dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Category:

Круги-37, часть третья

dik_dikij и poziloy

Ну, вот, хотели покороче, а получилось, как всегда...

26 февраля (окончание).
65 лет назад умер Лев Бруни – как написано в Википедии, «русский и советский художник-авангардист, иллюстратор и военный корреспондент». Своеобразное сочетание, скажем так.

15 лет назад умер Теодор Уилльям Шульц, обогативший экономику понятием «человеческий капитал».

15 лет назад умер Джэймс Нелсон Элгар. Он работал у Диснея, был, в частности, одним из режиссёров «Фаназии» и «Бемби», потом ушёл в научно-популярную мультипликацию и тоже немало потрудился во славу компании «Walt Disney Productions» («Живая пустыня», «Исчезающая прерия», «Секреты жизни», «Дикая кошка джунглей», «Белая пустошь»).

26 февраля 2013 года умер Виктор Сергачёв. Один из основателей «Современника», он запомнился в «Голом короле» (Министр нежных чувств) и был не на последних ролях во многих других спектаклях («Декабристы», «Большевики», «На дне»). Потом, следом за О.Ефремовым, ушёл во МХАТ, где собрал целую коллекцию чеховских персонажей – Медведенко, Вафля, Шабельский, Фирс...
В кино Сергачёв снимался много, очень много, но... Первой крупной ролью стал Пселдонимов в «Скверном анекдоте» А.Алова и В.Наумова, но фильм лёг на полку. А «Три толстяка» вышли, роль там актёру досталась не главная, но вполне запоминающаяся, да вот незадача – исполнителя роли Учителя танцев Раздватриса в титрах почему-то не оказалось. Промелькнул в «Трёх тополях на Плющихе», сыграл Паншина в «Дворянском гнезде», отметился в «Денискиных рассказах» и в «Кортике»... «Пропавшая экспедиция», «По данным уголовного розыска»... Да что перечислять, все его видели, все знали в лицо; кого он только не играл, и Суслова, и Троцкого... В «Мастере и Маргарите» Ю.Кары Сергачёву досталась роль Римского, но со зрителем и этот фильм разминулся. Кстати, была и телеверсия «Театрального романа», и Сергачёв играл там одного из «основоположников» – в какой-то мере самого себя, выходит, пародировал. Ну, сериалы перечислять не будем... много было ролей, очень много. Но какой-то роли не хватило, а какой – кто теперь скажет?..
Фильм о В.Сергачёве из цикла «Человек в кадре» – http://video.yandex.ru/users/skapkoff/view/42/#.
В.Н.Сергачёв, 24.11.1934 – 26.02.2013
Сергачёв

27 февраля.
70 лет назад погиб Александр Матросов. Год назад мы цитировали перл из Википедии: «Его подвиг получил широчайшую огласку в советских СМИ и стал в русском языке устойчивым выражением». С тех пор фразу слегка подредактировали, теперь она выглядит так: «Его подвиг широко освещался в газетах, журналах, литературе, кино и стал в русском языке устойчивым выражением». Не стыдно, а?

50 лет назад умер Владимир Конашевич, иллюстратор детских книжек. В его послужном списке – «Кот в сапогах», «Красная шапочка», «Мальчик-с-пальчик», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Муха-Цокотуха», «Тараканище», «Телефон», «Мойдодыр», «Сказка о глупом мышонке». Но детскими книжками дело не ограничивалось – были и Гоголь, и Достоевский, и Тургенев, и Чехов, и Зощенко... вплоть до аббата Прево. И всех их тоже иллюстрировал Конашевич.

40 лет назад умер Степан Шкурат. «В 42 года рабочий депо, имевший за плечами небольшой опыт игры в Роменском народном театре, привлёк внимание режиссёра И.Кавалеридзе и оказался на съёмочной площадке фильма «Ливень». Дебют оказался успешным, и роли пошли одна за другой: Шкурат стал «штатным крестьянином» украинского кино; в начале 1930-х это было очень востребованное амплуа. Приглянулся актёр и А.Довженко, любившему крупную фактуру – в знаменитой «Земле» Шкурат играет одну из главных ролей, Трубенко-старшего («Так, по-твоему, я дурень?» – на что сын отвечает: «Не дурень, тату, а просто постарели»).
Середина 1930-х становится «звёздным часом» Шкурата: вот он впервые снимается не в украинской картине; роль явно не самая крупная (Петрович, денщик белого полковника Бороздина), зато фильм-то какой – «Чапаев»!.. вот в «Аэрограде» у того же Довженко актёр играет главного врага – Василя, зверовода-пособника японских самураев... вот ещё один старый знакомец – Кавалеридзе – снимает своего «крестника» по немому кино в двух фильмах-операх подряд («Наталка-полтавка» и «Запорожец за Дунаем»)... Добавим сюда же роль Головы в «Майской ночи» – правда, это уже чуть позже, в 1940-м.
В начале 1950-х Шкурат вернулся на экран, но уже в небольших возрастных ролях; таких набралось полтора десятка (в том числе в «Педагогической поэме» и «Григории Сковороде»). В 75 лет, казалось бы, необычный актёр окончательно покинул съёмочную площадку, но через 6 лет последовало новое возвращение – правда, всего на одну картину; это был «Вий» (если кто помнит – Явтух). Да, неординарная биография, конечно
» (http://dik-dikij.livejournal.com/447577.html).

20 лет назад умерла Лиллиан Дайана Гиш. «Прежде всего, вспомним её как одну из ярчайших мировых звёзд немого кино – в 1910-е годы она снималась практически во всех фильмах Д.У.Гриффита, играла там либо главные, либо «связующие» (как в «Нетерпимости») роли. После появления звука актриса надолго оставила кино, сосредоточилась на театральных работах, но в 1940-е годы вновь, от случая к случаю, стала появляться на экране – только уже не на первых ролях (например, в «Комедиантах» сыграла миссис Смит). Лишь в 1987-м году 93-летняя (!) Гиш вновь сыграла главную роль – в не особенно известном у нас фильме «Августовские киты»; она была старшей сестрой Уэббер, а младшую сыграла, можно сказать, совсем юная 78-летняя Бетт Дэвис. Для Лилиан Гиш эта роль стала последней, самое время назвать её суммарный киностаж: 75 (семьдесят пять) лет. Вообще-то так не бывает, но факты – упрямая вещь» (http://dik-dikij.livejournal.com/378778.html).

27 февраля 2013 года умер Харви Лейвэн Клайберн-младший, а по-нашему – Ван Клиберн. Конечно, он был американским пианистом, но отчасти ведь и нашим тоже: победил на самом первом Конкурсе Чайковского, а главное – много играл русскую музыку, Чайковского и Рахманинова прежде всего. Итак, слушаем – С.Рахманинов, Концерт № 2 для фортепиано, играет Ван Клиберн, http://www.youtube.com/watch?v=huu-nir6RNw.

28 февраля.
480 лет назад родился Мишель Эйкем де Монтень. «Он был гасконцем, как и д'Артаньян, но действию предпочитал наблюдение. «в век энтузиазма и борьбы страстей, порожденных догматическим озлоблением, он [Монтень] представляет собой тип спокойного наблюдателя, сумевшего сохранить до конца дней свои нравственное равновесие и душевную ясность», – это из статьи Н.Стороженко в словаре Брокгауза и Ефрона (цитируется по http://www.vehi.net/brokgauz/index.html). Д'Артаньяну, впрочем, тоже всё было ясно, но, как правило, в пределах, ограниченных длиной клинка. Монтеню такого пространствае было мало...
Монтеня уважали обе стороны воюющей Франции – и католики, и гугеноты. Несомненно, это делает честь Монтеню, но и Франции тоже: боюсь, есть страны, где подобное просто невозможно – кто не с нами, тот против нас, и точка.
Его книга называется «Essais» («Опыты»), так что Монтень – родоначальник эссе как жанра, но и в такую умную голову вряд ли закрадывалась мысль, что в некоем будущем размышление о предмете (а чем же ещё является эссе?) попытается вытеснить непосредственный показ этого самого «предмета» (а ведь это, собственно, и отличает литературу от всего прочего).
Его в равной мере можно назвать стоиком и эпикурейцем. Отметим: и то, и другое одинаково отвергает всякий фанатизм, как и его прародительницу –догму...
Как сказал в своё время Флобер, который жил через 300 лет после Монтеня, «Вы спрашиваете, какие книги читать? Читайте Монтеня, читайте медленно, не торопясь!.. Прочтите его от начала до конца и, когда окончите, начните снова»
» (http://dik-dikij.livejournal.com/226370.html).
Тогда, два года назад, мы выложили изрядное количество цитат из самого Монтеня, а сейчас ограничимся лишь дюжиной из них; право, они того стоят.
«Благоразумию также свойственны крайности, и оно не меньше нуждается в мере, чем легкомыслие».
«Вовсе не требуется всегда говорить полностью то, что думаешь, это было бы глупостью, но всё, что бы ты ни сказал, должно отвечать твоим мыслям».
«Жизнь сам по себе – ни благо, ни зло: она вместилище и блага и зла, смотря по тому, во что вы сами превратили ее».
«Мы берем на хранение чужие мысли и знания, только и всего. Нужно, однако, сделать их собственными».
«Надо уметь переносить то, чего нельзя избежать».
«Народы, воспитанные в свободе и привыкшие сами править собою, считают всякий иной образ правления чем-то противоестественным и чудовищным. Те, которые привыкли к монархии, поступают ничуть не иначе. И какой бы удобный случай к изменению государственного порядка ни предоставила им судьба, они даже тогда, когда с величайшим трудом отделались от какого-нибудь невыносимого государя, торопятся посадить на его место другого, ибо не могут решиться возненавидеть порабощение».
«Не достигнув желаемого, они сделали вид, что желали достигнутого».
«Первоначально чье-либо личное заблуждение становится общим, а затем уж общее заблуждение становится личным».
«Подлинным зеркалом нашего образа мыслей является наша жизнь».
«Судить о чем бы то ни было надо, опираясь на разум,а не общее мнение».
«Человек крайне неразумен, он не в состоянии создать клеща, а между тем десятками создает богов».
«Чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому».

330 лет назад родился Рене Антуан Реомюр. К сожалению, в наших условиях его шкала не пригодна: Реомюр использовал спиртовой термометр, а мы предпочитаем снизить градус Реомюра где-нибудь до сорока, и этого хватает даже на троих... Только не надо думать, что эти трое – Фаренгейт, Цельсий и лорд Кельвин, у нас всё гораздо проще.

190 лет назад родился Жозеф Эрнест Ренан. «Однажды он задумал критически переосмыслить историю христианства и гордо написал: «Самая важная книга XIX столетия будет иметь заглавие: Критическая история начал христианства». Через полтора столетия понятно, что к числу сколько-нибудь важных книг эпохальный труд Ренана не относится; во всяком случае, ренановскую «Жизнь Иисуса» мало, кто читал, и даже слышали о ней далеко не все. Зато количество авторов, уверенных, что они сейчас напишут самый главный опус тысячелетия, за эти же полтора века возросло многократно» (http://dik-dikij.livejournal.com/626605.html).

120 лет назад (по новому стилю) родился Всеволод Пудовкин. Город Пенза на исходе XIX века в силу какой-то неведомой аномалии стал родиной режиссёров – В.Мейерхольда, В.Пудовкина, А.Медведкина. Но сейчас речь идёт только о среднем из трёх. «Самый известный фильм Пудовкина – «Мать» (по Горькому); вошли в историю кино и «Конец Санкт-Петербурга», и «Потомок Чингис-хана» (другое название – «Буря над Азией»). Потом, с середины 30-х, Пудовкин больше снимал историко-биографические картины («Минин и Пожарский», «Суворов», «Адмирал Нахимов», «Жуковский»). Оригинальностью стилистики они уже, честно говоря, не отличались, зато неизменно премировались на самом высоком уровне.
Отметился Пудовкин и как киноактёр – сыграл Фёдора Протасова в «Живом трупе» Ф.Оцепа и Юродивого в эйзенштейновском «Иване Грозном»
» (http://dik-dikij.livejournal.com/227446.html).

55 лет назад родилась Наталья Эстемирова. Летом 2009-го её убили. Можно по-разному оценивать деятельность правозащитников, но действия убийц должны оцениваться однозначно. И не только на словах.

40 лет назад умер Андрей Костричкин. «Тем, кто не слишком знает наше немое кино 20-х годов, его имя вряд ли о чём-нибудь говорит (разве что эрудиты слышали о нём как о первом муже нашей Золушки – Янины Жеймо). В звуковом кино у Костричкина совсем не сложилось, а в немом... Прежде всего, безусловно, надо назвать «Шинель» Г.Козинцева и Л.Трауберга. ...это не экранизация повести Гоголя, а некая фантазия «в манере Гоголя» (по сценарию Ю.Тынянова)… происходящее на экране иногда напоминает театр теней, а порой – кукольный театр. Да и о мультипликации забывать не стоит (параллели с работами Ю.Норштейна тут неизбежны)...» (http://dik-dikij.livejournal.com/227661.html).
А.А.Костричкин, 24.08.1901 – 28.02.1973


20 лет назад умер Иширо Хонда. Когда-то этот режиссёр снял фильм про Годзиллу, потом на ящера натравил Кинг-Конга и вообще густо заселил экраны всяческими монстрами, включая людей-грибов. А вот последняя работа Хонды стоит особняком – в фильме «Сны Акиры Куросавы» он стал соавтором своего великого соотечественника. В этой картине нет Годзиллы, зато есть Ван Гог и демон-мутант.

А у нас тем временем кончилась зима. Тоже ведь мутация, если угодно.
Но благоприятная.
С чем и поздравляем!
Subscribe

  • 2021: 23 – 31 августа

    dik_dikij и poziloy Прощаемся с летом. 23 августа 2021 года умер Гоча Ломия. « Ломия... знаком советскому зрителю по своему экранному дебюту – в…

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments