dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Девушка с газельими глазами, или Зачем Колумб Америку открыл?

Алексей Битов (poziloy)

Помнится, года три назад выдающий театральный критик П.Руднев побывал в Америке и пришёл в неописуемый восторг («Все благостные ожидания подтверждаются в многократном размере», см. http://pavelrudnev.livejournal.com/977103.html).
Но вот что написал недавно другой, ещё более выдающийся театральный критик: «Истинно, истинно говорю вам: если вы не хотите разочароваться в Америке вообще и в Нью-Йорке особенно, не ходите здесь в театр. Мне, собственно, и раньше это было известно, но я как-то не осознавала масштабов бедствия. Теперь бедствие предстало передо мной во всем своем красочном объеме»; на то он и более выдающийся, чтобы разглядеть даже то, чего Руднев не приметил.
Надо ли говорить, что самого выдающегося критика всех времён и народов зовут Мариной Давыдовой, и цитата о пятнах на заокеанском солнце взята из её статьи «Гуд-бай, Америка, офф!» (http://www.colta.ru/docs/17041). Короче, американский театр – это, оказывается, полный отстой: «Наивное представление о том, что Бродвей – живописное царство коммерции, а офф-офф-Бродвей – зона эксперимента, рушится при первом же соприкосновении с «экспериментом». То, что идет в маленьких театрах, прилепившихся друг к другу, словно соты, в районе 4-й улицы, в России по большей части числится по ведомству зажигательной полусамодеятельности». Ну, и далее – в том же роде; разочарование самого выдающегося критика, истинно говорю вам, велико. Она-то считала, что в Америке есть всё, даже Греция, а в Греции уж точно всё есть, даже театр, но классика снова доказала свою неприменимость к сегодняшним реалиям и сбила Давыдову с панталыку. А ведь казалось, no problem, «Просто нужна грамотная навигация» (цитата, можете проверить). Впрочем, при грамотной навигации Колумб приплыл бы в свою Индию, и никакой Америки попутно не открыл бы.
А теперь – серьёзно. Оставим Америку для американцев и обратим внимание на те фрагменты статьи, где речь (прямо или косвенно) идёт о России. Вот, например: «То, что в стране, где есть потрясающие музеи, известные на весь мир университеты, оркестры высочайшего уровня, практически отсутствует идея театра как личного художественного высказывания, заставляет изумиться и задуматься. В Германии, Франции, Голландии с Финляндией, Венгрии с Польшей, в России, черт побери, она – пусть и с разными результатами – давно уже стала доминирующей. В великой и могущественной Америке она фактически вытравлена из сознания тех, кто ходит в театр, и тех, кто им занимается». Проклятое пуританское наследие: ну, не хочет (если верить Давыдовой) американская публика любоваться отдельными особями, отчего-то решившими, что они самовыражаются очень художественно. Вот ведь засада какая, а?
«Почему именно театру в сей процветающей державе так не повезло, более или менее понятно. Америка – страна величайшего прагматизма, возведенного первыми переселенцами в абсолют (надо было осваиваться на новом месте, работать в поте лица, копить, сберегать) и накрепко засевшего в сознании здешних обитателей. В Америке рефлекторно все измеряют деньгами, пользой, востребованностью, успехом, тиражами, прокатом. Но драматический театр в эти прагматичные установки категорически не вписывается. Его фантастически сложно монетизировать». Умно, но как-то не очень логично: оркестры, значит, монетизировать – это запросто, а вот театры – никак. Но не будем же мы требовать от Давыдовой, чтобы в её рассуждениях сходились концы с концами – тем более, это только присказка.
А вот и сказка: «хороший театр существует только там, где у него есть государственная поддержка, специальная опека со стороны власти, передающей ему часть денег налогоплательщиков. В Америке такой поддержки практически нет». Положим, отстойный МХТ создавался когда-то отнюдь не на деньги налогоплательщиков, но он, видимо, не подпадает под давыдовские критерии «хорошего театра». А театр, который она считает хорошим, может существовать только при поддержке госаппарата; заметьте, это не я утверждаю, а сама Давыдова (похоже, осознала наконец). Тут и без «величайшего прагматизма» нетрудно понять: наш чиновник за красивые глаза никому не даст ни копейки; стало быть, он видит пользу от «нового театра» для родной пирамиды и для себя лично. Все, наверное, слышали про бесплатный сыр, а от Давыдовой эту информацию почему-то утаили, гады. И от безысходности она выдвинула свою теорию, альтернативную. Понятно, сложно заявить без обиняков: «Дяденька чиновник, дай денег, а уж мы тебе отслужим верой и правдой»; ну, не comme il faut это как-то, сами понимаете. С другой стороны, надо всё же обосновать свои притязания на кусок пирога, ведь Давыдова признаёт: «Современный театральный артхаус, как мы уже выяснили, без господдержки гибнет первым» (одни выяснили на практике, а другие и так не сомневались).
Итак, альтернативная версия от М.Давыдовой: «В любой цивилизованной стране мы встречаем людей, которые – хоть им кол на голове теши – смотрят не те фильмы, ходят не на те спектакли, читают не те книги и слушают не ту музыку, что предпочитает большинство нормальных граждан. То есть в чем-то вкусы этих оригиналов, разумеется, совпадают со вкусами большинства, но тот сегмент, который не совпадает, с каждым годом все более усложняется и становится все менее доступным широким народным массам. Эта специфическая и относительно недавно возникшая субкультура интеллектуалов в чем-то сродни фундаментальной науке, не имеющей никакого прикладного значения, но имеющей некий высший гуманитарный смысл, который, рискуя впасть в излишний пафос, я бы назвала разгадкой тайны бытия. И уже поэтому ее сохранение ничуть не менее, а по мне, так и более важно, чем сохранение… ну, скажем, культуры малых народов Севера».
Конечно, это смешно – оказывается, тайну бытия никак не разгадать, если на сцене не мазаться дерьмом (в очередной раз сошлюсь на ради-кальный шедевр Давыдовой – см. http://izvestia.ru/news/366834). Несколько, скажем так, мазков – и тайна бытия разгадана раз и навсегда. В рамках «субкультуры интеллектуалов»...
И ещё несколько старых добрых цитат – для разнообразия, не из Давыдовой.
«Девочка, вы тут самые умные? Это вам кто-нибудь сказал, или вы сами решили?»
«Ее только умный и увидит. Ткань эта невидима тем людям, которые непригодны для своей должности или непроходимые дураки» (невероятно, но на этот простенький фокус наивные люди покупаются раз за разом).
«И он стал расхваливать ткань, которой не видел, и выразил свое восхищение прекрасной расцветкой и замечательным узором… Да, ни один наряд короля не вызывал еще таких восторгов».
«Дай миллион, дай миллион, дай миллион!»
А что касается Америки... Бог с ней, с Америкой. Тем более, представитель «субкультурных интеллектуалов» предостерегает нас от слепого копирования заморских образцов: «мы – как завзятый двоечник– хорошему учимся с трудом, зато плохое усваиваем моментально». Кстати, мне запомнилась другая формулировка, высказанная несколько раньше и без надрыва: «Один из моих друзей, побывав в Америке, спросил: “Скажите, что у вас самое пошлое?” – “Зачем вам это? – ответили ему. – У нас есть много другого”. – “Знаю, – сказал мой друг. – Но мы будем усваивать самое пошлое”» (Г.Померанц, «Разрушительные тенденции в русской культуре», см. http://magazines.russ.ru/novyi_mi/1995/8/pomeran.html). Ну, да, «субкультуру интеллектуалов», например, позаимствовали. А об отчуждении этой, так сказать, субкультуры от государственной кормушки... ну, позабыли, в общем.
Спасибо тем, кто не только открыл Америку, но и выдал в запале страшную тайну.
Или, чтобы было понятнее, thank you very much!
Subscribe

  • 2021: 23 – 31 августа

    dik_dikij и poziloy Прощаемся с летом. 23 августа 2021 года умер Гоча Ломия. « Ломия... знаком советскому зрителю по своему экранному дебюту – в…

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments