dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Ещё раз, медленно

Алексей Битов (poziloy)

Понедельник – день тяжёлый, как известно, и лучше обойтись без занудства. А я из чувства противоречия сделаю всё с точностью до наоборот и слегка позанудничаю. Нет, не на тему «торжественного открытия» так называемого «Гоголь-центра» с сопутствующим враньём и сладкой парочкой Капков-Серебренников, вещающей, похоже, из каждого утюга, а на самую, что ни на есть, общую тему.
Как бы ни хорохорились адепты «нового искусства», приходится им иногда признавать, что есть у них и противники. Набор эпитетов тут, прямо скажем, не велик, и, если отбросить всю заведомую ахинею (завистники, примитивы и т.д.), останется два ярлыка. Особенно любят «новоискусники» учёное слово «ретроград». Вот давайте попробуем разобраться.
На всякий случай, напоминаю: ретроград – не тот, кто против любого нового, а тот, кто против прогресса. «Прогресс» и «новое» – вообще-то, ни разу не синонимы. Простой пример: вполне вероятно, никто до сей поры не пробовал употреблять туалетную бумагу по прямому назначению, держа её, извините, зубами. А если кто-нибудь попробует, это что, прогресс будет?
А если серьёзно? Есть «новая хронология» от А.Фоменко; допустим на долю секунды, что она прогрессивна (ибо «новая»). Прекрасно, но что будет, если завтра появится ещё более новая хронология от Иванова-Петрова-Сидорова? Будем априори считать её ещё более прогрессивной?
То же самое относится, к примеру, к фильтрам Петрика. Берём промокашку, скручиваем, добавляем ещё что-нибудь и получаем новый фильтр, то есть совсем прогрессивный? Маловероятно, согласитесь.
Массу примеров привести можно, но и так понятно – прогресс, как правило, связан с чем-то новым (или хорошо забытым старым), но не всякое новое (или вовремя реанимированное старое) можно назвать прогрессом (ну, хоть в случае с туалетной бумагой).
Кроме всего прочего, новое топливо должно выделять энергию, новая посуда – обладать какой-то ёмкостью, и т.д. А какую функцию искусства выполняет, допусти, писсуар Дюшана – эстетическую? познавательную? Согласитесь, риторический вопрос. Вот и получается: это не прогресс, а подмена, следите за руками. Точно так же можно предложить священный писсуар в качестве, например, топлива; но даже если назвать его посудой... ёмкость у новации, конечно, есть, но есть/пить из такой посуды вряд ли осмысленно, так что прогресс тут тоже, честно скажем, сомнителен.
Ретрограды, тем не менее, существуют, как существуют и те, кто любую «новацию» почитает прогрессом; в сущности, это – две крайности, о которых давным-давно писал ещё С.Шевырёв (а я имел удовольствие его цитировать): «словесность требует жизни, как и человек, только этою жизнию, этим движением вперед она и сама совершенствуется духовно и способствует совершенствованию человека. Но этой силе производящей и непостоянной должна непременно противодействовать другая сила, не менее врожденная человеку, как и сила двигательная. Вместе с этим неудержным стремлением вперед человеку свойственно бывает считать то, чего уже достиг он, что сделал в известную минуту бытия своего совершенным и не уступающим ничему новому и лучшему. На этом высоком противоречии премудро замышлена вся жизнь человеческая... Но эти две силы так диаметрально противоположны между собою в началах своих, что должны по естеству своему стремиться ко взаимному уничтожению... Если бы в этой борьбе которая-нибудь из сил восторжествовала, что весьма возможно, то равновесие и гармония литературного мира были бы совершенно нарушены. При исключительном торжестве науки уничтожилась бы всякая новая жизнь в мире творящего слова и на место ее воцарилось бы мертвое и холодное подражание. Восторжествуй сила производящая – безначалие, хаос, уничтожение всех законов красоты могло бы быть следствием такого торжества в литературном мире. И откуда бы могло последовать возрождение жизни словесного мира и восстановление осиленного начала, если бы кроме этих двух враждующих сил не присутствовала третья, которая занимает средину между тою и другою силою и является примирителем, равно наблюдающим права каждой из них? Вот место, которое, по моему мнению, должна занимать критика в литературе.
Беспристрастная посредница в этой жаркой распре между творчеством и наукою, критика, с одной стороны, должна отстаивать непреложные законы науки против всех покушений всегда свободного и предприимчивого до буйства художества, с другой же стороны, признавать и право жизни, право творчества в душе человеческой и, основываясь на примерах истории как постепенного развития жизни, помогать молодому искусству в его новых опытах, руководствовать его и смело освобождать от наветов убивающей науки. Одним словом, согласить закон и жизнь, не нарушить первого и не попустить убийства второй: вот дело истинной критики! Торжествует исключительно наука: освободить искусство; буйствует искусство: восставить на него науку, – вот ее назначение... Неужели критика будет давать словесности еще более свободы, когда и так уже она всю ее завоевала и эту свободу превратила в необузданную вольность?... Мы видели сначала, как важно назначение критики в нашей литературе: мы видим теперь, в каком состоянии она у нас находится. Если бы это состояние не угрожало нам водворением безначалия, безвкусия и совершенного произвола в мире словесности, мы не обратили бы на него внимания; но при таком вредном направлении одной из главных сил литературного мира, силы посредствующей между творчеством и наукою, мне кажется, что всякий литератор обязан подать свой голос и содействовать, по возможности, восстановлению той истинной критики, которую хотят превратить в одно личное мнение и подчинить личному произволу
» («О критике вообще и у нас в России», см. http://az.lib.ru/s/shewyrew_s_p/text_0220.shtml).
Маленький вопрос напоследок. А на чьей стороне должен быть нормальный читатель, зритель, слушатель в борьбе ретроградов с «прогрессистами»? Но это зависит в первую очередь от того, с какой стороны исходит в данный момент большая угроза. Скверно, что при этом другая крайность (в нашем случае – охранительная) набирает силу, но пожар тушить необходимо, даже понимая, что от воды потом вполне может образоваться плесень. Вот когда эта угроза станет более опасной, чем полыхающий сегодня пожар, – тогда и придётся разворачивать орудия в противоположную сторону. Но не сейчас, когда горит, c'est la vie.
Как ни смешно, сегодняшние «новаторы», зачисляющие в «ретрограды» всех и вся, работают на будущих ретроградов («эффект маятника», однако). Впрочем, коммивояжёрам от «актуального искусства» до будущего (кроме, разве что, своего личного) дела нет.
А прогресс, напомню ещё раз, есть движение в определённом направлении, а не абы, куда, по принципу «не догоню, так хоть согреюсь».

Да, вот ещё что. Второй «ярлык», которым иногда пользуются «новаторы», – это «личная неприязнь», типа «такую личную неприязнь я испытываю к потерпевшему, что кушать не могу». Что ж, гляньте, что я выловил вчера из фрэнд-ленты на Фэйсбуке (и разместил, кстати, у себя на странице), тут всё сказано.
Коротко и ясно.
плакат
Subscribe

  • 2021: 23 – 31 августа

    dik_dikij и poziloy Прощаемся с летом. 23 августа 2021 года умер Гоча Ломия. « Ломия... знаком советскому зрителю по своему экранному дебюту – в…

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments

  • 2021: 23 – 31 августа

    dik_dikij и poziloy Прощаемся с летом. 23 августа 2021 года умер Гоча Ломия. « Ломия... знаком советскому зрителю по своему экранному дебюту – в…

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…