dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Categories:

Знамо дело...

Алексей Битов (poziloy)

Честно говоря, на этот материал я вышел, когда готовил позавчерашний пост о ситуации вокруг «Новой оперы». Но предпочёл вынести его в «отдельное производство» – благо, статья П.Поспелова в «Ведомостях» выходит далеко за пределы одного локального конфликта. Хотя речь идёт, вроде бы, именно о нём: «Директор Сибирцев – не чиновник, творческий человек, пианист, музыкальный продюсер. Он хочет превратить «Новую оперу» в театр европейского типа. Противники, знамо дело, апеллируют к традициям Евгения Колобова» (http://www.vedomosti.ru/lifestyle/news/10869261/tyazheloe_nasledstvo). Мне, правда, почему-то казалось, что улица Каретный Ряд находится в Европе, но г.Поспелову, разумеется, виднее. Жаль, я там проживаю неподалёку, и знать не знал, что обитаю за пределами Европы. Интересно, а где? Учитывая, что ни пингвины, ни кенгуру ко мне в гости не припрыгивают, остаётся не так уж много вариантов; буду гадать дальше.
Ах, г.Поспелов имел в виду другое? Чтобы было, знамо дело, как в Явропе? Пусть гора придёт к Магомету, а эта самая Europe пожалует к г.Поспелову и его собратьям, как Сивка-Бурка к известному персонажу, по первому зову? Ладно, мечтать не вредно, поехали дальше.
«Евгений Колобов был, несомненно, гениальным дирижером.... При этом его творческие идеи нередко имели мало общего с тем, что задумывал композитор. К примеру, в опере «Руслан и Людмила» увертюра исполнялась в конце. Часть арии Гремина в «Евгении Онегине» вместо Гремина пел хор басов. Танцы на балу в «Травиате» играет джаз-оркестр, сама же опера изуродована абсолютно волюнтаристской купюрой. В мировой оперной практике искажать партитуры не принято. Вольности дозволяются режиссерам, но нигде в мире режиссер не сможет выкинуть из оперы «Царская невеста» арию Лыкова, как это сделано в «Новой опере». Или поставить оперу «Снегурочка» без хора птиц. Последние две постановки сделаны уже после смерти Колобова, но именно в его традициях». Честно сказать, понятия не имею, что принято мировой оперной практике, а что – нет: в этих делах не Копенгаген (тем более, Копенгаген, кажется, находится в Европе), а я так, где-то в районе г.Капкова. Но мне почему-то казалось, что человека, чьи творческие идеи имели мало общего с тем, что задумывал (или всё же писал?) композитор, никак нельзя назвать «гениальным дирижером», поскольку дирижёр – лишь интерпретатор музыкального текста, написанного композитором. Видимо, тут я тоже ошибся – как и, знамо дело, с границами Явропы/ Europe. Или г.Поспелов хотел сказать, что авангардист Колобов разрушает консервативные европейские традиции? Да нет же, автор статьи, вроде бы, совсем о другом, даже с точностью до наоборот.
Вот, судите сами: «Пора признать: все эти провинциальные чудачества можно было извинять лишь тогда, когда за пультом стоял сам Евгений Колобов. Без него им грош цена. И чем успешнее «Новая опера» будет превращаться в европейский театр, тем комичнее будет выглядеть на фасаде имя ее основателя». Последнюю фразу, видимо, следует понимать как предложение переименовать «Новую оперу» и присвоить ей имя Сибирцева (или хотя бы Капкова), но меня больше умилила фраза № 1, а точнее, оборот «провинциальные чудачества». Что ж, давайте о провинциальности.
Понятно, слово «провинция» существует и в чисто географическом смысле, но географии у нас с г.Поспеловым, как выяснилось, разные, да и имел он в виду, надо полагать, нечто другое, духовную провинцию, так сказать. Вот, скажем, Бордо – провинция или нет? Для Москвы – нет, для Москвы этот город – самая, что ни на есть, столица, на которую полагается равняться (известную цитату напоминать не стану). А Авиньон? То же самое, судя по всему. Иными словами, провинциальность – это несамодостаточность, жизнь с оглядкой на некую столицу. И вовсе не важно, как она называется – Москва или Эр-Рияд, Нью-Йорк или Нджамена, Париж или Мухосранск; важно, что равнение следует держать именно на неё.
Так, а кто у нас держит равнение на некую условную столицу и стремится ей во всём подражать? Да они самые, явропейцы, знамо дело. Вот, скажем, кто у нас – самый провинциальный критик? Без вопросов, М.Давыдова. А самые провинциальные режиссёры? Два «К», Серебренников и Богомолов, надо полагать. И так далее, и так далее, и так далее; желание «превратить «Новую оперу» [или что-нибудь ещё] в театр европейского [или любого иного, заданного в условной столице] типа» выдаёт провинциалов со всеми их захолустными потрохами.
Вообще, взаимоотношения провинции со столицей более всего напоминают известную известную апорию Зенона: Ахиллес никогда не догонит черепаху, ведь к тому времени, когда быстроногий герой добежит до того места, где в начале его рывка находилась черепаха, та уже успеет куда-то отползти. Обогнать её заведомо невозможно, поскольку ползёт-то она не по прямой, и догоняющий должен чётко видеть, куда она ползёт в данный момент. Получается, вся героическая погоня наших провинциальных «прогрессистов» за передовой частью Ойкумены строится исключительно на принципе: «не догоню – так хоть согреюсь». И задачу «согреться» они, судя по всему, решают вполне успешно, но, понятно, не более того.
Несмотря на спонсорскую поддержку провинциальных «менеджеров» – в основном, разумеется, за казённый счёт.
Subscribe

  • 2021: 23 – 31 августа

    dik_dikij и poziloy Прощаемся с летом. 23 августа 2021 года умер Гоча Ломия. « Ломия... знаком советскому зрителю по своему экранному дебюту – в…

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments