iz-merii.html). На всякий случай напомню, что этот театр фактически уничтожен единоросскими культутрегерами Капковым, Шерменёвой, Серебренниковым и иже с ними. Впрочем, это и так уже всем известно – за исключением разве что тех, кто предпочитает жить с широко закрытыми глазами.
Сам по себе ответ (см. Приложение), в общем-то, ничего интересного не представляет, но отдельные пассажи требуют всё же некоторого комментария. Начну с самого начала.
«Департамент государственной поддержки искусства и народного творчества рассмотрел Ваше письмо от 28.01.2013 № 6 с резолюцией митинга «Против политики Департамента культуры Москвы в отношении репертуарных театров и других учреждений культуры». Благодарим Вас за внимание к проблемам отечественного театрального искусства, которые постоянно находятся в центре внимания Минкультуры России». Следовать канонам детективного жанра в данном случае не обязательно, поэтому сюда же перенесу и заключительную часть письма – подпись: «С уважением, Директор Департамента государственной поддержки искусства и народного творчества С.М.Апфельбаум». Несколько слов об этой даме. В бытность свою начальником отдела театрального искусства Департамента современного искусства и международных культурных связей Министерства культуры она внесла свой вклад в «поддержку современной драматургии». Суть операции заключалась в том, что Экспертный совет, большинство в котором составляли деятели «новой драмы» и их союзники, под чутким руководством самой г-жи Апфельбаум распределял гранты Министерства между авторами, близкими к этой самой «новой драме» (о распределении грантов в 2009 году см. здесь – http://dik-dikij.livejournal.com/41342.html). За свою кипучую деятельность г-жа Апфельбаум была строго наказана – её перевели в заместители директора Департамента государственной поддержки искусства и народного творчества. На новой должности наша дама, говорят, тоже не била баклуши и приняла посильное участие в формировании Жюри и Экспертного совета премии «Инновация» – той самой премии, которой была отмечена в 2011 году небезызвестная группа «Война», тщетно пытавшаяся изобразить что-то, отдалённо напоминающее половой член, на Литейном мосту в Петербурге. Видимо, за этот поступок нашу чиновницу подвергли ещё более страшному наказанию – назначили Директором Департамента государственной поддержки искусства и народного творчества. И теперь она пишет (цитата): «Просим Вас принять к сведению, что Минкультуры России, безусловно, поддерживает инновационные и экспериментальные театральные направления, в том числе и на академических сценах». Правда, тут же уточняет: «Но ни в коем случае не за счет деятельности репертуарных театров, хотя это не исключает предоставления их сценических площадок для лучших экспериментальных работ».
Но это я уже немного забежал вперёд; вернусь всё же к абзацу № 2. Пишет г-жа директор: «В продолжение Вашей мысли считаем нужным подчеркнуть, что система репертуарного театра принадлежит к числу исторически сложившихся институтов, оправдывающих себя на протяжении веков. В Европе ей следуют главные национальные и королевские театральные учреждения, поддерживаемые государством. Эта модель театрального искусства способна успешно развиваться и работать с художественным материалом любой стилистики, от академической до инновационной. Главная её цель – создать оптимальные условия для того, чтобы спектакль представлял собой креативно-художественную ценность, а не являлся только развлечением или провокативной акцией». О «креативно-художественном» не буду, потому как тут и сказать нечего, остаётся разве что вспомнить старый анекдот про дедушку, предложившего назвать родной колхоз именем Рабиндраната Тагора. Лучше – про репертуарные театры: «на протяжении веков» – это как? Сколько веков прошло? Два? Три? Десять? Нет, я, конечно, понимаю, что в культурные ведомства нашего времени берут на работу лишь тех, кто не обременён многими печалями и многими знаниями, но можно бы, например, в какую-нибудь энциклопедию заглянуть и прочитать, что первый репертуарный театр (в Стратфорде) появился, вроде бы, в 1879 году, так что лучше бы министерским господам и дамам быть поаккуратнее в выражениях. Впрочем, требовать, чтобы в Министерстве культуры что-нибудь знали об этой самой культуре... нет, простите, на такую беспредельную наглость не способен даже Ваш покорный слуга. Лишь бы художественный креатинизм жил и побеждал, а мы, право же, перебьёмся.
Ещё часть ответа, извините, опущу, включая радостную новость: «в области балета мы впереди планеты всей». Никто и не сомневался, что «технологи» у нас легко перебрасываются на руководящие должности в культурной епархии; похоже, и без приснопамятного Петухова в этом деле не обошлось.
А вот дальше – такой пассаж: «Обращаем Ваше внимание, что Минкультуры России видит свою задачу в сохранении мирового авторитета русского репертуарного театра, а также в создании новых театральных пространств, открытых площадок, креативных возможностей для экспериментов, но не путем уничтожения или перепрофилирования театров, создающих России авторитет в мировом культурном пространстве». Обратите внимание и вы: «мирового авторитета», «в мировом культурном пространстве». И это было бы смешно, когда бы не было так грустно.
И далее: «Вместе с тем, обращаем Ваше внимание, что, согласно действующему законодательству, обеспечивающему свободу творчества, в том числе постановлению Правительства Российской Федерации от 25.03.1999 № 329 (ред. от 23.12.2002) «О государственной поддержке театрального искусства в Российской Федерации», учредитель не вправе вмешиваться в художественную политику театров, формирующих ее самостоятельно.
Таким образом, вопрос о выборе модели творческого развития театральных коллективов входит в сферу ответственности их руководства и подлежит разрешению путем последовательного аргументированного диалога
». Вот здесь позволю себе финальное лирическое отступление. Значит, говорите, театры формируют свою «художественную политику» самостоятельно? Хорошо, но как тогда понимать вот это: «Театр нуждается в интересном, актуальном репертуаре, который наша задача его создать и вместе с Юрием Петровичем Любимовым, и с другими заинтересованными людьми». Знаете, кто это сказал? С.А.Капков, см. http://www.m24.ru/videos/16601. Так всё-таки кто у нас что определяет, с какими ещё «заинтересованными людьми» театр должен согласовывать свою деятельность и, главное, каким нормативным документом определён список этих «заинтересованных людей»? Эх, Капков, Капков, опять проговорился и выдал страшную тайну, да ещё и оплошал, не тем буржуинам выдал.
Ну, и о диалоге, последовательном и аргументированном. Он продолжается, хотя и в заочном режиме. В том же телесюжете, где прокололся Капков, его заместительница г-жа Шерменёва гордо поведала о светлом настоящем бывшего Театра Гоголя: «На спектакль "Отморозки" приходит по 700 человек». Что ж Вы так неумело врёте-то, г-жа Шерменёва? На спектакль «Отморозки» (до конца весны запланировано целых два показа, 11 и 12 мая) поступили в продажу билеты на 447 мест, с 1-го по 17-й ряд; ни о каких 700 и речи нет (зайдите на http://www.ticketland.ru/buildinfo/4522/, проверьте). Билеты на 18 ряд и далее (207 мест) не продаются, гостей туда тоже, надо полагать, не усадишь (места не те), так что – сами понимаете.
Мало того, в Большом зале бывшего театра на ближайшие 1,5 месяца (с 17 апреля по 31 мая) запланировано целых 17 мероприятий: спектакль «Братья» (указано 5 «мероприятий», датированы 3, но посчитаем как 5); «Идиоты» (3 «мероприятия»); «Отморозки» (дважды); «Пробуждение весны. Концертное исполнение» (один-единственный раз); «Сон в летнюю ночь» (4 показа) и «Спектакль-концерт "Утёсов"» (дважды). Итак, 17 «мероприятий» за 45 дней. Предположим, что на каждое «мероприятие» придёт по 700 человек; враньё, но допустим. Итого получается 11900 зрителей. Повторяю, враньё, но пусть, не будем мелочиться. А сколько спектаклей прошло бы за те же 45 дней в неразогнанном Театре Гоголя? Ну, с учётом двух спектаклей в выходные и «пустого» понедельника, пусть будет 45. В 800-местном зале (по подсчётам всё той же Шерменёвой). Умножим, что ли? Получаем цифру 36000. Нас уверяют, что Театр Гоголя заполнялся в среднем на треть (тоже враньё, судя по всему, но пускай); значит, за тот же срок его посетили бы примерно 12000 зрителей. Интересно, г-жа Шерменёва действительно считает, что 11900 – это существенно больше, чем 12000? Пусть посоветуется с начальником, г.Капковым (если, конечно, он в курсе последних достижений арифметики). И это, напомню, при всей кривизне департаментских подсчётов.
Вот такой, значит, «последовательный аргументированный диалог». Большой привет г-же Апфельбаум.
И иже с ней.

ПРИЛОЖЕНИЕ: Ответ на обращение в Министерство культуры РФ.
Минкульт
Минкульт-2
Subscribe

  • Год назад: 2020, 20 – 25 сентября

    dik_dikij и poziloy В прошлом году по техническим причинам пришлось разбить наш последний сентябрьский мемориал на две недлинные части. Может быть,…

  • 2021: 1 – 15 сентября

    dik_dikij и poziloy Осень... 1 сентября 2021 года умер Александр Храбунов, « Бессменный гитарист группы «Зоопарк» и соратник Майка Науменко в…

  • Памяти Бельмондо

    dik_dikij и poziloy 6 сентября 2021 года умер Жан-Поль Шарль Бельмондо. Тот редкий случай, когда можно без малейшего преувеличения сказать:…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments

  • Год назад: 2020, 20 – 25 сентября

    dik_dikij и poziloy В прошлом году по техническим причинам пришлось разбить наш последний сентябрьский мемориал на две недлинные части. Может быть,…

  • 2021: 1 – 15 сентября

    dik_dikij и poziloy Осень... 1 сентября 2021 года умер Александр Храбунов, « Бессменный гитарист группы «Зоопарк» и соратник Майка Науменко в…

  • Памяти Бельмондо

    dik_dikij и poziloy 6 сентября 2021 года умер Жан-Поль Шарль Бельмондо. Тот редкий случай, когда можно без малейшего преувеличения сказать:…