dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Category:

Человек из тупика

Алексей Битов (poziloy)

Мы упоминали этого человека в разных постах, а теперь имеем возможность взглянуть на него крупным планом.
Итак, Дмитрий Волкострелов. Наверное, не всё так просто: помню, пару раз читал отзывы о нём как о способном режиссёре у людей, с «новым театром» никак не связанных. Сам судить не могу, ни одного спектакля Волкострелова я не видел, и не видел, можно сказать, умышленно: человек, который для постановок выбирает тексты Пряжко, мне, простите, не интересен. Да, можно поставить интересный спектакль по достаточно неинтересному тексту, так тоже бывает, я знаю, но здесь мне непонятен сам выбор. Допустим, человек хочет пить, имеет возможность выбора, но предпочитает химическое пойло – к этому можно относиться по-разному... а вот если он выбрал, к примеру, лошадиную мочу, тут уже возникают определённые, мягко говоря, вопросы. Вот, к примеру, «пьеса» Пряжко «Солдат» (напомню полный текст: «Солдат пришел в увольнительную. Когда надо было идти обратно в армию, он в армию не пошел»; что тут ставить и что играть, не подскажете?)
Самое простое объяснение – человек хочет выделиться; ещё один вариант – жаждет вступить в ряды определённой партии-тусовки; наконец, фишка наших дней – эдакий снобизм наизнанку. В любом случае, очевидно: сказать юному «режиссёру» нечего; при этом он может быть технически оснащён и даже технически одарён, но для режиссуры, как и для любого искусства, этого, как хотите, недостаточно.
О снобизме я упомянул не просто так: интервью Волкострелова размещено на сайте snob.ru. Небольшой фрагмент довелось привести у себя на Фэйсбуке (http://www.facebook.com/poziloy/posts/427672913971472 ), охотно повторю.
Вопрос: «У тебя бывали открытые конфликты с аудиторией?»
Ответ: «В Польше было такое! Зрителя спектакля «Я свободен» (состоящего из 535 фотографий Павла Пряжко и 13 подписей к ним. – Прим. ред.) просто не знали, на что они идут. Дамы в мехах, господа в костюмах. И вот им показывают в течение часа одни фотографии. И ничего больше не происходит. Мне было реально не по себе в какой-то момент... Одна женщина закричала: «Мальчик, надо играть». Другой мужчина, выходя из зала, громко сказал: «Спокойной ночи, голый король!»».
Этот диалог я позволил себе предварить фразой «Вот, что нам надо срочно позаимствовать у польского театра»; впрочем, боюсь, сколько ни называй сноба голым королём, ему по барабану, он точно знает, что его наряд красив и моден, просто дураки (и некомпетентные зрители) этого не видят. В связи с этим – небольшой диалог о снобизме, естественно, из того же интервью. Вот, кстати, и ссылка – http://www.snob.ru/selected/entry/56200. А теперь – обещанный диалог.
Вопрос: «Дима, ты сноб?».
Ответ: «Ха-ха. Однажды меня хотели отчислить из института культуры, несмотря на все уважением к моему отцу. Главной претензией мастера курса было следующее: «Дима, вы сноб, у вас снобистское поведение. Так нельзя. Театр не для этого. Здесь другие законы» Я задумался. Неужели у меня такие комплексы, что мне проще задрать нос, чем общаться с людьми? А потом в Питере курсе на 4-м одна прекрасная девочка, художница, в общежитии мне говорит: «Какой-то вы очень высокомерный». А я такой стою, в раковине носки стираю и не знаю, что ответить. Размышляя на тему слова «высокомерие», понял что у него простая филологическая раскладка – всех мерить по самой высокой планке. Может быть, это не так уж и плохо». На всякий случай: сноб может и носки стирать, и Пряжко ставить, причём в двух случаях – если есть такая нужда, а деваться некуда, и если он сам балдеет от подобных занятий, Почему нет? бывают же снобы-копрофаги, и вопрос не в том, что человек делает, а в том, испытывает ли он при этом ощущение собственного превосходства.
Впрочем, диалог о снобизме – это уже в финале интервью, а предваряется оно вот такой вводной: «Дмитрий Волкострелов – один из главных героев 2012 года. Создатель петербургского Театра Post к 30 годам успел поставить четыре текста белорусского драматурга Павла Пряжко, озадачить критиков обеих столиц спектаклем из 535 фотографий, спектаклями длительностью 7 минут и 6 часов и даже оперной постановкой в подвале башни «Федерация»». Вот такой героизм, м-да.
Несколько фрагментов самого интервью. Вопрос: «А что ты еще с ними делаешь? Вот ты рассказывал, как в МХТ давал актерам текст в последний момент, причем не целиком, а каждому свой кусочек».
Ответ: «Просто у многих есть предубеждение по отношению к новой драме. Кто-то что-то слышал про всякую нецензурщину. И тут важно не дать им текст заранее, чтобы они дома в кресле не сказали себе: «Ой, правда пустяк». Есть тексты для театра, которые нужно сразу пробовать на язык. Особенность текстов Павла Пряжко в том, что они гораздо лучше воспринимаются на слух. И произносить их тоже гораздо легче, чем читать». Можно, я не буду это комментировать? Тут даже не пассаж о «новой драме» впечатляет, а режиссёрская методика: актёр не должен знать, кого он играет. Круто. Ну, а попытка произнести текст «Солдата»... или «Я свободен» (это там, где 535 фотографий)... нет, комментарии тут ни к чему.
Ещё несколько откровений. «Театр требует прежде всего готовности зрителя». В принципе, это верно, вот только можно подготовить зрителя к театру, а можно к чему-нибудь другому; внушить, что это и есть театр, не так уж трудно, если имеешь дело с неофитом.
«Когда мы ставим зрителя в тупик, когда мы лишаем его привычных ритуалов – это важно». К этой фразе, извините, вернусь чуть позже.
«Ну как, если хочешь что-то сказать про сегодня, ты не можешь это сказать иконописью». Правда? Уважаемый г.Волкострелов, открою Вам страшную тайну, которую знают все, кроме снобов: настоящая икона даже атеисту или инославному говорит «про сегодня» куда больше, чем всё «новое искусство», вместе взятое. Вы, конечно, можете с этим не соглашаться, сколько угодно, (а заодно и с таблицей умножения), но я и не собираюсь ничего доказывать, не хотите – не верьте. Дело хозяйское.
Да, о тупике. Интервью так и озаглавлено: Режиссер Дмитрий Волкострелов: Нам важно ставить зрителя в тупик. Рискну добавить несколько слов от себя.
Тут Вы совершенно правы: зритель, не поставленный в тупик, пройдёт мимо всех ваших платформ, не оглядываясь. По дороге, которая, может быть, куда-то и приведёт. А может, и нет. Но тупиковый путь точно не приведёт уже никуда. Здрасьте, приехали, просьба освободить вагоны.
Так что сидите в своём тупике сами, всем своим снобским коллективом, ваше право. Можете даже иногда выглядывать в окошко и спрашивать, что это за остановка.
Ответ известен.
Subscribe

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Год назад: 2020, 1 – 7 сентября

    dik_dikij и poziloy Воспоминания вслед. В первый день прошлой осени ушли Крапивин, Клюев и Печерникова. А закончилась та первая неделя смертью…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments