dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Categories:

Круги-31, часть вторая

dik_dikij и poziloy

24 декабря 2012 года оказалось богатым на юбилеи. Мало того, в нашем списке много актёров, о которых до этого писать не приходилось (или почти не приходилось). С другой стороны, пост, где много букв, в рождественские дни точно не читабелен. Вот мы и решили сделать не три поста, а четыре, но немного покороче. Так что вторая часть целиком посвящена одному-единственному дню.

24 декабря.
175 лет назад родилась Амалия Евгения Елизавета Виттельсбах, герцогиня Баварская и будущая императрица Австро-Венгрии. Елизавета Баварская, как её обычно называют у нас; в Европе она известна как Елизавета Австрийская, или Австро-Венгерская, или просто Венгерская (в Венгрии, между прочим). Ну, а киноманы Европы и других континентов знают её как Сисси – ту самую императрицу, роль которой одна только Р.Шнайдер сыграла четырежды.

90 лет назад родилась Ава Гарднер. Кстати, голливудская мега-звезда тоже сыграла Елизавету Баварскую, но всего один раз («Майерлинг», режиссёр Т.Янг), и это был 1968 год – можно сказать, закат кинокарьеры.
А взлёт пришёлся на первые послевоенные годы – «Убийцы» (Китти Коллинз), «Великий грешник» (Полина Островская – русская, конечно, ведь фильм снят по мотивам «Игрока» Достоевского). Пик славы – 1952-53 годы: «Одинокая звезда» (Марта Ронда), «Снега Килиманджаро» (Синтия Грин), «Могамбо» (Элоиз Келли), «Рыцари Круглого стола» (Королева Джиневра). Потом – «Босоногая графиня», «И восходит Солнце», «На берегу», «Ночь игуаны», «Семь дней в мае», «Землетрясение». И везде – главные роли, включая, естественно, Бретт Эшли, Мойру Дэвидсон и Мэксин Фолк. А ещё, до кучи, Баронесса Иванова в малоизвестной ленте «55 дней в Пекине». Вспомним и некоторых партнёров Гарднер – Б.Ланкастер, К.Гэйбл, Г.Пек, Х.Богарт, Т.Пауэр; уже по этому списку понятно, какую роль играла эта актриса в Голливуде: конечно, самую главную.
Впрочем, верность Голливуду Гарднер не хранила, она успешно снималась и в европейских фильмах. Тут были и «Обнажённая Маха» (Мария-Каэтана, герцогиня Альба), и уже упомянутый «Майерлинг», и «Перевал Кассандры» (Николь Дресслер).
Да, ведь ещё и советско-американская «Синяя птица», где Ава Гарднер была Роскошью.
И всё-таки пусть будет Сигтия Грин из «Снегов Килиманджаро» – http://video.mail.ru/bk/nino1962/715/7423.html.
А.Гарднер, 24.12.1922 – 25.01.1990
гарднер-2

145 лет назад (по новому стилю) умер Николай Греч. «Репутация у него отнюдь не безупречная, заслуг определённых тоже никто не отнимет, но мы хотим ограничиться одной-единственной цитатой, причём вовсе не о литературе: «Самое неудачное из наших министерств есть именно Министерство просвещения» (http://lib.rus.ec/b/315486/read). Увы, не только дураки и не только дороги... и даже не только «Воруют»... Стабильность, куда же без неё...» (http://dik-dikij.livejournal.com/436120.html).
Но, тем не менее, повторим ещё раз: «Наверное, тоже что-то полезное сделал, а репутация у человека скверная. Не с той компанией связался, надо полагать» (http://dik-dikij.livejournal.com/336202.html).

80 лет назад умер Николай Андреев. «Парадокс: первая его монументальная работа (памятник Гоголю) так и осталась едва ли не самой талантливой, но стоит на московских задворках. Потом скульптор ваял всё больше Лениных, но где они стоят, мало кого волнует, а об их художественной ценности способны рассуждать, похоже, только политпропагандисты. Зато сам скульптор в соответствующие времена почитался властями по полной программе.
Надо бы вспомнить и памятник Островскому у Малого театра. К сожалению, есть у него одна беда: на него не обращают внимания, как-то невыгодно он расположен. И хотя сам памятник никаких возражений не вызывает, будь он поэкспрессивнее, было бы, наверное, только лучше. А то впору таблички вокруг понаставить: не проходите мимо!
» (http://dik-dikij.livejournal.com/386315.html).
И то, что андреевский памятник Гоголю на задворки убрали, а на его место поставили другой, парадный – тоже, в общем, не удивительно: любят у нас властные и привластные дураки Гоголей переформатировать. До сих пор любят, хлебом их не корми...

55 лет назад умерла Норма Толмэдж. Как же всё переплелось, а? По утверждениям биографов, в честь Толмэдж в 1926 году назвали маленькую Норму Джин Мортенсон, которая потом выросла в Мэрилин Монро и стала секс-символом Голливуда, сменив на этом посту Аву Гарднер. А Толмэдж (Норма I) статус кинозвезды получила в 17 лет – после фильма «Повесть о двух городах». Затем снялась ещё в нескольких фильмах и в 22 года основала (вместе с мужем, Дж.М.Шенком) продюсерскую фирму собственного имени (Norma Talmadge Film Corporation). В дебютном фильме новой студии – «Пантея» – главную роль, разумеется, сыграла сама Толмэдж, а одним из помощников режиссёра был Э.фон Штрогейм, знаменитый в будущем режиссёр и актёр. Вполне успешными были и другие фильмы студии – «Да или нет» и, особенно, картина с труднопереводимым для нас названием «Smilin' Through». Правда, в 1922 году Толмэдж перебралась под крылышко Голливуда, но и там она чувствовала себя вполне уютно («Секреты», «Дама с камелиями», «Спорная женщина»). Но на смену немому кино пришло кино звуковое, и объединить два «ингредиента» у Толмэдж не получилось – то ли дело по отдельности! и звезда немого кино ушла с экрана на радио. Впрочем, в 1927 году Толмэдж внесла уникальный вклад в историю Голливуда: она случайно наступила на сырой бетон перед свежевыстроенным Китайским театром Граумана, и с её лёгкой ноги пошла одна из знаменитых заокеанских кинотрадиций.
А вот найти в Сети фильмы с участием актрисы мы, к сожалению, не смогли.
Н.Толмэдж, 26.05.1894 – 24.12.1957
Толмэдж

30 лет назад умер Луи Арагон (Луи-Мари Андриё). «Путать его с Арагорном не надо, хотя он тоже участвовал в борьбе с Мордором – в рядах французского Сопротивления. А ещё он был коммунистом и авангардистом, но не в том смысле, что Коммунистическая партия есть авангард рабочего класса (это вряд ли), но в смысле авангарда литературного. Впрочем, какой же он был авангардист, если позволял себе такие отстойные суждения, как: «... Критики взяли за правило, говоря о том, что видит глаз, употреблять слова, связанные с осязанием, а о том, что слышит ухо, говорить словами, связанными с обонянием» (цитируем по http://www.zitata.eu/aragon.shtml). А на самом деле, какая разница? Как утверждают некоторые знатоки, если автор назвал свой текст пьесой – значит, это пьеса. Поставил точку на чистый лист, сказал, что это скульптура – значит, скульптура. Написал на заборе какое-нибудь слово, сказал, что это музыка – значит, музыка. А критики, чтобы не ошибиться с видом искусства, перешли на универсальный воляпюк и рассуждают так, чтобы невозможно было догадаться, о чём они говорят, а то ведь конфуз получиться может: начнут разбирать, допустим, пьесу, а автор, оказывается, уже переименовал её в сонет для пейзажа ре-минор. Так что отныне смысл критики заключается в том, чтобы говорить, не уточняя, о чём, но на языке, понятном любым критикам. То есть на воляпюке. » (http://dik-dikij.livejournal.com/436637.html).

15 лет назад умер Тосиро Мифунэ – надо полагать, самый известный в мире японский киноактёр. Известен он, конечно, прежде всего по главным ролям в фильмах А.Куросавы – «Пьяный ангел», «Бездомный пёс», «Тихая дуэль», «Скандал», а далее – «Расемон», «Идиот» (Дэнкити Акама, японский вариант Рогожина), «Семь самураев», «Я живу в страхе», «Трон в крови» (Такэтоки Васидзу, японский Макбет), «На дне» (Сутэкити, аналог Васьки Пепла), «Три негодяя в скрытой крепости», «Плохие спят спокойно», «Телохранитель», «Отважный самурай», «Рай и ад», «Красная борода». Все эти фильмы, известные и не очень, мы скрупулёзно перечислили для того, чтобы подчеркнуть: за 17 лет (с 1948 по 1965) Куросава снял 17 фильмов, и в 16 из них главная роль отводилась Мифунэ. Это ли не фантастика?
А ещё были «Самурай», «Гений дзюдо» (сценарист, между прочим, Куросава), «Знамёна самураев» (дублировал японского актёра Е.Копелян, и внешняя экспрессия Мифунэ удивительным образом гармонировала со скрытыми эмоциями в голосе Ефима Закадровича), «Красный лев», «Бунт самураев»...
Но самурай – он ведь не только в Японии самурай; за Африку не скажем, но в Северной Америке – точно, сами видели, как бы там он ни маскировался («Большой приз», «Мидуэй», «Тень волка»). Отдельной строкой – «Красное солнце», испано-итало-французский вестерн, где по Дикому заокеанскому Западу японец Мифунэ проносится в удивительном дуэте с американцем Ч.Бронсоном...
Всех ролей, конечно, не перечислить, а лучшей из них, говорят, сам Мифунэ считал роль Доктора Ниидэ-«Красной бороды» – http://video.mail.ru/mail/jenya_karpenko/2433/13582.html. Последняя совместная работа Мифунэ и Куросавы... «Из всего, что я сделал, я не горжусь ничем, кроме ролей, сыгранных для него», – скажет позднее Мифунэ (см. http://www.xorosho.com/xoroshee_kino/28529-ryzhaya-boroda-akahige-1965.html).
Т.Мифунэ, 01.04.1920 – 24.12.1997
мифунэ
«Красная борода», «Красный лев», «Красное солнце»...

Год назад умер Йохан Мариус Николаас Хеестерс. А родился он в самом начале прошлого века, в 1903-м. «Последний фильм с его участием датирован 2008 годом, а на сцену Хеестерс выходил ещё в прошлом [2010] году. Вот что тут сказать можно, а?» (http://dik-dikij.livejournal.com/422932.html).
А вот несколько фильмов, где Хеестерс сыграл главные роли – «Нищий студент» (1936 год), «Гаспароне» (1937), «Хелло, Жанин» (1939), «Продавец птиц» (по оперетте К.Целлера, 1940), «Летучая мышь» (тоже по оперетте, но уже, как нетрудно догадаться, Й.Штрауса-сына, 1946)... наконец, «Милый друг» (экранизация Мопассана, 1954). Понятно, что актёр был не простой, а поющий, а если даже отвлечься от музыки, роль Жоржа Дюруа тоже что-то значит. Отметим и общий киностаж голландского актёра – 84 года. Ничего себе!
«Милый друг», конечно же – http://video.mail.ru/mail/957939/1969/2071.html.
Й.М.Н.Хеестерс, 05.12.1903 – 24.12.2011
Хеестерс

24 декабря 2012 года умер Валентин Козачков. По основной специальности он был детским кинорежиссёром, снял больше 10 картин («Валерка, Рэмка +», «Топинамбуры», короткометражка «Мушкетёры 4 "А"»). Но можно вспомнить Козачкова и как актёра небольших ролей – «Дежа вю» (это его герой интересуется: «Я дико извиняюсь, вы гость или интервент? А погромы будут?»), «Сочинение ко Дню победы», сериал «Ликвидация» (Председатель комиссии по усыновлению).
Может быть, дело в том, что фильмы Козачков перестал снимать четверть века назад («Топинамбуры» вышли в 1987-м), а на съёмочную площадку его по старой памяти тянуло? Может быть...
В.Ф.Козачков, 02.02.1934 – 24.12.2012
козачков

Перерыв.
Subscribe

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Год назад: 2020, 1 – 7 сентября

    dik_dikij и poziloy Воспоминания вслед. В первый день прошлой осени ушли Крапивин, Клюев и Печерникова. А закончилась та первая неделя смертью…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments