dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Читальный зал-11

Алексей Битов (poziloy)

Вчера я, было дело, признался, что изучение эпистолярного наследия всяких пророков и кумиров «нового искусства» не доставляет вашему покорному слуге решительно никакого удовольствия: очень уж эти ребята однообразны и всё время путаются в заклинаниях. Сегодня скажу более: писать о них мне тем более надоело, но... По экранам и по газетным листам гарцует кавалькада голых королей, а мальчиков (или хотя бы девочек), способных произнести вслух, в каком наряде наши «короли» щеголяют, не очень-то и много. Вот и ору, как оглашенный, – благо, упрямства не занимать. Но тем более приятно, когда можно помолчать и послушать других очевидцев.
Нет пожалуй, зайду несколько по-другому. Был когда-то давным-давно такой фильм – «Завтра, третьего апреля»; ничем особенным он не запомнился, кроме идеи: первого апреля все врут, второго – говорят правду и только правду, а что будет третьего апреля – хрен знает, то ли снова можно врать, то ли нет. Ну, стало быть, вчера, по крайней мере, можно было говорить правду, и надо ж такому случиться...
«Новые Известия» напечатали О.Егошину («Нью-Васюки как архетип новых культурных центров»), а на Фэйсбуке выложили статью Ю.Фридштейна «Сон разума порождает чудовищ» (тут спасибо за ссылку комментатору gorgonopsia). Что общего между двумя статьями, спросите? Да ничего, кроме правды.
Честно говоря, материал Ю.Фридштейна (кстати, он брал у Ю.Погребничко интервью, которое мы цитировали вчера) даже и не вполне статья, а скорее просто крик души – достали человека наши «новаторы» и, в частности, один малолетний голый король, который выскакивает на разные сцены в своём роскошном одеянии, чтобы потрясти (во всех смыслах этого слова) своими соответствующими возрасту причиндалами. Хотя какие к нему претензии? Он думает, что театр – игрушка, которую ему подарили (в отличие, скажем, от своего не менее известного коллеги, точно знающего, что ему дали хорошую вещь напрокат и надо успеть слупить с неё максимальные дивиденды). Но вернёмся к нашему мальчику; вопросы тут не к нему, а к дядям и тётям, которые находят это модным и презирают всех, кто брезгливо отворачивается; надо полагать, теперь и Фридштейн угодил в касту презираемых. А материал мы выложим чуть ниже; несмотря на некоторые текстовые издержки, он вполне подходит для Дня правды.
Что касается статьи О.Егошиной – здесь я подписался бы буквально под каждым словом. Тем более, есть у меня такое подозрение, что чуть ли не за всеми аферами с т.н. «новым искусством» стоит именно этот персонаж, Сурков В.Ю. (как его называют, «серый кардинал», причём серый – во всех смыслах этого слова). И именно на этого работодателя, осознанно или нет, пашут наши пчёлки – «пророки» и «кумиры» (правда, себя они тоже не забывают, но это само собой). Сколько бы ни менялись масками Путин с Медведевым, день сурка, в отличие от Дня правды, никак не заканчивается, факт. Спрашивается, для чего все эти аферы нужны там, наверху? Не только для распила, будем откровенны, тут и политика замешана вовсю. Понятно, искусства власти боятся, а природа не терпит пустоты, так что лучше всего подсунуть «клиентам» эрзац, пусть гыгыкают и бугагакают вместо того, чтобы задуматься (да ещё под вкрадчивый шепоток, что только истинные интеллектуалы способны оценить подобные изыски, а «быдло» ни рюшечек, ни фестончиков, ни кружавчиков разглядеть не в состоянии. Но это – лишь одна сторона медали, есть и другая. Как нетрудно догадаться, некоторые изыски вызывают весьма резкую реакцию у значительной части сограждан, и противников «нового искусства» умело науськивают на сторонников оного, причём с обеих сторон среди зачинщиков мелькают товарищи, напрямую, скажем так, связанные с Сурковым. Все, вроде как, при деле, воюют друг с другом, а то, неровен час, договорились бы по поводу того, что происходит в стране. А так – очень удобно: одни считают, что лучше уж такая власть, чем любители тошнотворной «актуальщины», а другие боятся, что, если сменится власть, их любимые баночки выкинут на помойку (возможно, вместе с теми, кто к ним прикипел). Так что лучше уж status quo, каким бы оно ни было.
Вот такое предисловие, значит. А статью О.Егошиной мы, разумеется, тоже выкладываем – всё лучше, чем по ссылкам гонять.

Итак, начнём с Фэйсбука – http://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=492538680809450&id=100001599684943.
В №3-4 журнала "Планета красота" за 2013 год опубликована статья Юрия Фридштейна "Сон разума порождает чудовищ". Так как сайта у журнала нет, с разрешения автора предлагаю вниманию:
Молодым везде у нас дорога…
Старики уже наперечет
Первая строчка из известной советской песни сегодня как никогда актуальна – вторую пришлось слегка видоизменить, поскольку с «почетом старикам» дело обстоит не столь однозначно. И даже по случаю 150-летия Станиславского «почет» оказался весьма сомнительным, учитывая написанную М. Дурненковым и поставленную К. Серебренниковым «к случаю» пьесу. Вообще, попытки все «старое» оплевать, осмеять начинает выглядеть прямо-таки маниакальным недугом. Что объяснимо: пришло время маленьких людишек, мелких («не орлы», как сказала бы героиня Нонны Мордюковой) – которым (а это уже клиника!) покоя не дают могучие фигуры из прошлого. Неважно – реальные ли (тот же Станиславский), либо выдуманные (тот же Гамлет). Не дотянуться – что, видимо, дико раздражает, отчего и начинают они их к себе «приспосабливать». Гулливера – к лилипутам. Каждый из лилипутов при этом убежден в собственной единственности и оригинальности (не ходят что ли смотреть друг друга никогда) – в итоге: небольшая группка словно бы из одного инкубатора образовавшихся «деятелей искусства», увы, невзирая на малочисленность, правящая бал и диктующая правила игры. В том числе – попустительством обслуживающей их критики. В том числе – немногих еще функционирующих представителей старшего поколения, очень, видимо, боящихся «выпасть из обоймы», оттого – предающих и былые взгляды, и былых своих соратников и кумиров.
Во всем сказанном – никак не претендую на оригинальность, поскольку ситуация сия давно всем очевидна, относительно «группы граждан» на сегодняшний день захвативших «первенство в искусстве» (впрочем, то, чем они занимаются, искусством можно назвать весьма условно).
А поводом к этому ворчанию стала последняя премьера Московского Художественного театра им. А.П. Чехова (художественный руководитель – вот уж не обделенный почетом, О.П. Табаков) «Идеальный муж. Комедия». Постановка К. Богомолова.
Когда доводится посещать опусы Богомолова, испытываю, как ни странно, чувство глубочайшей жалости к этому человеку. Всякий раз ощущение, что он готовится побить олимпийский рекорд, а планка, которую пытается преодолеть, слетает на высоте максимум 50 сантиметров. Жалость, смешанная с удивлением, возникает оттого, что человек, все время так размахивающий руками (а уж поговорить любит – страсть!), – столь откровенно неумен и неталантлив. Нестерпимая неумность всего, что он производит, – просто-таки ошеломляет. Всякий раз думаешь: ну быть такого не может… Может! Да, собственно, дело даже не в его отдельно взятой глупости – люди разные бывают, в том числе и глупые тоже, – а в том, сколь его наперебой приглашают во все подряд театры. Приглашают, может быть, как эдакое «чудище заморское»: чтобы народ веселил, каковой денежки свои в кассу-то и понесет. Да тут и услужливо-сервильные СМИ, не глядя, объявят еще не существующий спектакль «скандальным» (что обязательно!), а также непременно «событием», и уж, само собой, «гвоздем». И неважно, что в итоге мы имеем всего-навсего кривую ржавую кнопку – слух-то уже пошел, а это главное. Не об искусстве же в самом деле думать, не о предназначении, или хотя бы о достоинстве профессии – а это что такое? Что-то, видимо, из Станиславского? Но когда подобный «ярмарочный медвежонок» (даже не медведь) появляется в Художественном театре, только что присягавшем на верность своему создателю, – перебор, даже с учетом кассовой необходимости увеселения публики. Кстати, именно публика – одно из самых удручающих и отвратительных воспоминаний о спектакле Богомолова. Физически ощущалось, как пошлость со сцены переходила в зрительный зал, дикий гогот которого, в свою очередь, подпитывал бедных артистов на продолжение их сценического подвига. Бедных – поскольку, уверен, не могли не понимать, что они творят.
Причина, по нарастающей происходящих, неудач Богомолова – проста и очевидна: при вопиющей, нездоровой амбициозности, – неталантлив, не обучен профессии. Кажется, что про это и сам тоже догадывается. Ничего поставить толком – не может. Не умеет – раз, а главное – какое-то тотальное ко всему (кроме собственной, сомнительной, карьеры) – равнодушие. Ему равно неинтересен и не нужен ни автор «Короля Лира», ни автор «Идеального мужа». В равной степени не знает, как подступиться ни к великой трагедии, ни к знаменитой комедии. Беспомощность вызывает раздражение и злобу (злость, судя по щедро рассыпаемым высказываниям, – главное свойство Богомолова, которое он не может, да и не считает нужным скрывать) – своими «глубокомысленными» сценическими поделками он им мстит. Своим лилипутством – их гулливерности. Ему равно закрыты – ЗАКРЫТЫ! – и истинная трагедия, и подлинная комедийность. Оттого всякий раз, снова и снова, разбивая себе лоб об изумительную первозданность первоисточника, – он, снова и снова, лудит этих своих графоманских словесных, а дальше и сценических монстров. Сон разума рождает чудовищ.
В мыслях не имею «анализировать» увиденное – это было бы уж полное с моей стороны неприличие. Достаточно того, что был вынужден отсидеть четыре с половиной часа этой тупой, бездарной, пошлой галиматьи. После которой в стенах Художественного театра хочется сделать дезинфекцию. Или хотя бы проветрить что ли…


Теперь – «Новые Известия», http://www.newizv.ru/culture/2013-04-02/180345-nju-vasjuki-kak-arhetip-novyh-kulturnyh-centrov.html.
Нью-Васюки как архетип новых культурных центров
Ольга ЕГОШИНА

Полезная вещь – знание русской классики. Вот начнет наш вице-премьер Владислав Сурков рассказывать о новом масштабном проекте создания в российской провинции Домов новой культуры (или попросту ДНК), а тебе слышится что-то смутно знакомое в его речи. И вот как дошел он до судьбоносной фразы: «В Калуге должно быть известно то же, что в Нью-Йорке в то же самое время», – и ты понимаешь: мать честная, да это же просто перифраз Остапа Бендера, общающегося с жителями Васюков. Помните? «Ослепительные перспективы развернулись перед васюкинскими любителями. Пределы комнаты расширились. Гнилые стены коннозаводского гнезда рухнули, и вместо них в голубое небо ушел стеклянный тридцатитрехэтажный дворец шахматной мысли».
Иногда действительно начинает казаться, что сатиру Ильфа и Петрова можно рассматривать как набор архетипов нашей жизни. Именно они предрекли горестную судьбу российских олигархов. Ну, нейдет счастье к отечественным Корейко. То женщина сделает свое черное дело, то более молодые конкуренты замучат. И даже если уехать в бананово-лимонный Кипр-Сингапур, – и там достанет судьба-индейка…
Да и мучения наших авангардистов в «12 стульях» описаны с такой проницательной силой: куда там Нострадамусу. Вы только вспомните, как беспардонно выгнали с парохода Великого комбинатора, создавшего своего «Сеятеля, разбрасывающего облигации»? Тупое быдло не приняло его прогрессивную живопись и не оценило фигуру, напоминавшую сахарный обрубок с тонкими плетьми вместо рук. Можно, конечно, предположить, что Остапа подвело отсутствие поблизости какого-нибудь прогрессивного критика, который бы объяснил народу, что профессиональные умения художнику вовсе не нужны, а самовыражения в этом транспаранте – выше крыши. Иногда этот ход в наших пенатах срабатывает. Но, положа руку на сердце, – многим дерзновенным, но необученным художникам сейчас приходится в нашей неокультуренной отсталой стране ничуть не легче, чем товарищу Бендеру.
Собственно, одна из задач ДНК – создать место, куда может прийти такой горемыка, «кого многие не понимают, и там найти тех, кто его поймет». Надо сказать, анонсирована на этот проект весьма внушительная сумма: миллиард рублей из федерального бюджета плюс вливания частного бизнеса.
Если же учесть, что по стране сейчас сокращаются дотации работающим театрам, закрываются сельские клубы, нет денег на хоровые кружки для деревенских старух и на проведение новогодних праздников для детей, то выделяемый на Нью-Васюки миллиард смотрится особенно.
Остап Бендер обещал жителям Васюков мраморные лестницы и малахитовые шахматные столики. Дома новой культуры, по замыслу создателей, – уже одним своим внешним видом начнут менять сознание россиян. За рубежом будет закуплено и соответствующее «высокотехнологичное и инновационное» оборудование.
Великий комбинатор и авантюрист Остап Бендер выступал в Васюках с брюхом, которое урчало от голода, и его цели были скромны: выманить 21 рубль 16 копеек из кассы шахматного клуба.
Понять, зачем создаются ДНК несколько сложнее.
К примеру, вы хотите окультурить близлежащий парк, скажем, замостить там дорожки. Если ваша цель сделать дорожки удобными для гуляющих и ими востребованными, – вы изучите тропинки, этими самыми гуляющими протоптанные. Если же вы хотите просто «поставить галочку» о проведенном мероприятии, – вы положите дорожки по стандартной сетке (что в Калуге, что в Первоуральске).
Так сложилось, что в каждом российском провинциальном городе – свое место культурного притяжения. Где-то это театр, где-то – ДК, где-то и вовсе кружок хорового пения.
Если считать государственной целью поддержку культуры на местах – то ровно эти живые и действующие точки и надо поддерживать. Если же просто хочется создать очередной помпезный, бессмысленный, но очень выгодный для распила любых великих комбинаторов проект, безусловно, надо строить по одному шаблону ту самую цепь Нью-Васюков – от Калуги до Первоуральска. Только потом не надо ругать жителей, что они не любят «новую культуру» и гуляют совсем в другую сторону
.
Subscribe

  • 2021: 23 – 31 августа

    dik_dikij и poziloy Прощаемся с летом. 23 августа 2021 года умер Гоча Ломия. « Ломия... знаком советскому зрителю по своему экранному дебюту – в…

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments