dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Несострадательное

Алексей Битов (poziloy)

Недавно один театральный критик (неважно, кто) публично объявил, что он добрый. Правда, подчеркнул, что доброта его не беспредельна («Я тоже – добрый критик, но не настолько же»). Ну, хорошо, если так, но в принципе...
Вообще-то, список добрых достаточно обширен – от сока до самаритянина и от молодца до человека из Сезуана. А вот как насчёт судьи? Он должен быть добрым или справедливым? Не с точки зрения правонарушителя, а, условно говоря, вообще?
Или, скажем, доктор. Добрый – это тот, кто всем говорит, что они здоровы? Включая тех, кому нужна немедленная операция, а равно и тех, которых лучше бы изолировать, пока они других не заразили? Нет, я понимаю, что причина эпидемий – не в докторской, так сказать, доброте или, по крайней мере, далеко не только в ней. И всё же, всё же, всё же...
Упаси Господи, я не театральный критик, но об этом как-нибудь в другой раз, а напомнил я об этом лишь для того, чтобы пресечь на корню возможные непонятки. Но если бы я подался в театральные критики, всю доброту несказанную, можете не сомневаться, оставлял бы дома (как чиновники, о которых писал недавно, оставляют дома мозги, потому как на работе они им на фиг не нужны, не до того).
Покойный В.Вульф однажды заметил: «Понимаете, у нас беда заключается в том, что как только появляется какой-нибудь одаренный человек и делает что-то любопытное, поднимается шум и его возносят до небес. А с высоты очень больно падать» (http://www.socium.com/wordpress/?p=21627). На самом деле, всё ещё печальнее: шум поднимают не только потому, что сочли чью-то постановку интересной, а по многим-многим причинам, никакого отношения к театру не имеющим (как известно, не по-хорошему мил, а по милу хорош). Надо полагать, и наоборот бывает: кого-то не видят в упор, потому как он –чужой, а чужие здесь не ходят. Ну, а когда шум поднят (если он по какой-то причине поднят), другие наблюдатели (непричастные) исходят из известного постулата «Миллионы мух не могут ошибаться» и включаются в хор поющих хвалу, по ходу дела убеждая себя, как хорош наряд очередного того самого короля (и часто убеждают, и искренне начинают в это верить, и презирают тех кавалеров, которые не страдают глюками).
Понятно, у каждого критика хватает своих заморочек, но их не подхватывают так активно, а посему ареал их распространения не особо широк. В отличие, понятное дело, от заморочек коллективных – партийно-тусовочных и прочая.
Кстати, цитата из того же интервью Вульфа: «Серебренников – это отдельная тема. Я соглашусь, пожалуй, с замечательным критиком Татьяной Москвиной, которая в недавнем интервью разгромила его «Трехгрошовую оперу» в МХТ. И это не просто разгром, а аргументированный анализ, доказывающий, что Кирилл Серебренников – «режиссер самодеятельного театра, у которого аллергия на профессионализм»». Увы в нашем несовершенном мире иногда приходится привлекать профессионалов (тех же актёров, допустим)... порой и касторку пить приходится, будь она неладна, ели того требуют высшие соображения... Зато на г.Капкова у г.Серебренникова аллергии точно нет – к чему бы это, как думаете?
На сладкую парочку, конечно же, я вырулил не случайно. Вам не попадалось случайно одно из последних интервью, которое выдало на-гора оборзевшее привластное нечто (не-не-не, это я не о Капкове, не подумайте)? Несчастного Капкова оно там как раз закладывает по-чёрному: «Ремонт в Большом зале и в зрительском фойе длился на протяжении двух с половиной месяцев. В результате фойе нижнего этажа было увеличено в пять раз, в публичной зоне появились окна» (http://www.m24.ru/articles/15365). Это, видимо, результат косметического ремонта, о котором нам пел Ганс Христианович из некоего Департамента? Не иначе, чиновники данного ведомства овладели секретом пятого измерения и щедро поделились секретом с любимым режиком всея тусни.
Но продолжим цитату: «Также на первом этаже функционирует книжный магазин Гоголь- books, а в фойе проходят выставки... Для меломанов здесь создана программа "Гоголь-музыка": концерты отечественных и зарубежных исполнителей. В разработке находится программа "Гоголь-кино", участникам которой представится возможность оценить новинки европейских кинофестивалей. Обсудить постановки и поделиться творческими замыслами можно в дискуссионном клубе». Будем справедливы: о театре г.худрук тоже не совсем забыл: «Что касается репертуара, то Серебренников намерен четко следовать заявленной ранее установке – 12 спектаклей в год. И если в нынешнем сезоне акцент делался на современную драму ("Отморозки" по произведению Захара Прилепина, "Гоголь. Вечера" от режиссера Владимира Панкова, "Метаморфозы" по поэме Овидия, "Охота на Снарка" по произведению Льюиса Кэррола), то в будущем во главу угла поставят классику ("Гамлет", "Медея", "Мертвые души", "Мандат" Эрдмана)». Очень смешно, и не только потому, что Гоголь, Кэрролл и Овидий вдруг попали в «современную драму», хотя даже наше нечто в курсе, что это не совсем так. Но ещё интереснее другое: все названные г.Серебренниковым «дюжинники» не имеют к театру на улице Казакова никакого отношения, они перенесены в готовом виде с других площадок (неужто капковские мальчики и девочки посчитают их как премьерные спектакли, выпущенные новым худруком? всё, конечно, может быть, но поостерегутся, наверное). А вот серебренниковского «Гамлета», адаптированного для «особой» публики по образу и подобию, скажем, «Сна в летнюю ночь», представить себе как раз несложно.
А потом всплыла главная проблема: «"У нас сложилась парадоксальная ситуация. Мы до сих пор ГУК – Московский драматический театр имени Гоголя со всеми вытекающими отсюда последствиями, со старой труппой (ни один человек не уволен). А параллельно с этим мы строим Гоголь-центр", - добавил Серебренников, подводя итог проделанной работе». Не понял. Наше нечто желает приватизировать здание, и поэтому его не устраивает, что статус ГУК (государственного учреждения культуры) всё ещё тяготеет над бывшим местом как проклятие предков («Главная проблема театра – он перестал быть местом»)? Не знаю; думаю всё же нечто капризничает по другому поводу: на улице Казакова юридически до сих пор находится театр, а не клуб нежно любимой им «культуры» определённого толка. Хотя фактически , как мы выяснили, всё уже не так, но сложилась двусмысленная ситуация, и, случись что с вельможной «крышей», могут прийти проверяющие с неприятными вопросами: почему в помещении казённого театра функционирует какой-то клуб? на каком основании? Это же самодеятельность какая-то получается, а театром и не пахнет.
Между прочим, тут интересен не только вопрос, кто и на каком основании разрешил пресловутое «переформатирование», но ещё один вопросец, совсем на засыпку: если Театра имени Гоголя более не существует, что делают в месте, вдруг переставшем «быть местом», г.г.Серебренников и Малобродский, назначенные именно в Театр Гоголя, а не абы куда? А чтобы подписать новое назначение, нужно официально упразднить старый театр, и тут, сколько я понимаю, департаментской бумажки недостаточно. Вот и получается то, что получается: театр есть, но по факту его нет, хотя это никак не оформлено. И висит бедный худрук неизвестно, чего, в воздухе, и бьёт копытом, хотя два этих занятия сочетаются, мягко говоря, с трудом. А словоохотливый Капков, похоже, безмолвствует по этому поводу, как будто он – не элита, а этот... как его, тьфу... народ (типа, быдло). Причём, как это ни обидно, я не настолько несказанно добр, чтобы посочувствовать г.г.С., К., а заодно и благодетелям первого из них, и хозяевам второго.
А театр, между тем, по факту, уничтожен, что (по сути) признало и нечто, назначенное туда никаким не худруком, а вульгарным ликвидатором. С августа прошлого года я много раз об этом говорил, в том числе (было дело) и в камеру, но ни разу ничего в эфир, понятное дело, не просочилось (у нас, если вы ещё не в курсе, весьма управляемая демократия). Теперь об этом же в открытую говорит нечто, которому, конечно, хочется, чтобы всё оформили, пусть даже задним числом. Что, всё равно не верите, что Капков незаконно уничтожил театр руками г.Серебренникова? Будете и дальше делать вид, будто никакого чижика медведь не съел?
Да, похоже, окулисты у нас такие добрые, такие добрые... Боятся оскорбить пациента непочтительным диагнозом «близорукость». Как бы чего, знаете ли, не вышло.
Что, не так?

P.S. А нечто, тем временем, вылезло с новым интервью (http://izvestia.ru/news/547888). «Мы хотим сохранить определенную зону сложности, – подчеркнул худрук. – Сейчас идет профанизация и примитивизация всех процессов окружающей жизни. Если не будет этой зоны, то произойдет тотальное вырождение». А вот и способы борьбы с профанизацией, примитивизацией и вообще вырождением: «Ожидается, что большой популярностью будет пользоваться новый формат танцевальных вечеринок. 14 апреля пройдет двухчасовое собрание с живой музыкой и видеоартом, где все желающие смогут научиться танцевать танго... Нидерландский музыкант Юрий Ландман проведет мастер-класс по созданию нестандартных инструментов. На следующий день все желающие смогут поиграть на своих творениях». И хит сезона: «Ближайшее мероприятие «Платформы» – танцевально-драматический перформанс «Голод» режиссера Константина Мишина на тексты Платона». Хоть стой, хоть падай. Завезут ли для грядущих поклонников перформанса «Голод» очередные 25 кг икры, не сообщается. Но что-нибудь наверняка придумают, не то, неровен час, наступит «тотальное вырождение», и некому будет вешать на уши лапшу быстрого приготовления. И придётся бедному нечто кушать эту лапшу самостоятельно. А оно этого, понятное дело, совсем не хочет – то ли дело командовать парадом, организованным за казённый счёт. И предохранять тем самым себя, любимого, от страшной угрозы персонального «тотального вырождения».
Subscribe

  • Вынужденное

    Алексей Битов (poziloy) Очень не хотелось снова писать про всю эту ковидно-вакцинную вакханалию, но деваться, повторю, некуда. Хотя прекрасно…

  • Мастер, Маргарита и немного футбола

    Алексей Битов (poziloy) « Смотреть матч по телевидению все равно, что изучать животное по скелету. Все вроде бы ясно, а теплого и трепетного…

  • 2021: 1 – 15 ноября

    dik_dikij и poziloy Юрий Клепиков, Геннадий Чихачёв, Виктор Коклюшкин и другие. 1 ноября 2021 года умер кинодраматург Юрий Клепиков – сценарист…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments