dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Читальный зал-10

Алексей Битов (poziloy)

Изучать всяких «деятелей», которые старательно путаются в трёх соснах, но при этом выдают себя за новых Моисеев, несущих заветы Божии, поначалу даже забавно. Потом надоедает, но деваться уже некуда: назвался груздем – полезай хоть в кузов, хоть куда, абы не в бутылку. А «деятели», конечно, разные, есть и жулики, но хватает и тех, кто на полном серьёзе погружается в писсуар Дюшана в поисках смыслов бытия. Ну, да и хрен с ними; на сегодня, считайте, я о них забыл.
Интереснее послушать того, кто знает предмет, о котором судит, и знает не понаслышке. Из чего не следует, что с каждым его словом надо соглашаться, не говоря уже о том, что в подобных интервью без доли лукавства никогда не обходится. И тем не менее...
Театр режиссёра Ю.Погребничко на самом деле трудно назвать классическим психологическим театром, скорее это – театр альтернативный; в чём-то он опирается на опыт старой Таганки, но при этом категорически не стремится быть площадным. Погребничко чаще ставит, условно говоря, представления, чем спектакли по пьесам, но даже и по пьесам он ставит представления, хотя и ухитряется при этом, на мой взгляд, не исказить дух первоисточника (сужу по «Трём сёстрам»). Для этих спектаклей-представлений характерно сильное послевкусие, редко возникающее после походов в наш сегодняшний театр, где период полураспада ощущения редко превышает половину дороги домой. Ладно, это я уже писал, только не о «Трёх сёстрах», а о «Трёх мушкетёрах», но всё складывается или не складывается вне зависимости от подставленного существительного: «А то, что долго доходит – может, оно и к лучшему? Может, не надо, чтобы что-то легко проскакивало насквозь, как тот кусочек сала у Мюнхгаузена? Вошло со свистом, вылетело со свистом... короче, кроме свиста, ничего и не осталось. Медленнее – оно ведь вернее как-то, знаете ли» (http://dik-dikij.livejournal.com/437409.html).
Всё, затянувшееся предисловие закончено, пусть говорит сам Погребничко. Осмелюсь предложить несколько «выбранных мест» из интервью месячной давности – http://okolo.ru/press/articles/18336/. Правда, фразу «начальство тоже хочет, чтобы было лучше» не прокомментировать не могу: конечно, оно хочет, как лучше, но лучше для него самого и для ещё более высокого «начальства» – а для кого же ещё? Мы-то с вами – так, нечто докучливое (от «до кучи»), и не более того. А теперь – забыли и о «начальстве». К делу, наконец.

«Выбранные места» из интервью Ю.Погребничко.
«Большие площадки и раньше нечасто производили шедевры. Как и малые. Но не в каждом храме настоятель святой. Однако храм нужен. Внутри этих театров жили и работали часто одаренные люди, и даже не проявляясь, скажем, в ролях, они влияли на общий культурный уровень».
«Допустим, проблемы актерского мастерства. Они связаны с личностью (личностью актера). Личность во многом формируется положением дел в обществе. Актер закончил или не закончил театральную школу, снимается в сериалах. У него нет мастерства, а зачем – он же и так хорошо зарабатывает».
«Актер, если он интересуется успехом, а не профессией, теряет желание работать» (тут всё же встряну: не только актёр, понятное дело).
«Зритель (критик) думает, что театр для него. А это не так. Но если актер думает, что театр для него, то это тоже ошибка. Ошибка техническая… Вот, допустим, Гротовский убрал наблюдателя. Если свести все его поиски к одному утверждению, актер не может уйти от своей личности. Оттого, что в зале сидит зритель. Даже если зритель в зале всего один. Эта личность не дает возможности устойчиво удерживать внимание, перевоплотиться. И он убрал наблюдателя из театра совсем. Но я не думаю, что этот путь что-то обеспечивает. В природе наблюдатель и наблюдаемое друг от друга не оторваны. Если я актер, а вы зритель, то мы одно. Не идейно! И не телесно даже – а предельно одно. Мы единая информация, если воспользоваться термином квантовой физики. Театр – это серьезное дело».
«Лично меня интересует только одно: возможность научить и научиться. Поскольку это знание передается только из рук в руки, иначе его нигде не выучишь. Вот я учился в ЛГИТМИКе. Два мастера, Сирота и Андрушкевич, плюс театр Товстоногова. Все абсолютно разные. Взять все за четыре года невозможно, но что-то можно. А потом вдруг ты про это вспоминаешь. Но если тебе этого не передали из рук в руки, то шансов мало».
«Знание передается из рук в руки – только. Наложением рук – как ни странно. Так вот, мне кажется, в этом смысле у нас сейчас очень большие потери. Люди учат, воспроизводя некие упражнения. Но прямой передачи они не получили, то есть, им не рассказали самое главное: что именно кто-то когда-то в эти упражнения вложил. Осталась – голая гимнастика, физкультура. А главное где-то потеряно. Что бы вы ни говорили актеру, он точно знает: он должен иметь успех. Даже если в зале один зритель. Для этого он играет. Но для этого играть нельзя». (Как это у Окуджавы? «На грош любви и простоты, / А что-то главное пропало».)
«Умереть как личность. Тогда он актер – но тогда у него не может быть успеха. Потому что как личность он умер. Потому что его нет. Как преодолеть личность? Вот это и есть та информация, которую можно получить только из первых рук».

Только не говорите, пожалуйста, что речь идёт в основном об актёрах. Если бы...
Не говоря уже о том, что все мы где-то, как известно, актёры. Но это – так, к слову...
Subscribe

  • 2021: 23 – 31 августа

    dik_dikij и poziloy Прощаемся с летом. 23 августа 2021 года умер Гоча Ломия. « Ломия... знаком советскому зрителю по своему экранному дебюту – в…

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments