dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Categories:

Круги-28, часть вторая

dik_dikij и poziloy

Мы хотели сегодня завершить ноябрьскую серию, но ничего не получилось. Очередной острый приступ графомании – и заметка о Лопе де Вега вышла слишком большой, пришлось вынести её в отдельный, дополнительный пост. Его мы и выложим сегодня к вечеру, а последнюю часть – уже на неделе .

25 ноября.
295 лет назад (по новому стилю) родился Александр Сумароков. «Сумароков первым понял, что русская речь не позволяет штамповать двухсложные стопы без пиррихиев (пропусков ударений), хотя именно к такой жёсткости призывали основоположники Василий Кириллович с Михайло Васильевичем. Фактически, ямб или хорей в русском стихе возможны только как чередование ямбических (хореических) и пэонических стоп, или, проще говоря, как свободное чередование двухсложных стоп с четырёхсложными.
Вот Ломоносов, «Ода на взятие Хотина»: "Восторг внезапный ум пленил, / Ведет на верьх горы высокой...". Канонический четырёхстопный ямб – по четыре ударения в каждой строке; в дальнейшем тексте эта норма выдерживается не всегда, но каждый пиррихий по тогдашним правилам считался, мягко говоря, нежелательным явлением, погрешностью. Вот только частота ударений в русской речи немного иная, межударные отрезки длиннее, и выдерживать идеальный "двустопник" на протяжении хотя бы двух четверостиший так же нелепо, как танцевать вальс со связанными ногами.
Сумароков это почувствовал и "уравновесил" академическую догму свободным русским напевом. Так получилось знаменитое: "Прости, моя любезная, мой свет, прости, / Мне сказано назавтрее в поход ийти; / Не ведомо мне то, увижусь ли с тобой, / И ты хотя в последний раз побудь со мной". Лексика, конечно, архаична, но мелодика-то не устарела ничуть!
» (http://dik-dikij.livejournal.com/114129.html).
«Так что перед Александром Петровичем можно и шляпу снять, есть за что». Но это мы тоже уже писали (http://dik-dikij.livejournal.com/234634.html).
И ещё. Сумарокову принадлежат слова: «Петр дал нам бытие, Екатерина – душу».

125 лет назад (по новому стилю) родился Николай Вавилов. «Есть достоверные свидетельства, что, когда мальчики были поменьше, он [отец, И.И.Вавилов] не считал лишним поучить их ремнем. Порол не часто, но жестоко. И перестал не по собственной воле, а потому, что Николай однажды (лет в тринадцать), увидев в руках отца ремень, кинулся к окну, распахнул, вскочил на подоконник, крикнул:
– Не подходи, вниз брошусь. (На втором этаже было.)
И Иван Ильич понял – бросится.
Сергей – тот другой. Порку принимал с удивлявшей Ивана Ильича покорностью. Лишь много позднее Иван Ильич узнал, что Сергей ухитрялся подкладывать в штаны лист твердого картона, который и смягчал силу отцовского гнева.
С Николаем проще. И труднее
» (С.Резник, «Николай Вавилов», серия «Жизнь замечательных людей», см. http://www.imwerden.info/belousenko/books/Reznik/reznik_vavilov.htm).

20 лет назад умер Марк Рейзен. «наш знаменитый певец, бас. Кроме всего прочего, знаменит тем, что в последний раз на сцену Большого театра вышел в 90 лет – случай, что и говорить, уникальный. И исполнил он в день своего юбилея партию князя Гремина в «Евгении Онегине», не хухры-мухры. Браво! – что тут ещё можно сказать?.. А теперь представьте себе, каковы были вокальные возможности Рейзена в «боевом» возрасте…» (http://dik-dikij.livejournal.com/310544.html).

10 лет назад умер Карел Рейш. «Этот режиссёр снял такие известные фильмы как «В субботу вечером, в воскресенье утром» и «Айседора». И самый известный – «Женщина французского лейтенанта»» (http://dik-dikij.livejournal.com/413225.html).

Год назад умер Василий Алексеев. Что ни говори, это был уникум: вдруг, откуда ни возьмись, появился 28-летний мужик, больше похожий на Колобка, чем на спортсмена, и пошёл штамповать чемпионские титулы и мировые рекорды. Утверждали даже, что он специально добавлял к старому рекорду по чуть-чуть, чтобы почаще получать премию, которая причиталась тогда свежеиспечённым рекордсменам. Кстати, выглядело это очень даже правдоподобно – ведь Алексеев не просто тягал недоступные конкурентам веса, но делал это с большим запасом. И было в этом феномене что-то необъяснимое.

Год назад умер Анатолий Гелескул. «Он переводил с польского (А.Мицкевич, Ц.Норвид, К.И.Галчиньский, Ч.Милош), ещё чаще – с французского (Ш.Бодлер, П.Верлен, Г.Аполлинер), но наиболее известны, пожалуй, его переводы с испанского (Х.Манрике, Х.Р.Хименес, Ф.Гарсиа Лорка).
Между прочим, Норвида мы знаем в основном по повести Е.Анджеевского и фильму А.Вайды («Пепел и алмаз»), Хименеса – по роману Р.Брэдбери «451 по Фаренгейту» (эпиграф). Гелескул хотел, чтобы наши, извините, познания этим не ограничивались.
Переводил он не только стихи, но и, например, Х.Ортегу-и-Гассета. Видимо, это было интересно ему самому... теперь это интересно нам, не знающим испанского. Переводчик – не проводник, а посредник, связующее звено между мирами
» (http://dik-dikij.livejournal.com/416773.html).

26 ноября.
405 лет назад родился Джон Гарвард (Харвард). Раньше говорили – партия, а подразумевали – Ленин, теперь говорят – Гарвард, а подразумевают – университет.

165 лет назад родилась Мария София Фредерика Дагмара, принцесса Глюксбургская и будущая русская императрица Мария Феодоровна. В 19 лет она перебралась в Россию, а более, чем через полвека, по известным причинам была вынуждена покинуть новую родину и умерла там же, где родилась. Она пережила мужа, всех четверых сыновей, одного внука и четверых внучек. Семеро из десяти погибли насильственной смертью в июне-июле 1917 года.

155 лет назад родился выдающийся лингвист Фердинанд де Соссюр. Семиология, в общем-то, смыкается с социологией, так что в некотором роде Соссюр был учеником Э.Дюркгейма, которого мы вспоминали на прошлой неделе. В общем, швейцарский лингвист рассматривал речь как акт воли и понимания, но однажды иронично заметил: «Парадокс общения в том и состоит, что можно высказаться на языке и тем не менее быть понятым». Быть понятым или не быть – вот в чём вопрос.

160 лет назад (по новому стилю) умер Павел Федотов. «Не будем врать, что это наш любимый художник, но персонажей нашего времени он изобразил куда более похоже, чем Шилов или Сафонов. Впрочем, Босх изобразил их же ещё точнее, и намного» (http://dik-dikij.livejournal.com/312627.html).

120 лет назад (по новому стилю) умер Алексей Галахов. «В работе «Лермонтов» он писал: «просвещение является у Лермонтова бременем, или игом, которое гнетет нас, иссушает ум, поражает бездействием волю. Благодаря ему ветшает мир; благодаря ему мы жалкие, хотя и образованные, потомки предков почтенных, хотя и необразованных. От него человек, по энергическому выражению Гоголя, становится дрянью и тряпкой...
Указанные болезни эпохи, делающие человека слабым, бесхарактерным, самолюбивым, злым, Лермонтов объясняет "гнетом просвещенья", при котором утрачиваются естественные благородные инстинкты. Им противопоставляет он достоинства старины или жизни младенствующих, диких народов. В этом его общественная философия» (цитируется по http://az.lib.ru/g/galahow_a_d/text_0030.shtml).
Мы ни в коей мере не являемся поборниками идей «опрощения» (и возврата в пещеры). Но и о негативной стороне просвещения забывать тоже не стоило бы.
Парадокс, однако, заключается в том, что сам Галахов знаменит как русский литературный просветитель, составитель различных хрестоматий...
Позволим себе краткое резюме: у просвещения, как и у всего на свете, есть обратная сторона (как там насчёт бесплатного сыра?), а у «хрестоматийного» полупросвещения слабый кратковременный позитив не может уравновесить очевидного негатива
» (http://dik-dikij.livejournal.com/452031.html).

55 лет назад умер Алексей Ремизов. «Ну, писатель, конечно, на любителя; даром, что ли, едва речь заходит о Ремизове, сразу же вспоминают К.Чуковского: «Мы все рождаемся в мире, чтобы нас ласкала царевна Мымра, но всех нас пожирает зловонная змея Скарапея, – таков грустный смысл ремизовских книг». Правда, сказано это в 1910 году, а роман «В розовом блеске», например, написан в начале 1950-х, и можно, наоборот, сослаться на мнение Г.Струве («Если в будущей истории русской литературы в главе о зарубежном ее периоде на первом месте будет назван Бунин, то радом с ним, вероятно, – будет поставлен столь непохожий на него Ремизов», цитируется по http://remizov-sisters.narod.ru/remizov.htm), но тут уж, как говорится, кому что. Впрочем, не будем скрывать, в поклонники Ремизова мы записываться поостережёмся – всё-таки для того, чтобы писать на «нетрадиционном» языке, надо иметь абсолютный языковый слух, а тут возникают, честно говоря, большие сомнения. Хотя, с другой стороны, в парижах Ремизову было, пожалуй, проще, чем его коллегам, вырванным из родной речевой среды, а он изначально писал на каком-то парарусском, на котором никто вокруг него ни говорил, ни в России, ни в эмиграции. Как бы то ни было, Ремизов написал немало – и «Посолонь», и «Крестовых сестёр», и «Взвихрённую Русь»» (http://dik-dikij.livejournal.com/567041.html).

35 лет назад умер Алексей Грибов. «Иногда пишут, будто он умер на сцене, во время спекакля. Всё же это не так, умер Грибов у себя дома.
А вот инсульт настиг Грибова на сцене. Это случилось в Ленинграде, на гастролях. Шли «Три сестры», Грибов играл Чебутыкина. Спектакль прервали, но потом продолжили, Грибов – трудно понять, как – доиграл до конца. Но от удара не оправился. Так что в легенде есть доля правды.
Во МХАТе он сыграл Собакевича и Фому Опискина. И часовщика Райнера в легендарном «Соло для часов с боем». Можно сказать, это был последний бой «стариков» – Андровской, Прудкина, Станицына, Яншина. И Грибова.
Конечно, он снимался в кино. Сегодняшние зрители могут его помнить по «Полосатому рейсу» (капитан) или «Начальнику Чукотки» (Храмов). Время уходит.
Он был комедийным актёром – так решил Станиславский. Это не помешало Грибову сыграть Ленина («Кремлёвские куранты»). Зато помешало сыграть Короля Лира.
Говорят, Грибов мечтал именно об этой роли. Не сложилось
» (http://dik-dikij.livejournal.com/162068.html).
А.Н.Грибов,18(31).01.1902 – 26.11.1977


Год назад умерла Наталья Казьмина. «Когда-то давно солдаты, переходя реку вброд, держали ружья над головой, чтобы туда не попала вода. Так же высоко во время оно старались держать репутацию, чтобы её не подмочить. Сейчас слово «репутация» стало таким же анахронизмом, как ружьё, заряжаемое с дула.
Театровед Казьмина старалась держать репутацию. У неё получалось. Свою реку она перешла
» (http://dik-dikij.livejournal.com/414117.html).
В минувший понедельник, 26 ноября, в Театре Вахтангова прошла презентация книги Казьминой «Здравствуй и прощай». В приглашении, размещённом на сайте Театра, о Казьминой сказано: «Она не оглядывается на моду, на то, что сегодня принято думать и говорить. Не ходит в стае» (http://www.vakhtangov.ru/news/2059). Всё так, но уже в прошедшем времени.

Здесь следовало бы взять паузу, но как не вспомнить ещё одного человека?
26 ноября 2012 года умер Джозеф Эдвард Мюррэй. В 1954 году он впервые в мире пересадил человеку почку другого человека. А потом осуществил ещё несколько первых в мире почечных трансплантаций.
93 года. Долгая и достойная жизнь.

Вот теперь – пауза. Впереди – дополнение.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Вынужденное

    Алексей Битов (poziloy) Очень не хотелось снова писать про всю эту ковидно-вакцинную вакханалию, но деваться, повторю, некуда. Хотя прекрасно…

  • Мастер, Маргарита и немного футбола

    Алексей Битов (poziloy) « Смотреть матч по телевидению все равно, что изучать животное по скелету. Все вроде бы ясно, а теплого и трепетного…

  • 2021: 1 – 15 ноября

    dik_dikij и poziloy Юрий Клепиков, Геннадий Чихачёв, Виктор Коклюшкин и другие. 1 ноября 2021 года умер кинодраматург Юрий Клепиков – сценарист…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments